Определение от 24.10.2011 по делу № 33-10183. Решение отменено.



Судья Кравченко А.И. Дело № 33-10183

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 октября 2011 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Бизякиной Н.П.,

судей Дегтярёвой Л.Б., Шульга С.В.

при секретаре Пилипенко А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Иванченко М.В. о признании решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края незаконным

по кассационной жалобе представителя Департамента

на решение Первореченского районного суда города Владивосток от 11 августа 2011 года, которым требования удовлетворены частично: решение Департамента в ответе от 12 июля 2011 года №... об отказе в предоставлении заявителю в аренду испрашиваемого земельного участка признано незаконным. На Департамент возложена обязанность в установленном законом порядке и сроки рассмотреть заявление Иванченко М.В. о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1550 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: <адрес>, для целей, не связанных со строительством. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Заслушав доклад судьи Бизякиной Н.П., выслушав объяснения представителя Департамента – Фадеевой Ю.А., судебная коллегия

установила:

Иванченко М.В. обратился в суд с настоящим заявлением, в обоснование требований указав, что 23 июня 2011 года он обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1550 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, для ведения дачного хозяйства. Решением Департамента от 12 июля 2011 года №... заявителю отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку им не был соблюден предусмотренный ст. 34 ЗК РФ порядок обращения за предоставлением земельного участка для целей, не связанных со строительством, а именно заявитель осуществил кадастровые работы и кадастровый учет земельного участка без обращения Департамента в орган местного самоуправления для утверждения схемы расположения земельного участка. Иванченко М.В. полагал отказ незаконным, так как требования земельного законодательства им были соблюдены, кроме того, Департаментом не было рассмотрено его заявление по существу.

Заявитель просил признать указанное решение Департамента от 12 июля 2011 года незаконным, возложить на Департамент обязанность по принятию решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка заявителю.

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Департамента в судебном заседании полагал требования необоснованными, ссылаясь на доводы, указанные в письме об отказе.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился представитель Департамента, в кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает решение подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ).

В судебном заседании установлено, что 23 июня 2011 года Иванченко М.В. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1550 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, для целей, не связанных со строительством: ведения дачного хозяйства, приложив кадастровый паспорт земельного участка.

Письмом Департамента от 12 июля 2011 года №... заявителю отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на то, что Иванченко М.В. не соблюден установленный статьей 34 ЗК РФ порядок обращения за предоставлением земельного участка для целей, не связанных со строительством.

Удовлетворяя требования заявителя, суд пришел к выводу, что проведение в отношении испрашиваемого земельного участка кадастровых работ и постановка его на кадастровый учет не являются основанием для отказа в его предоставлении.

Данный вывод суда противоречит земельному законодательству.

Пункт 2 ст. 34 ЗК РФ предусматривает, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса.

Орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ).

В силу данных положений закона является обязательной стадия разрешения органом местного самоуправления вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территорий, которая производится в г. Владивостоке на основании обращения Департамента как уполномоченного органа по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края. Статья 34 Земельного кодекса РФ не содержит исключений из данного общего порядка и не дает оснований расценивать несоблюдение данного порядка как формальное основание к отказу в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.

С учетом закрепленной пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, нарушение процедуры (порядка) предоставления земельных участков недопустимо, что не учел суд при разрешении настоящего спора.

Нарушение гражданином установленного законом порядка обращения за предоставлением земельного участка влечет нарушение порядка его предоставления, что противоречит закону, а потому является достаточным основанием к отказу в его предоставлении.

Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, судебная коллегия полагает возможным, не передавая его на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Первореченского районного суда города Владивосток от 11 августа 2011 года отменить. Принять новое решение. В удовлетворении заявления Иванченко М.В. о признании решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства незаконным отказать.

Председательствующий Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200