Судья Кравченко А.И. Дело № 33-10185 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 24 октября 2011 года город Владивосток Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего судьи Саломатиной Л.А. судей Стрюкова Д.А., Николаевой С.Ф. при секретаре Перун А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Воронова С.А. о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, возложении обязанности по кассационной жалобе Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края на решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 11.08.2011 года, которым заявление удовлетворено частично, решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края об отказе в предоставлении Воронову С.А. в аренду испрашиваемого земельного участка признано незаконным, на Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края возложена обязанность рассмотреть заявление Воронова С.А. о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1120 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. ... в целях не связанных со строительством, для ведения дачного хозяйства. Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А., судебная коллегия Воронов С.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее Департамент), возложении обязанности устранить нарушение его прав, указав, что 06.06.2011 г. он обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1 120 кв.м, по адресу: г. Владивосток, в районе ул. ..., для ведения дачного хозяйства. Письмом заместителя директора Департамента № 29/06/02-09/9430 от 09.06.2011 г. в предоставлении испрашиваемого земельного участка заявителю было отказано. Отказ мотивирован тем, что им не соблюдены требования ст. 34 ЗК РФ, а именно кадастровые работы и государственный кадастровый учет земельного участка выполнены без обращения Департамента, как уполномоченного органа по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которое не разграничена, в орган местного самоуправления (администрацию г. Владивостока) для утверждения схемы расположения земельного участка. С решением Департамента заявитель не согласен, так как ст. 34 ЗК РФ предусматривает возможность утверждения схемы земельного участка, как по заявлению гражданина, так и по заявлению исполнительного органа государственной власти, в связи с чем формирование земельного участка является законным и без предварительного обращения гражданина в Департамент. Также указал, что, Департамент, отказав в предоставлении земельного участка, не рассмотрел заявление по существу, чем нарушил его интересы и создал препятствия в осуществлении прав. Просил признать решение Департамента незаконным и обязать его принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка. В судебном заседании представитель Воронова С.А. заявление поддержал. Представитель Департамента в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что решение Департамента является законным. Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Департамент, подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного. Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда. Судом установлено, что 06.06.2011 года Воронов С.А. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1 120 кв.м, по адресу: г. Владивосток, в районе ул. ..., для ведения дачного хозяйства. Письмом заместителя директора Департамента от 09.06.2011 года заявителю было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на то, что в нарушении ст. 34 ЗК РФ им выполнены кадастровые работы и осуществлён государственный учёт земельных участков без обращения в Департамент, как уполномоченный орган по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Удовлетворяя заявление и признавая отказ Департамента незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что отказ в предоставлении земельного участка в связи с нарушением процедуры предусмотренной статьей 34 ЗК РФ (выполнение кадастровых работ и государственного кадастрового учета земельного участка до обращения в уполномоченный орган по управлению и распоряжению земельными участками), на законе не основан, и вопрос должен быть рассмотрен по существу. В соответствии со ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 статьи 34 ЗК РФ заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьёй 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Вместе с тем, указанная норма не является основанием для отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка лишь по причине самостоятельного обращения заявителя в орган местного самоуправления и получения проекта границ земельного участка, утвержденного органом местного самоуправления, поскольку в конечном итоге распоряжение земельным участком осуществляется Департаментом. При таких обстоятельствах у суда имелись основания для признания отказа Департамента в предоставлении в аренду земельного участка, по мотивам, изложенным в письме от 09.06.2011 года, незаконным. Из дела видно, что заявителем нарушен порядок, установленный ст. 34 ЗК РФ, о чем верно указано в кассационной жалобе, однако указанное обстоятельство не влечет отмену решения суда, поскольку заявление по существу рассмотрено не было, и препятствий выполнить указанную выше процедуру у департамента не имелось. Содержащийся в жалобе довод о нарушении судом норм процессуального права в вязи с тем, что суд возложил на Департамент обязанность принять решение по заявлению Воронова С.А. о предоставлении испрашиваемого земельного участка, является необоснованным, поскольку не нашёл своего подтверждения в материалах дела. Из резолютивной и мотивированной части решения видно, что суд возложил на Департамент обязанность рассмотреть заявление, т.е. указал способы устранения допущенных нарушений закона, что не противоречит требованиям процессуального закона. С учётом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 11.08.2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий Судьи