Судья Власенко И.Г. Дело № 33-9215 26 сентября 2011 года г. Владивосток Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Крайниковой Т.В. судей Стрюкова Д.А., Николаевой С.Ф. при секретаре Грицышиной Н.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фрунзенского района г. Владивостока в интересах Крыга Е.А. к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» о признании действий неправомерными по кассационной жалобе представителя ТСЖ «Б» на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 4 августа 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано. Заслушав доклад судьи Стрюкова Д.А., объяснения представителя ТСЖ «Б» Белозерского С.А., представителя ответчика Костюкевич О.В., прокурора Судницыной С.П., судебная коллегия Прокурор Фрунзенского района г. Владивостока в интересах Крыга Е.А. обратился в суд с иском, указав, что Крыга Е.А. проживает в квартире № 27 по <адрес> в г. Владивостоке, является потребителем услуг по поставке электроэнергии, в связи с чем на ее имя был открыт лицевой счет. С 01 января 2011 филиалом Дальэнергосбыт ОАО «ДЭК» были закрыты лицевые счета граждан, проживающих в доме <адрес>, прекращено направление квитанций для оплаты электроэнергии, требования об оплате выставляются на ТСЖ, расчет за потребленную электроэнергию в указанном доме произведен по нормативам потребления в связи с отсутствием общедомового прибора учета. ОАО «ДЭК» в нарушение закона изменил порядок расчета с Крыга Е.А. по оплате услуг электроснабжения в отсутствие выраженного им, как стороной публичного договора энергоснабжения, согласия на такого рода изменение. Просил признать незаконными действия ОАО «ДЭК» в лице филиала «Дальэнергосбыт» по расторжению с Крыга Е.А. публичного договора энергоснабжения, обязать восстановить лицевой счет абонента Крыга Е.А., производить съем и обработку показаний приборов учета, производить расчет энергопотребления, изготавливать и направлять абоненту квитанции с расчетом за оказанные услуги энергоснабжения. Прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям изложенным в заявлении. Представитель ОАО «ДЭК» в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявления, указав, что в жилом доме <адрес> собственники дома выбрали способ управления в форме ТСЖ, в связи с чем исполнителем услуг является ТСЖ, которое обязано заключить с ОАО ДЭК, как с ресурсоснабжающей организацией договор на поставку электроэнергии. ТСЖ «Б» своевременно было поставлено в известность о необходимости заключения договора, вместе с тем уклонилось от его заключения и подачи сведений о потребленной электроэнергии в доме, в связи с чем расчет производится по общей норме потребления. Представитель ТСЖ «Б» в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора, указав, что ОАО «ДЭК» в нарушении действующих правовых актов в одностороннем порядке расторгла договоры с гражданами. Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель ТСЖ «Б», подана кассационная жалоба, кассационное представление прокурором отозвано. Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В силу положений ст. 162 ЖК РФ при выборе способа управления многоквартирным домом обязанности по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме возлагаются на выбранную организацию соответствующей формы управления многоквартирным домом. Судом установлено, что истец Крыга Е.А. проживает в многоквартирном жилом доме № <адрес> в г. Владивостоке, в котором собственниками многоквартирного дома выбран способ управления в форме товарищества собственников жилья «Бамовцы». Порядок предоставления коммунальных услуг гражданам урегулирован Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006. В соответствии с пунктом 3 Правил коммунальные услуги – это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. При этом исполнителем, в силу указанного пункта Правил, является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов. К коммунальным ресурсам относятся холодная и горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг. Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил). В соответствии с п.п. «а-г» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям. В соответствии с пунктом 89 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Согласно Письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 № 8326-РМ/07, при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом ТСЖ (ЖСК) последние должны заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома (договор ресурсоснабжения). В соответствии с Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации № 8167-ЮТ/07 от 02.05.2007 Минрегионразвития РФ, расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать, доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК. Поскольку судом правильно установлено и подтверждается материалами дела, что собственники помещений в многоквартирном доме <адрес> в г. Владивосток в котором проживает истец на общем собрании выбрали способ управления домом товарищество собственников жилья, а последний как заказчик коммунальных услуг, обязан заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями в соответствии с обязательными правилами, установленными Правительством РФ, производить съем и обработку показаний приборов учета, производить расчет энергопотребления, изготавливать и направлять абоненту квитанции с расчетом за оказанные услуги энергоснабжения, выводы суда об отказе в удовлетворении заявленных требований являются верными. Ссылка кассатора на незаключение с энергоснабжающей организацией письменного договора в обоснование довода об отсутствии между ними договорных отношений несостоятельна, поскольку фактическое пользование потребителем (ТСЖ «Б») услугами обязанной стороны (ОАО «ДЭК») следует рассматривать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса РФ в качестве акцепта потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому вывод суда о том, что спорные отношения сторон следует рассматривать как договорные, является правильным. Остальные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в решении. Фактически доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию кассатора с правовой оценкой обстоятельств, имеющих значение для дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 4 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Председательствующий Судьи