определение от 27 октября 2011 года. №33-10104. решение без изменения.



Судья: Вечерская Г.Н. Дело № 33-10104

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 октября 2011 г. г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе председательствующего: Лозенко И.А.,

судей: Степановой Е.В., Важениной Н.С.

при секретаре: Мокроусовой О.А.

с участием прокурора Карасевой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Лесозаводского межрайонного прокурора к администрации Лесозаводского городского округа Приморского края в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности

по кассационной жалобе администрации Лесозаводского городского округа

на решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 1 сентября 2011 года, которым постановлено: Обязать администрацию Лесозаводского городского округа Приморского края обеспечить приобретение переносных пожарных мотопомп для сел Лесозаводского городского округа Приморского края: Невское, Тургенево, Ильмовка, для села Полевое обеспечить приобретений переносной пожарной мотопомпы и средства звуковой сигнализации для оповещение людей в случае возникновения пожара, для села Тамга - обеспечить приобретение переносной пожарной мотопомпы, средства звуковой сигнализации для оповещение людей в случае возникновения пожара и установить на водонапорной башне приспособление для забора воды пожарной техникой в любое время года, для села Елизаветовка обеспечить приобретение переносной пожарной мотопомпы, средства звуковой сигнализации для оповещение людей в случае возникновения пожара и установить на водонапорной башне приспособление для забора воды пожарной техникой в любое время года.

Заслушав доклад судьи Лозенко И.А., заключение прокурора, полагавшего решение законным, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Заместитель Лесозаводского межрайонного прокурора обратился в суд с указанным иском.

Просил обязать администрацию Лесозаводского городского округа Приморского края обеспечить приобретение переносных пожарных мотопомп для сел Невское, Тургенево, Ильмовка, для с. Полевое обеспечить приобретение переносной пожарной мотопомпы и средства звуковой сигнализации для оповещение людей в случае возникновения пожара, для с. Тамга - обеспечить приобретение переносной пожарной мотопомпы, средства звуковой сигнализации для оповещения людей и установить на водонапорной башне приспособление для забора воды пожарной техникой в любое время года, для с.Елизаветовка обеспечить приобретение переносной пожарной мотопомпы, средства звуковой сигнализации для оповещение людей в случае возникновения пожара и установить на водонапорной башне приспособление для забора воды пожарной техникой в любое время года.

При этом указал на то, что в ходе проведенной 28 апреля 2011 года Лесозаводской межрайонной прокуратурой и ОГПН г. Лесозаводска и Лесозаводского района УГПН ГУ МЧС России по Приморскому краю проверки соблюдения требований пожарной безопасности в вышеуказанных населенных пунктах Лесозаводского городского округа выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Так установлено, что в населенных пунктах с. Невское, Елизаветовка, Тамга, Тургенево, Ильмовка и Полевое Лесозаводского городского округа имеется следующие нарушения требований пожарной безопасности: - в нарушение ст. 151, ст. 110 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент пожарной безопасности»; пункта 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313 на территории выше перечисленных населенных пунктов Лесозаводского городского округа отсутствуют переносные пожарные мотопомпы. - в нарушение ст. 84 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЭ на территории населенных пунктов с. Тамга, Полевое и Елизаветовка отсутствует система звуковой сигнализации, для тушения пожара в любое время года в селах Елизаветовка и Тамга на водонапорной башне отсутствует приспособление для забора воды пожарной техникой (ст. 110 ч. 1-2 ФЗ №. 123). Однако администрацией ЛГО не принято реальных мер к устранению вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности, что является недопустимым, так как существенно ущемляет гарантированные Конституцией РФ права и законные интересы граждан на безопасное проживание и нахождение в конкретном населенном пункте, создают угрозу причинения вреда их жизни и здоровью, а также имуществу граждан в момент возникновения пожара, нарушает интересы Российской Федерации путем нарушения предусмотренной гражданам гарантии на соблюдение законов на территории Российской Федерации.

Представитель ответчика Ковальчук Ю.В. исковые требования не признал, поскольку ст. 110 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123 - ФЗ «Технический регламент пожарной безопасности» не предусматривает установку пожарных мотопомп, а лишь разъясняются технические требования к пожарным мотопомпам. Законодательно не закреплена обязанность администрации ЛГО как органа местного самоуправления приобрести за счет средств муниципального образования мотопомпы, средства звуковой сигнализации для оповещения людей в случае возникновения пожара, установить приспособления для забора воды. В бюджет Лесозаводского городского округа на 2011 год расходы на вышеуказанные средства заложены не были. Отсутствие в вышеуказанных селах мотопомп, звуковой сигнализации специального приспособления для забора воды не влияет на ущемление прав и законных интересов граждан, так как во исполнение законодательства о противопожарной безопасности, помимо КГКУ «73 ПЧ» с дислокацией в г. Лесозаводск, в случае необходимости, данные территории может обслужить пожарные службы дислокацией в иных районах.

Судом вынесено указанное решение, на которое представителем администрации Лесозаводского городского округа подана кассационная жалоба.

Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, полагает, что решение суда вынесено в соответствии с требованиями закона и оснований для его отмены не имеется.

В соответствии с пунктом 9 части статьи 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 19 Закона от 21.12.1994 года № 69 ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.

В соответствии со ст. 2 п. 19 ФЗ от 22.07.2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные средства пожаротушения – переносные или передвижные средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития.

В соответствии со 44 указанного закона к мобильным средствам пожаротушения относятся и пожарные мотопомпы.

Материалами дела установлено, что в ходе проведенной 28 апреля 2011 года Лесозаводской межрайонной прокуратурой и ОГПН г. Лесозаводска и Лесозаводского района УГПН ГУ МЧС России по Приморскому краю проверки соблюдения требований пожарной безопасности в вышеуказанных населенных пунктах Лесозаводского городского округа выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Так установлено, что в населенных пунктах с. Невское, Елизаветовка, Тамга, Тургенево, Ильмовка и Полевое Лесозаводского городского округа имеется следующие нарушения требований пожарной безопасности.

Пунктом 114 Правил пожарной безопасности в РФ предусмотрено, что на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

В соответствии с п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС от 18 июня 2003 года № 313 (далее - Правила, ППБ 01-2003) данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения в том числе и органами местного самоуправления и их должностными лицами, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

При рассмотрении дела суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявления прокурора в полном объеме, поскольку в вышеуказанных селах Лесозаводского городского округа Приморского края отсутствует переносная пожарная мотопомпа, кроме того в с. Полевое, Тамга и Елизаветовка - отсутствует звуковая сигнализация, в последних двух селах - на водонапорной башне не установлено приспособление для забора воды пожарной техникой, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктах относятся к вопросам местного значения администрации ЛГО, к полномочиям органа местного самоуправления Лесозаводского городского относится, в том числе и принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.

В кассационной жалобе представитель администрации Лесозаводского городского округа указывает, что суд в описательно-мотивировочной части решения ошибочно ссылается на нормы ст. 164.1 п. 10 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ввиду содержания вышеуказанным ФЗ всего 86 статей.

Судебная коллегия полагает данный довод не обоснованным, так как из последующего содержания судебного решения видно, что в ходе составления решения произошла техническая ошибка (описка) и указание на ст. 164.1 никаким

образом не влияет на обоснованность и законность данного судебного решения.

Кроме того, в своей кассационной жалобе представитель администрации ЛГО ссылается на ошибочное применение положений ст. 110 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент пожарной безопасности».

С данным доводом невозможно согласиться, ввиду того, что положения ст. ПО Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент пожарной безопасности», описывающие требования, предъявляемые к пожарным мотопомпам, развивают положения ст. 63 ФЗ №123 о том, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, а главы 25 и 26 ФЗ №123 определяют требования к первичным и мобильным средствам пожаротушения, в том числе и к пожарным мотопомпам.

Утверждения администрации Лесозаводского городского округа об отсутствии в бюджете ЛГО на 2011 год статьи о расходах на приобретение мотопомп также следует признать необоснованными, в виду того, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа и отсутствие в бюджете ЛГО на 2011 год статьи о расходовании денежных средств на приобретение мотопомп, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения возложенных федеральным законодательством обязанностей.

Исходя из того, что к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности, а первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, возложение обязанности на приобретение переносной пожарной мотопомпы администрацией ЛГО следует признать обоснованной.

Также представитель администрации Лесозаводского городского округа в кассационной жалобе указывает на то, что в селах: Полевое, Тамга и Елизаветовка Лесозаводского городского округа уже имеются средства звуковой сигнализации, однако в ходе судебного заседания каких - либо подтверждающих документов представлено не было.

Нельзя согласиться и с утверждением в кассационной жалобе о том, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела. Суд, проанализировав положения федерального законодательства, и пришел к обоснованному выводу о том, что

Нормы материального права применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.

Судебная коллегия считает, что нарушений, которые привели к правильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О п р е д е л и л а:

решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 1 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200