Определение от 31.10.2011 по делу № 33-10318. Решение отменено.



Судья Каленский С.В. Дело № 33-10318

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 октября 2011 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Бизякиной Н.П.

судей Стрюкова Д.А., Дегтяревой Л.Б.

при секретаре Пилипенко А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Акимовой Т.А. о признании незаконным действия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края

по кассационной жалобе Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края на решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 26 июля 2011 года, которым заявление удовлетворено, признан незаконным отказ Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 18.03.2011 № 29\02\03-02\1343ф в предоставлении Акимовой Т.А. в собственность за плату для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью 1 500 кв.м. в районе <адрес>

На Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края возложена обязанность в двухнедельный срок принять решение по заявлению Акимовой Т.А. в соответствии с Земельным кодексом РФ.

Заслушав доклад судьи Стрюкова Д.А., объяснения представителя Департамента Талько А.А., представителя заявителя Егоровой Е.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Акимова Т.А. обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, указав, что являясь инвалидом ..., 28.02.2011 она обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 1 500 кв.м., расположенного в районе <адрес> для индивидуального жилищного строительства.

18.05.2011 Департамент ответил отказом, со ссылкой на ст.30.1 ЗК РФ которой предусмотрено предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства только на аукционах. Испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными и среднеэтажными жилыми домами, где размещение объектов индивидуального строительства относится к условно разрешенным видам использования. Кроме того, испрашиваемый участок находится на землях Министерства обороны.

Заявитель считает, что Департамент не учел требования ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Также полагает, что испрашиваемый земельный участок, согласно кадастрового плана территории не находится на землях Министерства обороны.

В судебном заседании представитель заявителя просила суд удовлетворить требования, ссылаясь на доводы изложенные в заявлении.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя Департамента, представившего письменный отзыв, из которого следует, заявитель не предоставила доказательства нуждаемости в улучшении жилищных условий. Испрашиваемый земельный участок не находится в собственности Приморского края.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора контроля в области долевого строительства Приморского края, представителем подана кассационная жалоба.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права (п.3,4 ч.1 ст.362 ГПК РФ).

Удовлетворяя требования заявителя и признавая отказ Департамента в предоставлении Акимовой Т.А. в собственность за плату для индивидуального жилищного строительства земельного участка незаконным, суд правильно исходил из того, что заявитель, являясь инвалидом ..., в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Однако судебная коллегия считает что, наличие у заявителя такого права не означает, что Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края как исполнительный орган государственной власти, осуществляющий государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края обязан предоставить Акимовой Т.А. любой выбранный ею земельный участок.

Поскольку в данном случае не действуют положения ст. 30.1 ЗК РФ о предоставлении земельного участка для жилищного строительства на аукционе, к спорным правоотношениям могут быть применены правила ст. 31 указанного Кодекса.

Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 указанного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

На основании п. 2 ст. 31 названного Кодекса орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Таким образом, из приведенных норм права следует, что при обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка, в котором отражены характеристики, предъявляемые к нему, Департамент обязан обеспечить гражданину выбор соответствующего данным характеристикам земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости, в связи с чем требования заявителя принять решение в отношении конкретного земельного участка нельзя признать обоснованными.

Также суд указал, что согласно КПТ от 27.04.11 все земельные участки в данном кадастровом квартале смежные со спорным земельным участком по <адрес> относятся к землям населенных пунктов. На основании распоряжения Главы администрации Приморского края № 39б-р от 17.06.1993 и постановления Правительства РФ от 11.11.1993 №1802-р из состава земель Министерства обороны РФ (Военное лесничество №247) был изъят земельный участок площадью 16,5 га под индивидуальную жилую застройку, в границах которого расположен спорный участок, что исключает отнесение спорного участка к землям 247 Военного лесничества Министерства обороны РФ.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они противоречат материалам дела.

Согласно ответа начальника 247 лесничества МО РФ, изъятый на основании распоряжения Главы администрации Приморского края № 39б-р от 17.06.1993 и постановления Правительства РФ от 11.11.1993 №1802-р из состава земель Министерства обороны РФ (Военное лесничество №247) земельный участок площадью 16,5 га под индивидуальную застройку для военнослужащих восковой части 22927 в границах которого расположен спорный участок передан ТСЖ «...». Земельные участки не входящие в 16,5 га ТСЖ «...» в данном районе относятся к землям Министерства обороны (лесной фонд 247 лесничества Минобороны России).

В связи с указанным у Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края полномочий по распоряжению испрашиваемым земельным участком не имеется.

При таких обстоятельствах доводы жалобы заслуживают внимания, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

С учетом изложенного, поскольку по делу установлены все обстоятельства, и они не требуют дополнительной проверки, судебная коллегия полагает возможным вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований Акимовой Т.А..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 26 июля 2011 года отменить, вынести новое решение.

В удовлетворении заявления Акимовой Т.А. о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в предоставлении земельного участка отказать.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200