О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 25 августа 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Лифановской В.П. судей Степановой Е.В., Мельниковой О.Г. при секретаре Перун А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Текиевой Е.В. о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по отказу в предоставлении земельного участка по кассационной жалобе Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края на решение Хасанского районного суда Приморского края от 10 июня 2011 года, которым заявление удовлетворено, признано незаконным письмо Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в части невозможности предоставления Текиевой Е.В. земельного участка площадью 3123 +/-20 кв.м., кадастровый номер 25:28:050031:463, по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Четвертая, 8 в собственность; на Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем разрешения заявления Текиевой Е.В. о предоставлении указанного земельного участка в собственность по предоставлению всех необходимых документов. Заслушав доклад судьи Степановой Е.В., выслушав объяснения представителя Текиевой Е.В. – Кисель К.Л., представителя Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края – Якушеву Т.А., судебная коллегия у с т а н о в и л а: Текиева Е.В. обратилась в суд с указанным с заявлением, указав, что 29 марта 2011 года она подала в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края заявление о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 3123+/-20 кв.м., кадастровый номер 25:28:050031:463, по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Четвертая, 8 для дальнейшей эксплуатации здания-поликлиники с пристройками и антресолями, принадлежащего ей на праве собственности. К заявлению были приложены все необходимые для принятия решения документы. Однако письмом от 29.04.2011 года Департамент сообщил ей о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность в связи с его расположением во 2-ой зоне округа санитарной охраны курортной зоны, которая, относит указанный выше земельный участок к землям особо охраняемых природных территорий. Просила признать незаконным отказ Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в предоставлении ей в собственность земельного участка площадью 3123 +/-2,0 кв.м, кадастровый номер 25:28:050031:463 по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Четвертая, 8, и восстановить нарушенное право, обязав Департамент земельных отношений принять решение о предоставлении в собственность выше указанного земельного участка. В судебное заседание Текиева Е.В., представитель Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель Департамента направил в суд письменный отзыв о несогласии с заявленными требованиями. Решением Хасанского районного суда Приморского края от 10 июня 2011 года заявленные требования удовлетворены. В кассационной жалобе Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного. Судебная коллегия, проверив материалы дела, полагает доводы кассационной жалобы обоснованными, а решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» также установлено, что отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»). Согласно статье 32 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горносанитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.01.1971 № 11 «Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение» утверждена курортная зона города Владивостока на побережье Амурского залива, которая является курортом федерального значения и расположена в границах территориальной зоны курортного лечения и отдыха. Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.10.1983 № 458 в отношении курортной зоны города Владивостока на побережье Амурского залива установлены границы округа санитарной охраны курортной зоны в составе трех зон. Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1425, установлено, что лечебно-оздоровительные местности и курорты федерального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации являются особо охраняемыми природными территориями. Согласно статье 17 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 № 462, на карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа установлены границы территориальных зон. Границы территориальных зон отвечают требованию принадлежности каждого земельного участка к одной территориальной зоне. При этом границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия отображены на отдельных картах в составе Карты. Как следует из материалов дела, испрашиваемый заявителем земельный участок расположен во второй зоне округа санитарной охраны курортной зоны города Владивостока на побережье Амурского залива, и, следовательно, относится к землям особо охраняемых природных территорий. Данные обстоятельства подтверждаются, в том числе и кадастровым паспортом от 05.03.2011 г. №25/00-11-17126 (раздел В.З). Согласно статье 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте( часть 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ). Таким образом, на основании пункта 1 части 5 статьи 27 ЗК РФ земельный участок, находящийся в пределах особо охраняемых природных территорий является ограниченным в обороте и в соответствии с частью 2 статьи 27 ЗК РФ не предоставляется в частную собственность. В силу норм Положения о курортах, утвержденного постановлением Совета министров СССР от 05.09.1973 № 654, Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», территория любого курорта состоит из трех зон: 1) курортной зоны, в которой расположены природные лечебные средства, устройства и сооружения для их использования, санаторно-курортные учреждения, учреждения отдыха и культуры, общественного питания, торговли и бытового обслуживания лиц, прибывающих на курорт (условно первая зона); 2) зоны, в которой находятся жилые дома, здания, сооружения для постоянно проживающего населения (условно вторая зона курорта); 3) зоны, в которой размещены централизованные хозяйственные и технические службы (п. 2) - (условно третья зона курорта). То есть, по смыслу Положения 1973 г., под курортной зоной понимается часть конкретного курорта, на которой расположены лечебные ресурсы и сами санаторно-курортные учреждения. Округ санитарной охраны курорта, в соответствии с п. 15 Положения от 05.09.1973, делится на три зоны. В первую зону (зону строгого режима) включены, в частности, местности, где расположены месторождения лечебных грязей и прилегающая к полосе моря территория шириной не менее 100 метров. К второй зоне (зоне ограничений) отнесены, в частности: а)территория, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождению лечебных грязей; б) естественные хранилища лечебных грязей; в) территория, на которой расположены санаторно-курортные учреждения, учреждения отдыха и территория, предназначенная для строительства таких учреждений по генплану курорта. На земельные участки, расположенные во 2-ой зоне, устанавливаются ограничения, в частности на таких участках запрещается размещение объектов и сооружений не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На данные обстоятельства представитель департамента земельных отношений обоснованно ссылался в своем отзыве на заявленные требования, однако судом первой инстанции указанные доводы оставлены без внимания. Таким образом, выводы суда о том, что использование Текиевой Е.В. на спорном земельном участке здания поликлиники не будет нарушать установленные законодательством ограничения для 2-ой охранной зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока является необоснованным, так как поликлиника не относится к объектам курортного лечения и отдыха, а является многопрофильным или специализированным лечебно- профилактическим медицинским учреждением для оказания медицинской помощи. Кроме того, из показаний представителя Текиевой Е.В. – Кисель К.Л. на заседании судебной коллегии следует, что спорный объект недвижимости в настоящее время не используется по целевому назначению, фактически поликлиника так не располагается, здание используется различными арендаторами, но не в целях курортного лечения и отдыха. С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям. Поскольку судом установлены все юридически значимые обстоятельства, сбор дополнительных доказательств не требуется, судебная коллегия полагает возможным не передавая дело на новое рассмотрение, принять решение об отказе в удовлетворении требований Текиевой Е.В. о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по отказу в предоставлении в собственность земельного участка. Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: Кассационную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края удовлетворить ; решение Хасанского районного суда Приморского края от 10 июня 2011 года отменить. Текиевой Е.В. в удовлетворении требований о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по отказу в предоставлении в собственность земельного участка площадью 3123+/- 20 кв.м., кадастровый номер 25:28:050031:463, расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул.Четвертая,8 - отказать. Председательствующий: Судьи: