Судья Каленский С.В. Дело № 33-9605 10 октября 2011 года г. Владивосток Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Саломатиной Л.А. судей Стрюкова Д.А., Крайниковой Т.В. при секретаре Ковалевой В.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кудриной Л.М. о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по кассационной жалобе Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края на решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 19 июля 2011 года, которым заявление удовлетворено, решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в форме ответа от 25.11.2010 № 29/06-20- 19951 об отказе в предоставлении Кудриной Л.М. в аренду для целей не связанных со строительством – для ведения дачного хозяйства земельного участка ориентировочной площадью 2 500 кв.м. в районе <адрес> в г. Владивостоке признано незаконным, на Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края возложена обязанность рассмотреть заявление Кудриной Л.М. о предоставлении ей в аренду земельного участка в соответствии с требованиями ст. 34 Земельного кодекса РФ в течение семи дней с момента вступления решения суда в законную силу. Заслушав доклад судьи Стрюкова Д.А., объяснения представителя Департамента Талько А.А., судебная коллегия Заявитель обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, указав в обоснование, что 29.10.2010 в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ она обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении ей в аренду на 49 лет земельного участка в районе <адрес> в г. Владивостоке ориентировочной площадью 2 500 кв.м, для целей не связанных со строительством – для ведения дачного хозяйства. 25.11.2010 Департамент отказал в предоставлении земельного участка на том основании, что испрашиваемый земельный участок находится на землях лесного фонда Владивостокского лесничества находящихся в федеральной собственности. Заявитель считает изложенные в ответе Департамента основания для отказа в предоставлении спорного земельного участка не соответствующими закону, просила признать незаконным решение Департамента об отказе в предоставлении земельного участка и обязать Департамент в течение 7 дней принять решение о предоставлении ей в аренду на 49 лет для ведения дачного хозяйства указанного земельного участка. Дело рассмотрено в отсутствие заявителя просившего о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель Департамента с заявлением не согласился. Считает, что принятое решение соответствует требованиям закона, поскольку полномочиями по распоряжению земельными участками, на которых расположены городские леса, Департамент не наделен. Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, представителем подана кассационная жалоба. Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права (п.3,4 ч.1 ст.362 ГПК РФ). Удовлетворяя требование заявителя и признавая незаконным решение Департамента об отказе в предоставлении в аренду для целей не связанных со строительством – для ведения дачного хозяйства земельного участка, суд сослался на то, что согласно выписки из кадастрового плана территории и сведений ИСОГД УГиА администрации г. Владивостока испрашиваемый заявителем земельный участок расположен на землях, относящихся к категории земель населенных пунктов. Суд указал, что в силу пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли населенных пунктов и земли лесного фонда являются самостоятельными категориями земель. Согласно положениям пункта 2 статьи 83 и пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ, если в границы населенных пунктов, утвержденные генеральным планом, включены земельные участки иных категорий, то данные земельные участки относятся к землям населенных пунктов. Исходя из этого, суд пришел к выводу о том, что спорный земельный участок, вошедший в границы Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы г. Владивостока от 15 сентября 2008 г. № 119, относится к землям населенного пункта и не может относиться к лесному фонду Владивостокского лесничества. По мнению суда, к возникшим правоотношениям должен применяться общий порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установленный статьей 34 Земельного кодекса РФ. Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они противоречат материалам дела и требованиям закона. Согласно статье 7 Лесного кодекса РФ от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса, то есть лесоустроительными материалами. В соответствии с частью 1 статьи 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. Согласно предоставленной Управлением лесным хозяйством Приморского края выписки из государственного лесного реестра (форма 1.8) по состоянию на 1 января 2011 года все лесные кварталы Седанского участкового лесничества являются лесными участками с целевым назначением защитные эксплуатационные леса. Из лесохозяйственного регламента Владивостокского лесничества, утвержденного Управлением лесным хозяйством Приморского края 29 декабря 2009 г., видно, что лесной квартал 75 Седанского участкового лесничества, где расположен спорный земельный участок, относится к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, а также к лесам, расположенным в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (статьи 10 и 102 Лесного кодекса РФ). Таким образом, материалами дела подтверждено, что спорные земельные участки являются лесными участками в составе земель населенных пунктов, относящимися к защитным лесам, подлежащим учету и использованию вместе с лесами, образующими лесной фонд. В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 21 июня 1956 г. № 3682р все леса Владивостокского лесхоза, площадью 32,4 тыс. га, были отнесены к лесам первой и второй группы. Согласно статье 8 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными статьей 102 Лесного кодекса РФ. Согласно части 1 статьи 102 Лесного кодекса РФ к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 названного Кодекса. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5 указанной статьи Лесного кодекса РФ). Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 Лесного кодекса РФ). Ведение дачного хозяйства в этих зонах законом не предусмотрено. Удовлетворяя требования заявителя и обязывая департамент рассмотреть заявление Кудриной Л.М. о предоставлении ей в аренду земельного участка в соответствии с требованиями ст. 34 Земельного кодекса РФ, суд не принял во внимание, что утверждение Генерального плана Владивостокского городского округа от 15 сентября 2008 года и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа от 7 апреля 2010 года само по себе не свидетельствует об изменении назначения земельных участков, занятых защитными лесами в городе Владивостоке. В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности – Правительством Российской Федерации, за исключением перевода земель населенных пунктов и перевода земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном этим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (абз. 8 пункта 1 статьи 8 Кодекса). Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях). Порядок согласования проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178. Фактическое включение земель, занятых защитными лесами, в зоны жилой застройки при зонировании территории города Владивостока без проведения согласования с уполномоченными федеральными органами не влечет изменение их целевого назначения и видов разрешенного использования. Кроме того, судом не учтено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 84 Земельного кодекса РФ, включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Таким образом, в возникших правоотношениях правовой статус земель, занятых лесными участками, должен определяться с учетом требований федерального законодательства к целевому назначению защитных лесов. При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. С учетом изложенного, поскольку по делу установлены все обстоятельства, и они не требуют дополнительной проверки, судебная коллегия полагает возможным вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований Кудриной Л.М.. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 19 июля 2011 года отменить, вынести новое решение. В удовлетворении заявления Кудриной Л.М. о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края отказать. Председательствующий Судьи