Определение от 30.08.2011 по делу №33-8312. Решение оставлено без изменения.



Судья: Чесноков В.И. Дело № 33-8312 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 августа 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Кадкина А.А.

судей Чикаловой Е.Н., Дегтяревой Л.Б.

при секретаре Пилипенко А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андрейцева В.В., Андрейцевой И.В., Андрейцевой Р.М. к Министерству финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования

по кассационным жалобам представителя Андрейцева В.В., Андрейцевой И.В. и Андрейцевой Р.М. - Литвиненко С.П., Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по ПК, прокуратуры Ольгинского района

на решение Ольгинского районного суда Приморского края от 9 июня 2011 года, которым иск удовлетворен частично.

Взыскана с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации компенсация морального вреда в пользу Андрейцевой Р.М. в размере , в пользу Андрейцевой И.В. в размере , в пользу Андрейцева В.В. в размере , а также судебные расходы в пользу Андрейцевой Р.М. в размере

В остальной части иска – отказано.

Заслушав доклад судьи Чикаловой Е.Н.

Выслушав пояснения представителя УФК по ПК – Овчаренко О.В., Андрейцевой Р.М., Андрейцева В.В., судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

Истцы обратились в суд с названным иском, в обоснование заявленных требований указали, что с октября 2009 года органами следствия обвинялись в незаконной добыче (вылове) водных биологических ресурсов, то есть в преступлении, ответственность за которое предусмотрена ч.З ст.256 УК РФ. Приговором Ольгинского районного суда от 27 октября 2010 года они оправданы на основании п.1 ч.1 ст.27 УПК РФ за непричастностью к совершению преступления. Указанный приговор кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Приморского краевого суда от 18 января 2011 года оставлен без изменения.

Просили взыскать моральный вред в пользу Андрейцевой Р.М. и Андрейцевой И.В. по каждой, в пользу Андрейцева В.В. - в сумме с Минфина Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации.

Представитель ответчика Министерства Финансов РФ пояснила, что незаконность действий должностных лиц государственных органов в отношении истцов не установлена. Следственные действия выполнялись в рамках возбужденного уголовного дела, в строгом соответствии с требованиями закона РФ. Истцами не доказан факт причинения им физических и нравственных страданий действиями должностных лиц. Не соответствует требованиям закона и указанный размер компенсации морального вреда. Кроме того, считает Минфин РФ ненадлежащим ответчиком, так как неверно определен орган, выступающий от имени казны Российской Федерации по данной категории дел.

Представитель третьего лица на стороне ответчика - Прокуратура Приморского края, считает, что истцами не доказан факт причинения им физических и нравственных страданий действиями должностных лиц. Не доказана причинно-следственная связь между уголовным преследованием и заболеванием Андрейцевой Р.М., и перенесенной операцией Андрейцевой И.В. Кроме того, в ходе дознания по уголовному делу от указанных лиц отбиралось только обязательство о явке. Также, следует учесть, что на протяжении длительного периода времени судебное разбирательство откладывалось по ходатайству самих подсудимых. Полагает, что заявленный размер исковых требований необоснованно завышен. Считает, что исковые требования истцов подлежат частичному удовлетворению.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласились истцы Андрейцев В.В., Андрейцева И.В., Андрейцева Р.М., Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по ПК, прокуратура Ольгинского района, ими поданы кассационные жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 133 УПК РФ вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора суда.

Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписку о невыезде.

В силу ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения подписки о невыезде, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда в порядке установленном законом.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, от ее имени выступает Министерство финансов РФ.

Суд правильно применил указанные нормы материального права и возложил обязанность по компенсации причиненного истцу морального вреда за счет казны РФ на Министерство финансов РФ.

Как установлено материалами, дела приговором Ольгинского районного суда от 27 октября 2010 года Андрейцев В.В., Андрейцева И.В., Андрейцева Р.М. оправданы на основании п.1 ч.1 ст.27 УПК РФ за непричастностью к совершению преступления. Оправдательный приговор вступил законную силу 18 января 2011 года.

При таких обстоятельствах суд обосновано пришел к выводу о том, что для истцов возникло право на возмещение вреда, поскольку они были незаконно подвергнуты мерам процессуального принуждения в ходе производства по конкретному уголовному делу.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20 декабря 1994 года № 10 (п.8), размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимание обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требований разумности и справедливости. Степень нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

При определении размера компенсации морального вреда суд учел фактические обстоятельства дела, требования разумности и справедливости, данные о личности истцов и характере причиненного им морального вреда.

Размер морального вреда в пользу Андрейцевой Р.М. в размере , в пользу Андрейцевой И.В. в размере , в пользу Андрейцева В.В. в размере определен судом обоснованно и правильно, с учетом требования закона

Доводы, изложенные в кассационной жалобе представителя Министерства финансов РФ, не могут являться основанием для отмены законного решения суда, поскольку проверялись судом и в решении им дана надлежащая правовая оценка.

Ссылка представителя Минфина РФ на нормы Бюджетного кодекса РФ также не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку его нормы не применимы к спорным правоотношениям по возмещению морального вреда, подлежащего возмещении в порядке реабилитации в связи с уголовным преследованием.

Доводы кассационной жалобы прокурора Ольгинского района Приморского края о завышенном размере взысканной компенсации морального вреда, а равно и доводы представителя истцов о заниженном размере компенсации морального вреда, судебная коллегия считает необоснованными. Размер компенсации морального вреда определен судом с учетом требования закона и собранных по делу доказательств.

Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и на которые имелась ссылка в кассационных жалобах, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.

Оснований для отмены постановленного судом решения не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ольгинского районного суда Приморского края от 9 июня 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы представителя Андрейцева В.В., Андрейцевой И.В., Андрейцевой Р.М. – Литвиненко С.П., Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по ПК, прокуратура Ольгинского района – без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200