Определение по делу № 33-8887/2011 от 20.09.2011. Решение суда оставлено без изменения.



Судья Каленский С.В. Дело № 33-8887

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Владивосток

20 сентября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Кадкина А.А.,

судей: Игошевой О.И., Дегтяревой Л.Б.

при секретаре Лукьянович В.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Владивостока в интересах неопределенного круга лиц к Краевому государственному унитарному предприятию «Приморский водоканал» о возложении обязанности по кассационной жалобе представителя КГУП «Приморский водоканал»

на решение Первореченского районного суда г.Владивостока от 4 июля 2011 года, которым иск удовлетворен. На КГУП «Приморский водоканал» возложена обязанность разработать техническую документацию локальной системы оповещения объекта КГУП «Приморский водоканал» насосная станция 4-го подъема «Горностай» в течение 3-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. НА КГУП «Приморский водоканал» возложена обязанность установить на объекте КГУП «Приморский водоканал» насосная станция 4-го подъема «Горностай» локальную систему оповещения соответствующего требованиям нормативных и руководящих документов в течение 3-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Заслушав доклад судьи Игошевой О.И., выслушав объяснения представителя ответчика Фирсова С.Ю., прокурора Никитину О.А., поддержавшую иск, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Обратившись в суд с настоящим иском, прокурор указал, что насосная станция 4-го подъема «Горностай» КГУП «Приморский водоканал» входит в перечень потенциально опасных объектов, расположенных на территории Приморского края, в связи с чем на этом объекте должна быть создана локальная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. При проверке объекта было установлено, что на насосной станции имеется только объектовая система оповещения. Техническая документация на локальную систему до сих пор не разработана. Отсутствие локальной системы оповещения при возникновении чрезвычайной ситуации, может повлечь причинение вреда значительному количеству людей. Прокурор просил суд возложить на КГУП «Приморский водоканал» обязанность разработать техническую документацию на локальную систему оповещения и установить ее на указанном объекте.

Представитель КГУП «Приморский водоканал» с иском не согласился. Пояснил, что объектовая система оповещения тождественна понятию «локальная система» оповещения. Локальная система была создана на насосной 4-го подъема в феврале 2011 года. Система соответствует установленным требованиям и полностью обеспечивает оповещение руководства объекта, служб гражданской обороны и населения о возможных чрезвычайных ситуациях.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Приморскому краю поддержал иск прокурора. Пояснил, что система оповещения, созданная на данном объекте, позволяет предупредить о чрезвычайной ситуации только лиц, находящихся непосредственно на территории насосной. Возможность предупредить население и службы ГО и ЧС система не обеспечивает.

Судом постановлено решение об удовлетворении иска прокурора, с чем не согласился представитель КГУП «Приморский водоканал», им подана кассационная жалоба.

Судебная коллегия по гражданским делам, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, полагает, что решение суда соответствует закону.

Возлагая на ответчика обязанность по созданию локальной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на объекте насосная 4-го подъема, суд правильно руководствовался нормами ФЗ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998, ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Правительства РФ от 01.03.1993 № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения», Методическими рекомендациями по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения, утвержденными МЧС РФ 24.12.2002.

Данными нормами установлен определенный порядок и этапы создания локальных систем оповещения, предназначенных для использования организациями, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, и предусмотрена обязанность организаций, в пределах предоставленных полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения.

По делу установлено, что насосная 4-го подъема КГУП «Приморский водоканал», расположенная в <адрес>, относится к опасным производственным объектам.

Технологический процесс подачи воды включает в себя процедуру ее обеззараживания, которая, на момент проведения проверки насосной, осуществлялась с использованием жидкого хлора. Помимо склада для хранения жидкого хлора, на объекте имеется установка по выработке гипохлорида.

Поскольку эксплуатация насосной создает реальную угрозу для возникновения кризисной ситуации, на данном объекте должна быть создана локальная система оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Локальная система оповещения представляет собой организационно- техническое объединение дежурной службы потенциально опасных объектов, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи. Основным документом, определяющим требования к системе оповещения и порядок ее создания, является техническое задание, в соответствии с которым осуществляются работы по созданию локальной системы оповещения и приемка ее в эксплуатацию, техническое задание разрабатывается штабом ГО объекта, согласуется с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ и службой оповещения и связи гражданской обороны.

Проект на создание локальной системы оповещения разрабатывается проектными организациями связи в соответствии с постановлением Правительства РФ, техническим заданием на создание локальной системы оповещения, СНиП 2.01.51-90 и вместе с заключением организаций государственной вневедомственной экспертизы направляется на согласование в органы управления по делам гражданской обороны субъекта РФ или города и подразделения Госэкспертизы МЧС России для подготовки сводного экспертного заключения.

При наличии положительного заключения, утверждается руководителем потенциально опасного объекта. На принятую в эксплуатацию локальную систему оповещения штабом ГО объекта оформляется паспорт.

В обоснование своих доводов, КГУП «Приморский водоканал» не представило доказательств наличия на объекте насосная 4-го подъема локальной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, соответствующей требованиям законодательства.

Судом установлено, что при проверке объекта управлением ГО и ЧС г.Владивостока 28.05.2010 (л.д. 63), насосная была оснащена двумя сиренами «С-40» и двумя громкоговорителями, что не соответствует требованиям, установленным к локальной системе оповещения. Техническая документация на создание и реконструкцию локальной системы отсутствовала.

Имеющаяся система оповещения не позволяет провести, в случае необходимости, комплекс мероприятий по оповещению населения. В связи с этим, суд пришел к верному выводу о том, что она не является локальной, а относится к объектовым системам оповещения.

Поскольку данная система не соответствовала требованиям, установленным к локальной системе, управление ГО и ЧС возложила на КГУП «Приморский водоканал» обязанность устранить допущенное нарушение путем разработки технической документации и создания локальной системы оповещения.

На момент проведения повторной проверки 06.12.2010, так же, как и на момент рассмотрения спора судом, ответчик нарушения не устранил.

С учетом установленных обстоятельств, суд обоснованно возложил на КГУП обязанность разработать техническую документацию на локальную систему безопасности на объекте насосная 4-го подъема и установить эту систему на объекте. В силу п. 4 постановления Правительства РФ от 01.03.1993 № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» ответственность за организацию оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов возложена, в том числе, и на организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты.

Доводы кассационной жалобы КГУП «Приморский водоканал» о том, что Методические рекомендации носят рекомендательный характер, являются необоснованными, поскольку эти рекомендации действуют в системе иных правовых актов, на которые верно сослался суд при разрешнии спора.

Спор разрешен судом правильно.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Первореченского районного суда г.Владивостока от 4 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя КГУП «Приморский водоканал» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200