О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 12 октября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Лозенко И.А. судей Степановой Е.В., Важениной Н.С. с участием прокурора Быковой Е.С. при секретаре Блаживской Л.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района г.Владивостока в интересах неопределенного круга инвалидов к МУЗ «Детская городская клиническая больница №3 г. Владивостока» о возложении обязанностей по кассационным жалобам администрации г. Владивостока, МУЗ «Детская городская клиническая больница №3 г. Владивостока» на решение Первомайского районного суда г. Владивостока от 11 мая 2011 года, которым на МУЗ «Детская городская клиническая больница №3 г. Владивостока» возложена обязанность оборудовать лестницы ограждениями с непрерывными, в том числе на изломе лестниц, парными поручнями на высоте 0,9 м минимум и 0,7м, завершающие части которых должны быть длиннее марша на 0,3м, с обозначением поручней в районе первой и последней ступеням марша рельефным обозначением номера этажа (тактильная полоса), в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу. Взыскано с МУЗ «Детская городская клиническая больница №3 г. Владивостока» в доход государства судебные расходы, связанные с проведением по делу экспертизы в размере 44 100 руб., в доход местного бюджета госпошлина в размере 200 руб. Заслушав доклад судьи Степановой Е.В., заключение прокурора Быковой Е.С. о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия у с т а н о в и л а: И.о. прокурора Первомайского района г. Владивостока в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов обратился в суд с настоящим иском, указав, что по результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что здание МУЗ «Детская клиническая больница № 3 г. Владивостока», находящееся в муниципальной собственности, не оборудовано приспособлениями (пандусами) для возможности посещения всех кабинетов, а так же передвижения по лестницам между этажами здания учреждения детьми-инвалидами. Ссылаясь на нарушение прав и законных интересов неопределенного круга инвалидов, которым предоставлено право пользования объектами социальной инфраструктуры, помощник прокурора уточнила исковые требования и просила обязать МУЗ «Детская городская клиническая больница № 3 г. Владивостока» оборудовать лестничные проемы приспособлениями, указанными в заключении экспертизы, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Представитель МУЗ «Детская городская клиническая больница №3 г. Владивостока» с иском не согласилась, полагая, что администрация учреждения обеспечила удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, права детей-инвалидов никак не нарушаются. Представитель администрации г. Владивостока с исковыми требованиями не согласился, ссылаясь на то, что оказание мер социальной поддержки и социальной помощи не относятся к полномочиям органов местного самоуправления и не переданы в установленном законом порядке. Суд вынес вышеуказанное решение, на которое администрацией г. Владивостока, МУЗ «Детская городская клиническая больница №3 г. Владивостока» поданы кассационные жалобы. Судебная коллегия, проверив материалы дела, и обсудив доводы кассационных жалоб, не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта. Расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней; расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (абз. 3 ст. 15 Закона). Как видно из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Первомайского района г. Владивостока проверки установлено, что в МУЗ «ДГКБ № 3 г. Владивостока» не предусмотрена возможность беспрепятственного пользования их услугами инвалидами, поскольку здание больницы не оборудовано приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов ко всем кабинетам учреждения, а также передвижения по лестницам между этажами. Определяя возможность обустройства лестничных проемов и лестниц здания МУЗ «ДГКБ № 3 г. Владивостока» приспособлениями для беспрепятственного доступа к ним и использования их инвалидами и детьми-инвалидами, а также какими именно устройствами должны быть оборудованы лестничные проемы и лестницы здания, суд руководствовался заключением проведенной по делу строительно-технической экспертизы, выполненной ООО «Приморский экспертно-правовой центр» от 17 февраля 2011 года, которой установлено, что работы по замене существующих ограждений лестниц здания больницы не повлечет за собой изменение основных технико-экономических показателей здания и его реконструкцию (л.д. 178-193). При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные требования и возложил на МУЗ «ДГКБ № 3 г. Владивостока» обязанность оборудовать лестницы приспособлениями для беспрепятственного доступа и использования инвалидами в соответствии с данным заключением. Доводы, изложенные в кассационных жалобах администрации г. Владивостока, МУЗ «ДГКБ № 3 г. Владивостока», не содержат обстоятельств, свидетельствующих о неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушении судом норм материального права. Не основаны на фактических обстоятельствах дела утверждения в жалобах о том, что установление лестничных поручней вышеуказанного здания нарушит правила пожарной безопасности. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований. В нарушение данной нормы кассаторами не предоставлено доказательств ухудшения безопасности при эвакуации, сокращения ширины лестниц, нарушения пожарной безопасности. Напротив, согласно разъяснению эксперта к заключению от 17 февраля 2011 года, замена существующих металлических ограждений лестниц в здании МУЗ «ДГКБ № 3 г. Владивостока» необходима с одной стороны лестниц, что не приведет к уменьшению ширины лестниц здания. Оснований не доверять выводам эксперта у судебной коллегии не имеется. Доводы кассационных жалоб о том, что в ходе постановления решения по делу, была нарушена тайна совещательной комнаты, своего подтверждения не нашли, доказательств нахождения прокурора непосредственно в совещательной комнате не представлено. С учетом изложенного, коллегия не находит доводы кассационных жалоб убедительными, влекущими отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела, влекущих согласно ст. 364 ГПК РФ безусловную отмену решения суда допущено не было. Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: решение Первомайского районного суда г. Владивостока от 11 мая 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы администрации г. Владивостока, МУЗ «Детская городская клиническая больница №3 г. Владивостока» - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: