Судья Бичукова И.Б. Дело № 33-10605 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 8 ноября 2011 года город Владивосток Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Бизякиной Н.П., судей Игошевой О.И., Стрюкова Д.А. при секретаре Ковалёвой В.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Приморского края в интересах неопределенного круга лиц о признании действий Администрации Приморского края незаконными по кассационному представлению прокурора на решение Фрунзенского районного суда города Владивосток от 19 сентября 2011 года, которым в удовлетворении требований отказано. Заслушав доклад судьи Бизякиной Н.П., выслушав объяснения прокурора Мазур В.И., представителя Администрации Приморского края – Бевза О.В., судебная коллегия установила: Прокурор Приморского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании действий Администрации Приморского края незаконными. В обоснование требований указал, что по результатам проведенной проверки выявлено, что органами государственной власти Приморского края в нарушение ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не созданы равные условия для отдыха детей в детских лагерях, образованных на базе общеобразовательных учреждений. В июне 2011 года в разных районах края стоимость питания на одного человека в день в пришкольном лагере составляла от 47,23 рублей до 138,26 рублей, что свидетельствует о дискриминации детей в при получении одинаковых услуг в сфере оздоровления и отдыха. Аналогичная ситуация складывалась в 2010 году. В целях обеспечения гарантий прав детей на получение услуг в сфере оздоровления и отдыха Минздравсоцразвитием РФ направлялось письмо с рекомендацией субъектам РФ предусмотреть на 2010 год объем ассигнований на оздоровление детей на уровне не ниже объемов, предусмотренных на эти цели Фондом социального страхования РФ на 2009 год по соответствующему субъекту РФ и с учетом фактически сложившихся цен в регионе. Однако Администрацией Приморского края на питание одного ребенка в день предусмотрено от 50 до 70 рублей в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а свыше указанной суммы финансирование должно осуществляться органами местного самоуправления самостоятельно (постановление Администрации ПК от 30.04.2010 № 165-па «О предоставлении и расходовании субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на организацию отдыха детей в каникулярное время»), тем самым переложив обязанности по обеспечению летнего отдыха на органы местного самоуправления. В соответствии с данными о средних потребительских ценах на продовольственные товары и рекомендуемыми среднесуточными наборами пищевых продуктов, используемых для приготовления блюд и напитков, для детей и подростков оздоровительных учреждений, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 19.04.2010 № 25, в среднем на питание одного ребенка в день необходимо выделение средств не менее 100 рублей. Так как в силу п. 24.3 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится организация и обеспечение отдыха и оздоровление детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время, финансирование которой осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно), Администрация ПК должна принимать должные меры по обеспечению (финансированию) прав детей на отдых в равных условиях в каникулярный период времени. Поскольку правоотношения в сфере обеспечения отдыха детей распространяются на неограниченный круг лиц, прокурор просил признать действия Администрации ПК по предоставлению бюджетных средств на отдых и оздоровление детей из расчета стоимости набора продуктов питания в день на одного ребенка, находящегося в лагерях с дневным пребыванием, в сумме 50 рублей, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 70 рублей незаконными; обязать Администрацию ПК обеспечить питанием детей, проживающих на территории Приморского края, в лагерях, созданных на базе общеобразовательных учреждений, не ниже фактически установленных средне-потребительских цен в ПК на потребительские товары, входящие в среднесуточный набор пищевых продуктов, используемых для приготовления блюд и напитков, для детей и подростков оздоровительных учреждений. В судебном заседании прокурор на требованиях настаивал по основаниям, изложенным выше. Представитель Администрации ПК в судебном заседании полагал требования прокурора необоснованными, ссылаясь на то, что полномочие по организации отдыха детей в каникулярное время отнесено к вопросам местного значения. Постановление Администрации ПК от 30.04.2010 № 165-па, которым установлено расходное обязательство краевого бюджета по предоставлению субсидий местным бюджетам для организации отдыха детей в каникулярное время является действующим и в судебном порядке не оспорено. Кроме того, лагеря с дневным пребыванием относятся к муниципальной собственности, в связи с чем расходы на питание детей должны предусматриваться муниципалитетами. Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился Прокурор Приморского края, им принесено кассационное представление, в котором ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права. Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не усматривает оснований к отмене решения суда. В соответствии со ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей. Органы государственной власти Российской Федерации могут осуществлять дополнительное финансирование мероприятий по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление. Согласно пп. 24.3 п. 2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время). Полномочия органов местного самоуправления в данной сфере установлены пп. 11 ч. 1 ст. 15, пп. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которые относят к вопросам местного значения муниципального района и городского округа организацию отдыха детей в каникулярное время. В судебном заседании установлено, что Администрацией Приморского края издано постановление от 30.04.2010 № 165-па «О предоставлении и расходовании субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на организацию отдыха детей в каникулярное время», которым предусмотрено предоставление субсидий органам местного самоуправления на организацию отдыха детей в каникулярное время. Субсидии предоставляются муниципальным образованиям в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по организации отдыха детей в каникулярное время в части оплаты стоимости набора продуктов питания в день для учащихся 1 - 7 классов, находящихся в лагерях с дневным пребыванием, в том числе оздоровительных организованных на базе муниципальных образовательных учреждений (п. 2 указанного Постановления). Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд, основываясь на положениях действующего законодательства, пришел к правильному выводу, что в обязанности органов государственной власти субъектов не входит организация и обеспечение отдыха детей в каникулярное время. Вместе с тем, согласно ст. 12 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" Администрация Приморского края вправе осуществлять дополнительное финансирование мероприятий по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление. Доводы кассационного представления о том, что обеспечение, т.е. финансирование, отдыха детей в каникулярное время является полномочием субъекта РФ, основаны на неверном толковании закона и основанием к отмене решения суда не являются, поскольку исходя из толкования положений ст. 12 Федерального закона № 124-ФЗ, ст. ст. 15, 16 Федерального закона № 131-ФЗ и ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ финансирование осуществляется за счет местных бюджетов. Указанное также следует из ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ, в силу которой финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). С учетом изложенного, поскольку организация отдыха детей в каникулярное время является вопросом местного значения (ст.ст. 15,16 Федерального закона № 131-ФЗ), суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворения требований прокурора, поскольку финансовые обязательства, возникающие в связи с решением данного вопроса, осуществляются за счет средств местных бюджетов и оснований для возложения такой обязанности на администрацию ПК не имеется. Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено. Оснований к отмене решения суда не установлено. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Фрунзенского районного суда города Владивосток от 19 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационное представление – без удовлетворения. Председательствующий Судьи