определение от 20 октября 2011 года.. Решение изменено.



Судья: Рогалев Е.В. Дело № 33-9481

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

20 октября 2011 г. г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе председательствующего: Лозенко И.А.

судей: Мельниковой О.Г., Степановой Е.В.

при секретаре Перун А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Пудовкиной Е.Г. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда по Уссурийскому городскому округу о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью

по кассационной жалобе ГУ УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу

на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 8 августа 2011 года, которым постановлено: обязать ГУ УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу включить в трудовой стаж Пудовкиной Е.Г. период ее работы в должности медицинской сестры- анестезиста в Фонде медицинской коррекции и реабилитации «Помощь» с 13.07.1999 по 31.01.2000г. и периоды ее работы в должности медицинской сестры- анестезиста в ООО Медицинская клиника «Возрождение-ХХ1» -с 01.02.2000г. по 26.02.2003 г., с 01.03.2003 г. по 02.03.2003 г., с 05.03.2003 г. по 10.04.2003 г., с 16.04.2003 г. по 11.05.2003, с 13.05.2003г. по 17.07.2003 г., с 29.07.2003 г. по 07.10.2003 г., с 10.10.2003 г. по 18.11.2003 г., с 20.11.2003 г. по 30.03.2004 г., с 01.04.2004 г. по 06.05.2004 г., с 08.05.2004 г. по 20.05.2004 г., с 22.05.2004 г. по 11.07.2004 г., с 14.07.2004 г. по 15.07.2004г., с 17.07.2004г. по 02.08.2004 г., с 05.08.2004 г. по 13.09.2004 г., с 21.12.2004 г. по 15.11.2006 г., с 23.11.2006 г. по 27.03.2008 г., с 29.03.2008 г. по 11.06.2010г. и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ №173 от 17 декабря 2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 11 июня 2010г.

Заслушав доклад судьи Лозенко И.А., выслушав объяснения Пудовкиной Е.Г., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, мотивируя свои требования следующим.

11 июня 2010 года истица обратилась к ответчику с письменным заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, однако ей было отказано в назначении указанной пенсии по мотивам отсутствия у истицы необходимых 30 лет стажа, поскольку ответчиком были исключены периоды работы истицы в должности медицинская сестра - анестезист в Фонде медицинской коррекции и реабилитации «Помощь», ООО Медицинская клиника «Возрождение-ХХ1», а также период с 05.1.1.1987 г. по 05.07.1988 г. в должности медсестры школы-интерната Анивского района Сахалинской области. 07.04.2011 г. истица повторно обратилась с заявлением о назначении досрочной пенсии, однако в назначении пенсии ей было вновь отказано, поскольку из специального стажа были исключены периоды работы истицы с 13.07.1999 г. по 31.01.2000 г. в должности медицинская сестра-анестезист в Фонде медицинской коррекции и реабилитации «Помощь», с 01.02.2000 г. по 26.02.2003 г., с 01.03.2003 г. по 02.03.2003 г., с 01.03.2003г. по 02.03.2003г., с 05.03.2003 г. по 10.04.2003 г., с 16.04.2003 г. по 11.05.2003, с 13.05.2003г. по 17.07.2003г., с 29.07.2003 г. по 07.10.2003 г., с 10.10.2003 г. по 18.11.2003 г., с 20.11.2003 г. по 30.03.2004 г., с 01.04.2004 г. по 06.05.2004 г., с 08.05.2004 г. по 20.05.2004 г., с 22.05.2004 г. по 11.07.2004 г., с 14.07.2004г. по 15.07.2004 г., с 17.07.2004г. по 02.08.2004 г., с 05.08.2004 г. по 13.09.2004 г., с 21.12.2004 г. по 15.11.2006 г., с 23.11.2006 г. по 27.03.2008 г., с 29.03.2008 г. по 11.06.2010 г. в должности медицинская сестра- анестезист ООО Медицинская клиника «Возрождение-ХХ1», так как данные учреждения не указаны в Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Период работы с 05.11.1987 г. по 05.07.1988 г. в должности медсестра школы-интерната Анивского района Сахалинской области включен в специальный стаж, который составил 20 лет 01 месяц 07 дней.

Истица просила обязать ответчика включить в трудовой стаж указанные периоды и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 11 июня 2010 года.

Представитель ответчика не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что истице правомерно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку наименование учреждений по спорным периодам не соответствуют списку № 781 от 29.10.2002 года, должна быть больница.

Судом вынесено указанное решение, на которое представителем ГУ УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу подана кассационная жалоба.

Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, исследовав доводы жалобы, полагает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

В силу пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Как следует из материалов дела, решением Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского округа Приморского края истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия 30 лет требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В подсчет стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не включены периоды работы с 13.07.1999г. по 31.01. 2000г. в должности медицинской сестры- анестезиста в Фонде медицинской коррекции и реабилитации «Помощь»; с 01.02.2000г. по 11.06. 2010г. в должности медицинской сестры – анестезиолога в ООО «Медицинская клиника «Возрождение - ХХI», поскольку указанные учреждения в число Списка от 29.10.2002г. №781 не поименованы. Истица работает в ООО «Медицинская клиника « Возрождение ХХI» с 01.02.2000г. по настоящее время.

Удовлетворяя исковые требования истицы, суд исходил из того, что медицинская клиника выполняла функции больницы, в связи с чем неправильное указание наименования учреждения не может служить основанием для возложения неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения.

Данный вывод заслуживает внимания.

Доводы ответчика на то, что при рассмотрении спора судом неверно определены значимые обстоятельства по делу, применены нормы материального права, нельзя признать состоятельными, по следующим основаниям.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004г. №11-П, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим... в учреждениях здравоохранения... в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованным с точки зрения конституционного требования равноправия применительно к правам, гарантированным статьей 39 Конституции РФ. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает помимо прочего запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях. До установления надлежащего правового регулирования периоды работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности (п. п. 2, 3.3, 3.4 мотивировочной части Постановления N 11-П).

Из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 года N 81-О, вытекает, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.

С учетом позиции Конституционного Суда РФ термин "учреждение здравоохранения" должен толковаться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения.

Термин "учреждение здравоохранения" применим ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, что следует из положений ст. 14 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", согласно которой к частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности. В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами. Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", производится на общих основаниях, при этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений здравоохранения в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными или частными (п. 3 ст. 9 и п. 2 ст. 10 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ").

Поэтому право истицы на получение пенсии не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой ею осуществлялась лечебная деятельность, ее формы собственности (государственная или частная), коммерческой или некоммерческой цели деятельности. То обстоятельство, что Список должностей и учреждений... от 29 октября 2002 года N 781 устанавливает перечень должностей для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на получение досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью, как и отсутствие в разделе "Наименование учреждений" данного Списка... такого наименования как "хозяйственное общество" ("общество"), не могло служить основанием к отказу в иске.

Согласно представленным в материалы дела уставным документам «ООО Медицинская клиника « Возрождение - ХХI» осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, имеет лицензию на медицинскую деятельность, оказывает медицинскую помощь населению.

Кроме того, из штатного расписания ООО «Медицинская клиника «Возрождение- ХХI» следует, что в отделении анестезиологии- реанимации имеется 5 штатных единиц мед. сестер – анестезистов. Данное медицинское учреждение осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населению. Фактически является больницей.

В отношении должности, занимаемой Пудовкиной Е.Г., споров у сторон не возникло.

При таком положении законные основания для невключения в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, период работы истицы 01.02.2000г. по 11.06.2010г. в должности медицинской сестры-анестезиста в ООО «Медицинская клиника « Возрождение ХХI» отсутствовали.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение льготной трудовой пенсии, период работы истицы в Фонде медицинской коррекции и реабилитации «Помощь» (далее Фонд), поскольку истцом не предоставлены доказательства, подтверждающие, что целью деятельности Фонда является лечебная или иная работа по охране здоровья населения.

Согласно Уставу Фонда основной целью деятельности Фонда является аккумуляция средств для создания в г. Уссурийске высококвалифицированной системы оказания медицинской помощи, отвечающим требованиям мирового уровня. Кроме того, Фонд осуществляет предпринимательскую, издательскую, внешнеэкономическую, рекламную и информационную деятельность для достижения целей.

Судебная коллегия полагает, что с учетом того, что ответчиком учтен период работы истицы с 05.11.1987г. по 05.07.1988г. в должности медсестры школы-интерната Аниковского района Сахалинской области, судом правильно определен необходимый стаж для назначения льготной пенсии на дату обращения к ответчику.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О п р е д е л и л а:

решение Уссурийского районного суда Приморского края от 8 августа 2011 года изменить, исключив период работы Пудовкиной Е.Г. в Фонде медицинской коррекции и реабилитации «Помощь» с 13.07. 1999г. по 31.01.2000г. В остальной части решения суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200