№ 33-11930/2011 Решение суда отменено, вынесено новое решение об отказе в удовлетворении иска.



Судья Жесткова Т.В. Дело № 33-10930

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 ноября 2011 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда

в составе:

председательствующего судьи Саломатиной Л.А.

судей Дегтярёвой Л.Б., Игошевой О.И.

при секретаре Шаталовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Черниговского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Дмитриевского сельского поселения о возложении обязанности по реконструкции резервных источников энергоснабжения на котельных по кассационной жалобе администрации Дмитриевского сельского поселения на решение Черниговского районного суда Приморского края от 29.09.2011 года, которым иск удовлетворён, бездействие администрации Дмитриевского сельского поселения по неисполнению требований действующего законодательства об оборудовании опасных производственных объектов - котельных резервными источниками электроснабжения признано незаконным, на администрацию Дмитриевского сельского поселения возложена обязанность обеспечить котельные в с. Дмитриевка № 15 по ул. Мира, 7 «а» и № 16 по ул. Советская, 25 «а», а также котельные по адресу: с. Меркушевка, по ул. Ленинская, 42, и с. Синий Гай по ул. Советская, 7 «а» резервными источниками электропитания в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А., пояснения прокурора Комаровой О.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор Черниговского района обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к администрации Дмитриевского сельского поселения о возложении обязанности по реконструкции резервных источников энергоснабжения на котельных. В обоснование требований указал, что в муниципальной собственности Дмитриевского сельского поселения находятся котельные: № 15 в с. Дмитриевка по ул. Мира, 7 «а»; № 16 в с. Дмитриевка по ул. Советская, 25 «а»; в с. Меркушевка по ул. Ленинская, 42 и в с. Синий Гай по ул. Советская, 7 «а».

Эксплуатация сетей теплоснабжения производится филиалом «Спасский» КГУП «Примтеплоэнерго», которому котельные по указанным адресам переданы со всем оборудованием. Котельные не оборудованы резервными источниками электропитания, имеют III категорию по надежности электропитания, в то время как должны иметь II категорию надежности. Имеющийся в наличии администрации поселения передвижной автономный источник электропитания не обеспечивает надлежащую надежность электроснабжения.

Администрация Дмитриевского сельского поселения, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделена полномочиями по обеспечению бесперебойного теплоснабжения на территории сельского поселения в период отопительного сезона, однако полномочия по решению вопроса об обеспечении вышеперечисленных котельных резервными источниками электроснабжения ответчиком не реализуются. В бюджете 2011 года Дмитриевского сельского поселения средства на эти нужды не предусмотрены.

Считает бездействие администрации сельского поселения, выразившиеся в неисполнении возложенных обязанностей по подготовке котельных к отопительному сезону 2011-2012 г.г., незаконным и нарушающим государственные интересы, права и интересы неопределенного круга лиц, в том числе престарелых и инвалидов и иных социально незащищенных слоев населения на качественное получение коммунальных услуг, бесперебойное и безопасное теплоснабжение в период отопительного сезона. Просил признать бездействие администрации Дмитриевского сельского поселения по исполнению требований действующего законодательства об оборудовании опасных производственных объектов - котельной резервными источниками электропитания незаконными, возложить на администрацию сельского поселения обязанность обеспечить котельные резервными источниками электропитания в течение 4-х месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании прокурор требования поддержал, полагал возможным увеличить срок исполнения обязанности по обеспечению котельных Дмитриевского сельского поселения резервными источниками электропитания до 6-ти месяцев.

Представитель администрации Дмитриевского сельского поселения в судебном заседании с требованиями согласился частично, просил предоставить срок исполнения решения суда в 3 года.

Представитель филиала «Спасский» КГУП «Примтеплоэнерго» в судебном заседании с иском прокурора согласился частично и пояснил, что в Дмитриевском сельском поселении имеется один источника питания, в случае неполадок КГУП «Примтеплоэнерго» может поставить ещё один источник.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым в части срока исполнения обязательства по приобретению резервных источников питания и их количества не согласилась администрация Дмитриевского сельского поселения, в кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает необходимым отменить решение суда в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права (п. п. 1, 4 ст. 362 ГПК РФ).

В соответствии с ч.2 ст. 374 ГПК РФ суд кассационной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Разрешая спор, суд первой инстанции сослался на положения приказа Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204 «Об утверждении Правил устройства электроустановок» и «Правила устройства электроустановок. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок». Однако суд неправильно истолковал и применил положения закона.

Согласно п. 1.2.18 Правил в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.

Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.

Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

В силу п. 1.2.19 электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.

Для электроснабжения особой группы электроприемников первой категории должно предусматриваться дополнительное питание от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания.

По п. 1.2.20 электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

Согласно п. 1.2.21 для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышают 1 суток.

Принимая решение по делу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора, суд исходил из того, что неисполнением администрацией сельского поселения требования законодательства об оборудовании опасных производственных объектов - котельных в с. Дмитриевка № 15 по ул. Мира, 7 «а» и № 16 по ул. Советская, 25 «а», а также в с. Меркушевка, по ул. Ленинская, 42, и с. Синий Гай по ул. Советская, 7 «а» резервными источниками электропитания, нарушены права и интересы неопределённого круга лиц на качественное получение коммунальных услуг, бесперебойное и безопасное теплоснабжение в период отопительного сезона.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда по следующим основаниям.

Судом не учтено, что в силу п. 1.2.17 Правил категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.

Нормативная документация, подтверждающая категорию электроприемников, суду не представлена.

Согласно п. 1.1.1. Правила устройства электроустановок распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ. Требования настоящих Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.

Таким образом, применительно к действующим котельным указанные Правила могут применяться в случае их модернизации в соответствии с определенной технической документацией в объеме, предусмотренном Правилами.

Прокурором не подтверждена категория объекта, не определен способ модернизации и параметры требуемой им установки резервного питания, а также наличие технической возможности выполнения данных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 № 116 - ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» - котельные относятся к опасным производственным объектам.

Вместе с тем, все опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, установленном Правительством РФ.

Такой порядок установлен Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1371 от 24.11.1998 года.

При регистрации такого объекта организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре. В силу п. 8 Правил ведение государственного реестра осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В рамках настоящего спора прокурор не представил суду доказательства, подтверждающие регистрацию спорных котельных в качестве опасных производственных объектов.

Поскольку прокурором, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлены доказательства, подтверждающие, что котельные относятся к опасным производственным объектам, вывод суда в указанной части нельзя признать верным.

Судебная коллегия учитывает, что прокурор специальными познаниями в области теплоустановок и промышленной безопасности не обладает, в связи с чем не является уполномоченным лицом, определяющим категории надежности объектов и способы приведения их в соответствие с техническими требованиями. Иск прокурора не основан на какой-либо технической документации и заключении специалистов.

Поскольку доказательства, подтверждающие обоснованность исковых требований, прокурором в суд не представлены, выводы суда о частичном удовлетворении иска и возложении на администрацию района обязанности обеспечить резервным источником электроснабжения котельные является неверными.

Решение суда нельзя признать обоснованным, оно подлежит отмене.

Так как все обстоятельства, имеющие значение по данному делу установлены, отменяя решение суда, судебная коллегия считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, вынести новое решение, которым в удовлетворении иска прокурору Черниговского района отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

отменить решение Черниговского районного суда Приморского края от 29.09.2011 года, вынести новое решение, в иске прокурору Черниговского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Дмитриевского сельского поселения о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению котельных резервными источниками энергоснабжения – отказать.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200