Судья: Внукова О.Н. Дело № 33-10117 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 27 октября 2011 г. г. Владивосток Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе председательствующего: Лозенко И.А. судей: Степановой Е.В., Важениной Н.Н. при секретаре Мокроусовой О.А. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Лаврухиной С.П. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ Уссурийскому городскому округу Приморского края о включении периода работы в трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по кассационной жалобе ГУ УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу ПК на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 16 августа 2011 года, которым постановлено: обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Уссурийскому городскому округу включить в специальный стаж Лаврухиной С.П., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости период работы с 19.11.1981 г. по 30.03.1982 г., с 10.04.1982 г. по 26.06.1983 г., с 7.07.1983 г. по 30.05.1989 г.. с 11.06.1989 г. по 20.08.1989 г. - в должности методист ЛФК Физиотерапевтического отделения, периоды работы с 28.11,1989 г. по 17.08.1993 г., с 01.09.1993 г. по 06.10.1994 г., с 21.10.1994 г. по 24.12.1995 г.. с 08.01.1996 г. по 07.04.1996 г.. с 22.04.1996 г, по 29.11.1998 г., с 07.12.1998 г. по 25.01.1999 г.. с 30,01.1999 г. по 15.04.1999 г. - в должности медицинской сестры по массажу, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 12 мая 2011 г. Заслушав доклад судьи Лозенко И.А., судебная коллегия у с т а н о в и л а: Истица обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что 12 мая 2011 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Решением № 1068 от 23 мая 2011 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истице было отказано, поскольку на дату обращения за назначением указанной пенсии отсутствовала требуемая продолжительность специального стажа. Стаж истицы составил 13 лет 09 месяцев 03 дней, а в соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» требуется не менее 30 лет. В специальный стаж истицы ответчиком не засчитаны периоды ее работы с 19.11.1981 г. по 30.03.1982 г., с 10.04.1982 г. по 26.06.1983 г., с 7.07.1983 г. по 30.05.1989 г., с 11.06.1989 г. по 20.08.1989 г. - в должности методист ЛФК Физиотерапевтического отделения, периоды работы с 28.11.1989 г. по 17.08.1993 г. с 01.09.1993 г. по 06.10.1994 г., с 21.10.1994 г. по 24.12.1995 г., с 08.01.1996 г. по 07.04.1996 г.. с 22.04.1996 г. по 29.11.1998 г., с 07.12.1998 г. по 25.01.1999 г., 30.01.1999 г. по 15.04.1999 г. - в должности медицинской сестры по массажу поскольку наименование должностей не соответствуют наименованию должностей предусмотренных Списком должностей и учреждений и правилами от 29.10.2002 г. №,781. С исключением из специального стажа указанных периодов работы истица не согласна, поскольку ее работа в указанные периоды была связана с лечебной деятельностью. Истица просила обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Уссурийского городского округа включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, не включенные периоды и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 12 мая 2011г. Представитель ответчика не согласилась с заявленными требованиями и пояснила, что истице правомерно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по мотивам отсутствия у нее необходимого стажа работы в количестве 30 лет, поскольку из специального стажа истицы исключены периоды работы в выше указанных должностях не предусмотрены Списком работ, профессий, должностей и учреждений и Правилами № 781 от 29 октября 2002 года. Судом вынесено указанное решение, на которое представителем ГУ УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу ПК подана кассационная жалоба. Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, исследовав доводы жалобы, полагает, что решение суда подлежит отмене в части по следующим основаниям. Статья 7 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В силу пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В соответствии с п.2 ст. 27 этого же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Однако, ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни действовавшими ранее Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №1397 « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», ни Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим методистами ЛФК. Как следует из материалов дела, решением Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия 30 лет требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. В подсчет стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не включены периоды работы с 19.11.1981г. по 20.08.1989г. в должности методиста ЛФК физиотерапевтического отделения; с 28.11.1989г. по 15.04.199г. в должности медицинской сестры по массажу, поскольку указанные должности в число Списка от 29.10.2002г. №781 не поименованы. Удовлетворяя исковые требования истицы, суд исходил из того, что указанная работа истицы была связана с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а наименование должностей не соответствующих « Списку производств, работ профессий, должностей и показателей …» от истицы не зависело. Вместе с тем, с данным выводом суда судебная коллегия не может согласиться. Разрешая спор по существу, включая истице в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости период работы с 19.11.1981г. по 30.03. 1982г., с 10.04. 1982г. по 26.06.1983г., с 07.07.1983г. по 30.05.1989г., с 11.06.1989г. по 20.08.1989г. в должности методиста ЛФК, суд исходил из того, что истица фактически исполняла обязанности медицинской сестры ЛФК. Между тем, суд в своем решении не указал на основании каких доказательств он пришел к такому выводу. Рассматривая данный спор, суд должен был руководствоваться п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовую пенсию. Согласно данному пункту в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Судебная коллегия полагает, что решение суда в этой части нельзя признать законным. При новом рассмотрении спора суду следует учесть изложенные замечания, предложить Лаврухиной С.П. представить дополнительные доказательства, подтверждающие выполнения ею функциональных обязанностей медицинской сестры ЛФК, т.е. выяснить осуществляла ли истица в спорный период лечебную деятельность или деятельность по охране здоровья, принять во внимание п. 9 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и вынести решение в соответствии с требованиями закона. Кроме того, при новом разрешении спора суду следует дать оценку всем доказательствам и проверить доводы пенсионного органа о том, что период работы истицы с 28.11.1989г. по 17.08.1993г., с 01.09.1993г. по 06.10.1993г., с 21.10.1994г. по 24.12.1995г., с 08.01.1996г. по 07.04.1996г., с 22.04.1996г. по 29.11.1998г., с 07.12.1998г. по 25.01.1999г., с 30.01.199г. по 15.04.1999г. в качестве массажистки ФТО не могут быть включен в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости, поскольку должность массажиста ФТО не соответствует должности, предусмотренной Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О п р е д е л и л а: решение Уссурийского районного суда Приморского края от 16 августа 2011 года отменить и материалы дела направить для рассмотрения в тот же суд в ином составе судей. Председательствующий: Судьи: