Судья Каленский С.В. Дело № 33-10755 14 ноября 2011 года г. Владивосток Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего судьи Кадкина А.А. судей Шульга С.В., Стрюкова Д.А., при секретаре Шаган С.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Терентьевой Н.В. о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее Департамента) об отказе в предоставлении земельного участка, по кассационной жалобе Департамента на решение Первореченского районного суда города Владивостока от 15 августа 2011 года, которым заявленные требования удовлетворены частично. Терентьева Н.В. обратилась с заявлением, в обоснование, указав, что 6 июня 2011 года она обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1164 кв.м., расположенного по <адрес>, для ведения дачного хозяйства. Решением Департамента от 9 июня 2011 года №29/06/02-09/9429 ей было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку не был соблюден предусмотренный ст. 34 ЗК РФ порядок обращения за предоставлением земельного участка для целей, не связанных со строительством, а именно он осуществил кадастровые работы и кадастровый учет земельного участка без обращения Департамента в орган местного самоуправления для утверждения схемы расположения земельного участка. Терентьева Н.В. полагала отказ незаконным, так как требования земельного законодательства были соблюдены, кроме того, Департаментом не было рассмотрено заявление по существу. Терентьева Н.В. просила признать указанное решение Департамента от 9 июня 2011 года незаконным, возложить на Департамент обязанность по принятию решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка. В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель Департамента в судебном заседании полагал требования необоснованными. Суд постановил решение, которым решение Департамента в ответе от 9 июня 2011 года № 29/06/02-09/9429 об отказе в предоставлении Терентьевой Н.В. в аренду испрашиваемого земельного участка признал незаконным. На Департамент была возложена обязанность в установленном законом порядке и сроки рассмотреть заявление Терентьевой Н.В. о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1164 кв.м., с кадастровым номером ... расположенного по <адрес> для целей, не связанных со строительством, для ведения дачного хозяйства. В удовлетворении остальной части требований отказано. В кассационной жалобе Департамента поставлено требование об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия считает, что решение суда следует отменить по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 362 ГПК РФ неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, является основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции. Было установлено, что Терентьева Н.В. 6 июня 2011 года обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1164 кв.м., расположенного по <адрес>, для целей, не связанных со строительством: ведения дачного хозяйства, приложив кадастровый паспорт земельного участка. Письмом Департамента от 9 июня 2011 года № 29/06/02-09/9429 ей отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на то, что Терентьевой Н.В. не соблюден установленный статьей 34 ЗК РФ порядок обращения за предоставлением земельного участка для целей, не связанных со строительством. Удовлетворяя требования заявителя, суд пришел к выводу, что требования статьи 34 ЗК РФ заявитель выполнил в полном объеме, порядок обращения не нарушен. С данным выводом суда нельзя согласиться. Пункт 2 ст. 34 ЗК РФ предусматривает, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. Орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ). В силу данных положений закона является обязательной стадия разрешения органом местного самоуправления вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территорий, которая производится в г. Владивостоке на основании обращения Департамента как уполномоченного органа по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края. Статья 34 Земельного кодекса РФ не содержит исключений из данного общего порядка и не дает оснований расценивать несоблюдение данного порядка как формальное основание к отказу в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством. С учетом закрепленной пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, нарушение процедуры (порядка) предоставления земельных участков недопустимо, что не учел суд при разрешении настоящего спора. Нарушение гражданином установленного законом порядка обращения за предоставлением земельного участка влечет нарушение порядка его предоставления, что противоречит закону, а потому является достаточным основанием к отказу в его предоставлении. Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, судебная коллегия полагает возможным, не передавая его на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований. Руководствуясь статьями 360, 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия решение Первореченского районного суда города Владивосток от 15 августа 2011 года отменить и принять новое решение. В удовлетворении заявления Терентьевой Н.В. о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства от 9 июня 2011 года № 29/06/02-09/9429 отказать. Председательствующий судья Судьи