ОПРЕДЕЛЕНИЕ 12 сентября 2011 года город Владивосток Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Чикаловой Е.Н., судей Дегтяревой Л.Б., Стрюкова Д.А., при секретаре Пилипенко А.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Бабина В.И. об оспаривании действий Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по кассационной жалобе Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 14.07.2011, которым заявление Бабина В.И. удовлетворено. Суд признал незаконным решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края № 29/02/03-02/6201 от 27.04.11 и обязал Департамент направить документы согласно заявлению Бабина В.И. в адрес администрации г. Владивостока для утверждения схемы земельного участка ориентировочной площадью 2000 кв.м., расположенного в районе ... для индивидуального жилищного строительства в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Заслушав доклад судьи Дегтяревой Л.Б., выслушав пояснения представителя Бабина В.И. – Батовой К.С., представителя Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края Крахмаловой Е.С., судебная коллегия установила: Бабин В.И. обратился в суд с названным заявлением. В обоснование требований указал, что по результатам рассмотрения его заявления о предоставлении в аренду земельного участка, ориентировочной площадью 2000 кв.м., расположенного в районе ул. ... для индивидуального жилищного строительства, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее Департамент) направил в его адрес решение от 27.04.11 № 29/02/03-02/6201, оформленное в виде отказа. Департамент указал, что участок не сформирован, следовательно, не может являться предметом договора аренды. Также Департаментом сделана ссылка на ст. 30.1 ЗК РФ, в которой определен порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства исключительно на аукционах. С указанным решением заявитель не согласен по тем основаниям, что для принятия органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим земельным участком, решения о предоставлении его в аренду требуется утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка, постановка земельного участка на государственный кадастровый учет. И только после этого заключается договор аренды земельного участка. Кроме того, в связи с тем, что аукцион, на котором осуществляется продажа земельных участков, представляет собой продажу с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, реализация принципа первоочередности предоставления гражданину земельного участка в рамках ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» невозможна. Поэтому в данном случае торги не проводятся. Просит признать решение Департамента от 27.04.11 № 29/02/03-02/6201 незаконным и обязать Департамент направить документы согласно заявлению Бабина В.И. в адрес администрации г. Владивостока для утверждения схемы указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Представитель Департамента с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что объектом купли-продажи и аренды могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Так как испрашиваемый заявителем земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, он не может являться предметом договора аренды. Кроме того, другого порядка предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, кроме как на аукционах, не предусмотрено. В настоящее время действующим федеральным законодательством не предусмотрен порядок льготного предоставления земельных участков в целом для лиц, участвующих в аукционе. На территории Приморского края также не определен порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства льготным категориям граждан. Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Департамент, им подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного. Судебная коллегия, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, полагает, что судебное решение подлежит отмене в части порядка восстановления нарушенных прав заявителя. Как следует из материалов дела и установлено судом Бабин В.И. являясь инвалидом, обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края о предоставлении ему в аренду на 10 лет земельного участка ориентировочной площадью 2000 кв.м., расположенного в районе улицы ... в городе Владивостоке, для индивидуального жилищного строительства на основании ст. 17 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Согласно ст. 17 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Разрешая спор, судобосновано пришел к выводу, что ответ Департамента от 27.04.2011 №29\02\03-02\6201 которым Бабину В.И. отказано в предоставлении в аренду земельного участка в виду отсутствия механизма реализации прав льготных категорий населения на предоставление земельного участка для жилищного строительства, является незаконным. Возражая против заявления, Департамент ссылался на положения ст. 30.1 ЗК РФ, частью второй которой установлено, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников). Реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков при проведении публичных торгов невозможна. Поскольку установленный порядок предоставления земельных участков не должен приводить к нарушению права, гарантированного инвалидам Федеральным законом, суд пришел к правильному выводу о том, что при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" торги проводиться не должны. Довод кассационной жалобы о том, что не установлен порядок предоставления земельных участков инвалидам, отмену решения суда первой инстанции не влечет. Право заявителя предусмотрено федеральным законом, положения которого Департамент также должен выполнять наряду с требованиями Земельного кодекса РФ. Тот факт, что в настоящее время не разработан порядок первоочередного предоставления инвалидам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, не может свидетельствовать о том, что инвалиды не могут воспользоваться своим правом, бездействие соответствующих органов не может ухудшать их права. Судебная коллегия находит выводы в этой части, изложенные в решении, правильными, должным образом мотивированными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела, верном применении норм материального права. Вместе с тем, реализуя положения статьи 258 ГПК РФ, суд избрал неверный способ устранения нарушения прав заявителя. Возлагая на Департамент земельных отношений обязанность направить документы согласно заявлению Бабина В.И. в адрес администрации г. Владивостока для утверждения схемы земельного участка ориентировочной площадью 2000 кв.м., расположенного в районе улицы ... для индивидуального жилищного строительства, суд исходил из положений статьи 30 Земельного кодекса РФ о предоставлении земельного участка для жилищного строительства в аренду с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов. Вместе с тем, такой вывод является ошибочным, поскольку из толкования части 2 статьи 30 Земельного кодекса РФ следует, что предоставление земельных участков для строительства в собственность осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов исключительно на торгах, следовательно, предоставление земельного участка на иных условиях осуществляется с предварительным согласованием места размещения объекта, в порядке статьи 29 Земельного кодекса РФ. При предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта часть работ по формированию земельного участка осуществляется на этапе выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, а именно: утверждение проекта границ земельного участка (п.5 ст. 31 ЗК РФ), определение его разрешенного использования и сбор технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (п.2 ст. 31 ЗК РФ). Из процедуры формирования, установленной п.п.1 п.4 ст. 30 ЗК РФ остается установить границы земельного участка на местности и поставить участок на государственный кадастровый учет. В силу п.1 ст. 31 ЗК РФ эти работы выполняются в соответствии с заявками граждан и юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, и за их счет. На органы местного самоуправления или исполнительные органы власти возложена обязанность только по своевременному рассмотрению заявления о предоставлении сформированного земельного участка. В связи с изложенным, решение суда в части возложения на Департамент земельных отношений обязанности направить документы согласно заявлению Бабина В.И. в адрес администрации г. Владивостока для утверждения схемы земельного участка ориентировочной площадью 2000 кв.м., расположенного в районе улицы ... для индивидуального жилищного строительства не соответствует требованиям закона и в этой части подлежит отмене с отказом в удовлетворении заявленных требований. Нарушение прав заявителя в части незаконного отказа в предоставлении земельного участка для жилищного строительства должно быть устранено посредством повторного рассмотрения Департаментом заявления Бабина В.И. с соблюдением требований земельного законодательства. Судебная коллегия считает необходимым установить срок для рассмотрения заявления в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. Иных доводов, влияющих на законность вынесенного судом решения, кассационная жалоба Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края не содержит. Руководствуясьст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 14.07.2011 отменить в части возложения на Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края обязанности направить документы согласно заявлению Бабина В.И. в адрес администрации г. Владивостока для утверждения схемы земельного участка ориентировочной площадью 2000 кв.м., расположенного в районе ул. ... для индивидуального жилищного строительства. В этой части в удовлетворении заявления Бабину Владимиру Ивановичу отказать. В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края - без удовлетворения. Обязать Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края рассмотреть заявление Бабина В.И. с соблюдением требований земельного законодательства в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. Председательствующий Судьи