Судья Кравченко А.И. Дело № 33-9934 18 октября 2011 года г. Владивосток Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Бизякиной Н.П. судей Стрюкова Д.А., Шульга С.В. при секретаре Перун А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Петренко И.И. об оспаривании решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по кассационной жалобе Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края на решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 14 июня 2011 года, которым заявление удовлетворено, отказ Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, выраженный в ответе № 29/06/02-09/1461ф от 23.03.2011 года признан незаконным, на Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края возложена обязанность рассмотреть, в установленном законом порядке, в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу, заявление Петренко И.И. о предоставлении в аренду земельного участка. Заслушав доклад судьи Стрюкова Д.А., объяснения представителя Департамента Якушевой Т.А., представителя заявителя Архиповой Я.Ю., судебная коллегия Заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, указав, что 23.09.2009 он обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 2 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, для целей не связанных со строительством – для ведения дачного хозяйства. В процессе межевания и постановки земельного участка на кадастровый учет было установлено точное местоположение земельного участка относительно ориентира. 24.02.2011 в Департамент был предоставлен кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок. 23.04.2011 Департамент принял решение об отказе в удовлетворении заявления, поскольку испрашиваемый земельный участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, в связи с чем Департамент не вправе распоряжаться указанным земельным участком. Заявитель считает, что испрашиваемый земельный участок входит в состав земель населенных пунктов, а не земель лесного фонда, располагается в зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами). Просил признать решение Департамента незаконным и обязать Департамент принять решение по его заявлению в соответствии с действующим законодательством в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу. Дело рассмотрено в отсутствие заявителя. Представитель Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в судебном заседании возражал против заявленных требований, указав, что по данным Управления лесным хозяйством Приморского края испрашиваемый участок отнесен к землям лесного фонда, которыми Департамент не вправе распоряжаться, так как лесные участки в составе лесного фонда относятся к федеральной собственности. Перевод из земель лесного фонда в другую категорию не осуществлен. Дело рассмотрено в отсутствие представителя Управления лесного хозяйства по Приморскому краю. Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, представителем подана кассационная жалоба. Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права (п.3,4 ч.1 ст.362 ГПК РФ). Удовлетворяя требование заявителя и признавая незаконным решение Департамента об отказе в предоставлении в аренду для целей не связанных со строительством – для ведения дачного хозяйства земельного участка, суд сослался на то, что согласно выписки из кадастрового плана территории и сведений ИСОГД УГиА администрации г. Владивостока испрашиваемый заявителем земельный участок расположен на землях, относящихся к категории земель населенных пунктов. Установив, что спорный участок находится в границах населенного пункта города Владивостока по Генеральному плану Владивостокского городского округа, утвержденному решением Думы г. Владивостока № 119 от 15 сентября 2008 года, суд сделал вывод об отсутствии ограничений в использовании участка под дачное хозяйство, так как нахождение земельного участка на территории населенного пункта, как полагает суд, исключает его отнесение к лесному фонду. При этом суд руководствовался п. 2 ст. 83 и п. 1 ст. 84 Земельного кодекса РФ, согласно которым, если в границы населенного пункта, утвержденные генеральным планом, включены земельные участки иных категорий, то данные земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов. По мнению суда, само по себе нахождение испрашиваемого участка в границах Лазурного участкового лесничества в городе Владивостоке не свидетельствует об отнесении его к землям лесного фонда, находящимся в федеральной собственности. Лесоустройство участков в соответствии с правилами Лесного кодекса РФ не проведено. Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они противоречат материалам дела и требованиям закона. Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком признается земельный участок, границы которого определены в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Кодекса, то есть при условии проведения в отношении него лесоустройства, проектирования, постановки его на государственный кадастровый учет и внесения в лесной реестр. Однако пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона № 201-ФЗ от 4 декабря 2006 г. «О введении в действие Лесного кодекса РФ» предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Планы лесного участка в составе земель лесного фонда, выданные до 1 января 2012 года, признаются юридически действительными (пункт 2 статьи 4.2 Закона). Как следует из анализа положений ст. 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 23 марта 2009 года № ГКПИ08-2286, документами, подтверждающими существование участка как ранее учтенного объекта недвижимости, могут быть любые документы, устанавливающие или подтверждающие право заинтересованного лица на такой объект недвижимости, а также позволяющие определить вид права и конкретное лицо, которому земельный участок был предоставлен. Из представленной в материалы дела выкопировки из планшета Лазурного участкового лесничества, выданной Владивостокским филиалом КГУ «Приморское лесничество», следует, что испрашиваемый заявителем участок расположен на территории Владивостокского лесничества, что подтверждает существование лесных участков в составе Владивостокского лесничества (л.д.25). В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 21 июня 1956 г. № 3682р. все леса Владивостокского лесхоза площадью 32, 4 тыс. га отнесены к лесам первой и второй группы, то есть к лесному фонду. Вышеуказанное распоряжение издано в соответствии с ранее действовавшим законодательством и до настоящего времени не отменено. Данное распоряжение, а также документы, содержащие копии плана лесного участка и его описания, выданные государственным учреждением управления лесного хозяйства, подтверждают, что лесные участки в составе Владивостокского лесхоза являются ранее учтенными объектами недвижимости и должны относиться к лесному фонду (федеральной собственности) в силу указания закона (ст. 8 Лесного кодекса РФ). Непроведение до настоящего времени в отношении земель Владивостокского лесничества лесоустройства в порядке, установленном Лесным кодексом РФ, также как и отсутствие государственного кадастрового учета их в составе земель лесного фонда не означает прекращение прав прежнего землепользователя. Согласно п. 3 ст. 84 Земельного кодекса РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Перевод земель из одной категории в другую производится в соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РФ; в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, эти полномочия принадлежат Правительству РФ. Таким образом, материалами дела подтверждено, что спорный земельный участок является лесным участком в составе земель населенных пунктов, относящимся к защитным лесам, подлежащим учету и использованию вместе с лесами, образующими лесной фонд. Согласно статье 8 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными статьей 102 Лесного кодекса РФ. Согласно части 1 статьи 102 Лесного кодекса РФ к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 названного Кодекса. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5 указанной статьи Лесного кодекса РФ). Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 Лесного кодекса РФ). Ведение дачного хозяйства в этих зонах законом не предусмотрено. Кроме того, судом не учтено, что фактическое включение земель, занятых защитными лесами, в зоны жилой застройки при зонировании территории города Владивостока без проведения согласования с уполномоченными федеральными органами не влечет изменение их целевого назначения и видов разрешенного использования. Таким образом, в возникших правоотношениях правовой статус земель, занятых лесными участками, должен определяться с учетом требований федерального законодательства к целевому назначению защитных лесов. При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. С учетом изложенного, поскольку по делу установлены все обстоятельства, и они не требуют дополнительной проверки, судебная коллегия полагает возможным вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований Петренко И.И.. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 14 июня 2011 года отменить, вынести новое решение. В удовлетворении заявления Петренко И.И. об оспаривании решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края отказать. Председательствующий Судьи