определение по делу 33-8284. решение суда оставлено без изменения



Судья Зиганшин И.К. Дело № 33-8284

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 августа 2011 год г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Коржаковой Л.М.,

судей Виноградовой О.Н., Ельницкой Н.Н.

при секретаре Пилипенко А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общественной орга­низации «Артемовское городское общество потребителей» в защиту интересов неопределен­ного круга лиц к ООО «Артемовская управляющая компания», ООО «Управляющая жилищ­ная компания Гранд», ООО «Управляющая жилищная компания «Лазурит», ООО «Управ­ляющая жилищная компания «Прогресс», ООО «Управляющая компания «Рояр», ООО «Управляющая компания «Сантехстрой», ООО «Штиль плюс» о возложении обязанности

по кассационной жалобе представителя Общественной орга­низации «Артемовское городское общество потребителей» на решение Артемовского городского суда от 25 апреля 2011 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Коржаковой Л.М., выслушав мнение представителя ОАО «ДГК» Астапенковой С.В., судебная коллегия

Установила:

Общественная организация «Артемовское городское общество потребителей», дейст­вуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратилась в суд с названным иском, указав, что в процессе управления многоквар­тирными жилыми домами управляющие компании нарушают нормы жилищного кодекса и закона о защите прав потребителей Обязанность по предоставлению коммунальных услуг лежит на управляющей компании. Несмотря на данное требование закона, платежи с населе­ния собирают pecypсоснабжающие организации по отдельным квитанциям, которые не несут ответственности за качество и количество предоставляемых услуг, т.к. не обслуживают внутридомовые сети и тем самым не являются исполнителями услуг. Поэтому все комму­нальные платежи потребителями должны уплачиваться управляющей компании, как испол­нителю коммунальных услуг, по единой платежной квитанции. Кроме того, в нарушение требований п. 11 ст. 162 ЖК РФ управляющие компании не представляют отчеты потребите­лям, что не позволяет осуществлять контроль за выполнением управляющей компанией ее обязательств по договору управления многоквартирным домом. При обращении в управ­ляющие компании собственники помещений в многоквартирных домах получают ответы че­рез 30 дней либо вообще их не получают. Тем самым нарушаются требования ч. 1 ст. 31 за­кона о защите прав потребителей, предусматривающей десятидневный срок удовлетворения соответствующих требований со дня их предъявления. Просит обязать ответчиков перейти с 01 ноября 2010 года на единую платежную квитанцию, включая коммунальные услуги, представлять ежегодные отчеты в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и удовлетворять претензий потребителей в установленный законом десятиднев­ный срок.

В судебном заседании представитель истца заяв­ленные исковые требования поддержала

Представитель ООО «Артемовская управляющая компания» исковые требования не признал и пояснил, что за деятельность ресурсоснабжающих орга­низаций управляющие компании не несут ответственности. Действующее законодательство позволяет потребителям производить расчеты напрямую с ресурсоснабжающими организа­циями.

Представитель ответчика ООО «Штиль плюс» исковые требования не признал и пояснил, что требования общества потребителей не основаны на законе, приме­нение единой квитанции законодательством РФ не предусмотрено. ООО «Штиль плюс» представляет ежегодные отчеты в соответствии с п. 11 ст. 162 ЖК РФ.

Представитель ООО «Управляющая жилищная компания «Прогресс» исковые требования не признал и пояснил, что в соответствии со ст. 426 ГК РФ между жителями многоквартирных домов и ресурсоснабжающими организациями дейст­вует публичный договор. Вопрос о передаче функций по приему платежей за коммунальные услуги управляющими компаниями на законодательном уровне не разрешен.

Представитель ООО «Управляющая компания «Рояр» иско­вые требования не признал и пояснил, что единая платежная квитанция законодательством РФ не предусмотрена.

Представитель ООО «Управляющая жилищная компания «Лазурит» исковые требования не признал и пояснил, что применение единой расчетной квитанции законом не предусмотрено.

Представители третьего лица КГУП «Примтеплоэнерго» считая исковые требования необоснованными, пояснили, что КГУП «Примтеплоэнер­го» осуществляет сбор платежей за услуги теплоснабжения на основании соглашений, за­ключенных с управляющими компаниями. Закон не исключает возможности передачи ис­полнителем коммунальных услуг права требования внесения платы за потребленные комму­нальные услуги ресурсоснабжающей организации.

Представитель третьего лица КГУП «Приморский водоканал» в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в его отсутствие.

Представитель третьего лица ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» с иском не согласился, пояснил, что нарушений прав неопределенного круга потребителей истцом не до­казано.

Представители ответчиков ООО «Управляющая жилищная компания Гранд», ООО «Управляющая компания «Сантехстрой», третьих лиц ОАО «Дальневосточная энергетиче­ская компания» и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потре­бителей и благополучия человека по Приморскому краю в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.

Судом постановлено указанное решение, с которым истец не согласился и его представителем подана кассационная жалоба.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

В порядке ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

При этом действующим законодательством, в частности Жилищным кодексом РФ, а также Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам от 23 мая 2006 года № 307 не предусмотрено в обязательном порядке внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги по единой квитанции.

Напротив, законодательством предусмотрена возможность получения энергосбытовой организацией платы за потребленную, в частности электроэнергию непосредственно от жильцов (пункт 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530

Как верно отмечено судом, для взимания с граждан платы за коммунальные услуги по единой платежной квитанции необходимо наличие соответствующего договора между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией.

В силу п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия законных оснований для возложения на управляющие компании обязанности по переходу на единые платежные квитанции, поскольку выставление таких квитанций в отсутствие заключенного между управляющими и ресурсоснабжающими организациями договора, приведет к нарушению принципа надлежащего исполнения обязательства (ст. 312 ГК РФ), т.к. плата за коммунальные услуги в таком случае взималась бы не управомоченным на то лицом.

Судебная коллегия соглашается и с выводом суда об отказе в удовлетворении требований о возложении обязанности на управляющие компании по предоставлению ежегодных отчетов, поскольку доказательств, подтверждающих нарушения ответчиками требований ст. 162 ЖК РФ предписывающей предоставлять собственникам помещений ежегодные отчеты о выполнении договора управления, истцом не представлено.

Что касается требований истца о возложении на ответчиков обязанности об удовлетворении требований потребителей в установленный законом десятидневный срок, то данные требования, как верно указано в решении суда, общественной организацией заявлены необоснованно, поскольку удовлетворение требований потребителя в связи с обнаружением недостатков выполненной работы или оказанной услуги вытекает из индивидуального спора между конкретным потребителем и исполнителем.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно; представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка; изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалуемого решения по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

решение Артемовского городского суда от 25 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200