Определение по делу № 33-9595 от 10 октября 2011 года. Решение отменено с вынесением нового решения.



Судья Каленский С.В. дело № 33-9595

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 октября 2011 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда

в составе: председательствующего судьи Кадкина А.А.,

судей: Шульга С.В., Николаевой С.Ф.,

при секретаре Грицышиной Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Еременко В.В. о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края об отказе в предоставлении земельного участка, по кассационной жалобе Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края на решение Первореченского районного суда г. Владивостока Приморского края от 19 июля 2011 года, которым заявление было удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Кадкина А.А., объяснения представителя Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края Талько А.А., судебная коллегия

установила:

Еременко В.В. обратилась с заявлением, указав, что 29 октября 2010 года она обратилась в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края о предоставлении ей в аренду на 49 лет земельного участка в районе <адрес> площадью ... кв. метров для ведения дачного хозяйства. 25 ноября 2010 года ей было отказано на том основании, что испрашиваемый земельный участок находится на землях лесного фонда Владивостокского лесничества и относится к федеральной собственности. Такой отказ считает незаконным, поскольку фактически земельный участок расположен на землях населенных пунктов, находится в зоне жилой застройки. Просил признать незаконным отказ Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в представлении земельного участка и обязать его в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить заявление в УГА администрации г. Владивостока для формирования границ земельного участка на кадастровом плане.

Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в лице представителя Талько А.А. заявление не признал, указав, что распоряжаться земельными участками, на которых расположены городские леса, у Департамента нет полномочий.

Суд вынес решение, которым признал незаконным решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в форме ответа от 25 ноября 2010 года № 29/06-20-19969 об отказе в предоставлении Еременко В.В. в аренду для целей не связанных со строительством – для ведения дачного хозяйства земельного участка ориентировочной площадью ... кв. метров в районе <адрес> и обязал его рассмотреть заявление в соответствии с требованиями статьи 34 ЗК РФ в течение семи дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В кассационной жалобе Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края просит отменить решение суда, указывая на то, что земельный участок расположен на землях лесного фонда и относится к федеральной собственности.

Проверив решение суда, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 362 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права.

При вынесении решения суд пришел к выводу о том, что в силу пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 83 и пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ земли населенных пунктов и земли лесного фонда являются самостоятельными категориями земель, и если в границы населенных пунктов, утвержденные генеральным планом, включены земельные участки иных категорий, то данные земельные участки относятся к землям населенных пунктов. Спорные земельный участок, вошедший в границы Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы г. Владивостока от 15 сентября 2008 г. № 119, относятся к землям населенного пункта и не может относиться к лесному фонду Владивостокского лесничества. Суд посчитал, что к возникшим правоотношениям должен применяться общий порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установленный статьей 34 Земельного кодекса РФ.

Выводы суда признаются ошибочными по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются лесоустроительными материалами.

В соответствии с частью 1 статьи 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.

Согласно выписке из государственного лесного реестра (форма 1.8) по состоянию на 1 января 2011 года все лесные кварталы Седанского участкового лесничества являются лесными участками с целевым назначением защитные эксплуатационные леса.

Из лесохозяйственного регламента Владивостокского лесничества, утвержденного Управлением лесным хозяйством Приморского края 29 декабря 2009 г., видно, что лесной квартал 75 Седанского участкового лесничества, где расположен спорный земельный участок, относится к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, а также к лесам, расположенным в 1, 2 поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

То есть, письменными доказательствами подтверждено, что спорный земельный участок является лесным участком в составе земель населенных пунктов, относящимися к защитным лесам, подлежащим учету и использованию вместе с лесами, образующими лесной фонд.

В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 21 июня 1956 г. № 3682р все леса Владивостокского лесхоза, площадью 32. 4 тыс. га, были отнесены к лесам первой и второй группы.

Согласно статье 8 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными статьей 102 Лесного кодекса РФ.

Согласно статье 12 и части 1 статьи 102 Лесного кодекса РФ к защитным лесам относятся леса, в которых запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 Лесного кодекса РФ).

Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» также установлены ограничения для ведения хозяйственной деятельности и размещения объектов на территориях первой, второй и третьей зоны округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов (пункт 3 статьи 16).

Ведение дачного хозяйства в этих зонах законом не предусмотрено.

При таких обстоятельствах возложение обязанности на Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края рассмотреть заявление Еременко В.В. о предоставлении земельных участков в аренду для ведения дачного хозяйства в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ является незаконным.

Генеральный план Владивостокского городского округа от 15 сентября 2008 г. и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа от 7 апреля 2010 г. сами по себе не свидетельствуют об изменении назначения земельных участков, занятых защитными лесами в городе Владивостоке.

В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности – Правительством Российской Федерации, за исключением перевода земель населенных пунктов и перевода земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (абз. 8 пункта 1 статьи 8 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Порядок согласования проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 178.

Проект генерального плана города Владивостока в установленном порядке с федеральными органами лесного хозяйства согласован не был.

Кроме того, не учтено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 84 Земельного кодекса РФ, включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Таким образом, в возникших правоотношениях правовой статус земель, занятых лесными участками, должен определяться с учетом требований федерального законодательства к целевому назначению защитных лесов, а также установленных ограничений для ведения хозяйственной деятельности в зонах санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Фактическое включение земель, занятых защитными лесами, в зоны жилой застройки при зонировании территории города Владивостока без проведения согласования с уполномоченными федеральными органами не влечет изменение их целевого назначения и виды разрешенного использования.

Поскольку по делу не требуется установления новых обстоятельств, а допущенные судом нарушения основаны на неправильном применении норм материального права, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Еременко В.В.

Руководствуясь статьями 360, 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 19 июля 2011 года отменить и вынести новое решение.

Отказать в удовлетворении заявления Еременко В.В. о признании незаконными решений департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером в районе <адрес> для ведения дачного хозяйства.

Председательствующий судья

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200