Судья: Жукова И.П. Дело № 33-8638 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 14 сентября 2011 г. г. Владивосток Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе председательствующего: Лозенко И.А. судей: Шевцовой Т.С., Степановой Е.В. при секретаре Ковалевой В.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Пилипенко С.А. к администрации Ярославского городского поселения об отмене постановления № 79 от 28 мая 2010 года и обязывании обеспечить его сертификатом на жилье по кассационной жалобе Администрации Приморского края на решение Хорольского районного суда Приморского края от 8 июля 2011 года, которым постановлено: признать Постановление Администрации Ярославского городского поселения № 79 от 28.05.2010г. «О снятии с регистрационного учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», которым участник Великой Отечественной войны Пилипенко С.А. снят с регистрационного учета, незаконным и отменить его. Обязать Администрацию Ярославского городского поселения восстановить право Пилипенко С.А. на постановку в очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях с момента его первоначального обращения с заявлением о предоставлении благоустроенного жилья, то есть с 20.11.1990г., открыв вновь учетное дело. В удовлетворении требований истца Пилипенко С.А. о возложении на Администрацию Приморского края обязанности обеспечить Пилипенко С.А. жильем, отказать. Заслушав доклад судьи Лозенко И.А., выслушав пояснения представителей Пилипенко С.А. – Афанасьева Е.С., Крючкова В.Н., судебная коллегия у с т а н о в и л а: Пилипенко С.А. обратился в суд с названным иском, в обоснование заявленных требований указал, что 28 мая 2010 года администрацией Ярославского городского поселения вынесено постановление о снятии с регистрационного учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в соответствии с которым он, участник ВОВ, снят с регистрационного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. Просил суд признать недействительным (незаконным) постановление Администрации Ярославского городского поселения № 79 от 28.05.2011г., обязав Администрацию устранить допущенное нарушение, восстановив право Пилипенко С.А. на постановку в очереди с 20.11.1990г., то есть с момента его первоначального обращения с заявлением о предоставлении благоустроенного жилья и посредством привлечения к участию по делу в качестве соответчика Администрации Приморского края, обязать последнюю обеспечить Пилипенко С.А. жильем. Ответчик - администрация Ярославского городского поселения направили в судебное заседание заявление с просьбой рассмотреть заявление в отсутствие представителя и принять решение на усмотрение суда. Привлеченная к участию по делу в качестве ответчика Администрация Приморского края исковые требования Пилипенко С.А. не признали, в суд направлено письменное возражение с ходатайством рассмотреть дело в отсутствие представителя. При этом указали, что учитывая, что Пилипенко С.А. произвел действия, приведшие к ухудшению его жилищных условий в 2006г., (продал свой дом) и стал лицом, не имеющим в собственности жилых помещений, при указанных обстоятельствах он не может претендовать на признание его нуждающимся в жилых помещениях, а принятие его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях может быть не ранее чем через 5 лет со дня продажи дома. В данной связи считают решение комиссии по жилищным вопросам Администрации Ярославского городского поселения законным и обоснованным. Предоставление Пилипенко С.А. свидетельства на приобретение жилья возможно только после постановки его на учет в качестве нуждающегося на предоставление жилья. Судом вынесено указанное решение, на которое представителем Администрации Приморского края подана кассационная жалоба. Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, полагает, что решение суда вынесено в соответствии с требованиями закона и оснований для его отмены не имеется. В судебном заседании установлено, что Пилипенко С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом первой группы, значится зарегистрированным по адресу: <адрес> Пилипенко С.А. являлся собственником жилого дома, площадью 33,50 кв.м., по адресу: <адрес>, который был продан ДД.ММ.ГГГГ г. В связи с чем, на основании ст.ст.53, 56 п.1 п.п.6 ЖК РФ, постановлением главы администрации Ярославского городского поселения №79 от 28.05.2010 г. Пилипенко С.А. снят с регистрационного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. Разрешая данное гражданское дело по существу, суд первой инстанции верно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Закона Приморского края от 26.06.2006 № 389-КЗ (в ред. от 09.12.2010) «Об обеспечении жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Приморского края», собранным по делу доказательствами пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований Пилипенко С.А. Данный вывод в решении суда мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований для его отмены нет. Согласно пп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федеральных законов от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 29.06.2009 № 135-ФЗ, от 21.12.2009 № 327-ФЗ, от 06.05.2010 № 79-ФЗ) к мерам социальной поддержки участников Великой Отечественной войны относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем указанных лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 1 и ч. 2 ст. 3 Закона Приморского края от 26.06.2006 № 389-КЗ (в ред. от 09.12.2010) «Об обеспечении жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Приморского края» предоставление участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях), независимо от времени постановки их на учет, мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями осуществляется по их выбору в форме социальной выплаты либо жилого помещения по договору социального найма. Из приведенных положений закона следует, что право на обеспечение жильем имеют участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях. В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2 части 1 ст. 56 ЖК РФ). Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего. Основанием для снятия истца Пилипенко С.А. с регистрационного учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, для Администрации Ярославского городского послужил факт продажи Пилипенко С.А. дома, расположенного <адрес>, находящегося у него в собственности, что было расценено как намеренное ухудшение жилищных условий. Однако, данный факт ее нашел своего подтверждения в судебном заседании. Напротив, в суде первой инстанции при рассмотрении дела было установлено, что Пилипенко С.А. был принят на регистрационный учет в качестве нуждающегося в благоустроенном жилье еще по состоянию на осень 1990 г. Тот факт, что Пилипенко С.А. якобы был восстановлен в очереди с 01.08.2006г., суд обоснованно оценил критически исходя из пояснений свидетеля П. Н.В., о том, что заявление о восстановлении в очереди было написано ею от имени мужа задним числом от 2006г. по просьбе работников Администрации ЯГП, утерявших первичные документы. Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что утрата органом местного самоуправления учетного дела истца Пилипенко С.А., поставленного на учет в качестве нуждающегося в жилье в 1990 году, не может отразиться на правах последнего, предусмотренных для инвалидов и ветеранов войны федеральным законодательством. При разрешении дела судом правильно сделан вывод, что принятие на учет граждан - участников и инвалидов ВОВ в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в том числе, и в порядке, установленном Законом Приморского края от 11.11.2005 N 297-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления городских (сельских) поселений и городских округов Приморского края учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», с учетом особенностей, установленных ст. 2 настоящего Закона. Согласно ст.2 Закона Приморского края от 11.11.2005 N 297-КЗ (в ред. от Далее, суд обоснованно ссылается на то, что согласно ч. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», следует, что Президент РФ постановил необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». Из представленных выше норм следует, что судом законно сделан вывод, что Пилипенко С.А. имеет право на льготы, предусмотренные ФЗ «О ветеранах». При этом суд в своем решении указал на то, что в собственности заявителя Пилипенко С.А. жилой площади не имеется, последний проживает в квартире дочери. Другого жилья, которое заявитель мог бы самостоятельно использовать для проживания, у Пилипенко С.А. также не имеется. Впервые с заявлением о постановке на учет в очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в частности о предоставлении благоустроенного жилья, истец Пилипенко С.А. обратился в компетентные органы в 1990 году и следовательно, вывод администрации ЯГП о намеренном ухудшении жилищных условий в 2006г., то есть что может служить основанием для снятия заявителя Пилипенко С.А. с регистрационного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении – необоснованный. Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что при принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции с достаточной полнотой установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, правильно применены нормы материального права, регулирующие эти отношения, и не допущено нарушений норм процессуального права, в том числе, указанных в кассационной жалобе, в связи с чем, оснований для их отмены не имеется. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О п р е д е л и л а: решение Хорольского районного суда Приморского края от 8 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи:
05.03.2011г.) «О порядке ведения органами местного самоуправления городских
(сельских) поселений и городских округов Приморского края учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» следует, что основаниями признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, устанавливаются федеральным и краевым законодательством.