О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 17 ноября 2011 г. г. Владивосток Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего – Коржаковой Л.М. судей – Важениной Н.С., Виноградовой О.Н. при секретаре Мокроусовой О.А. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Приморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Артемовского городского округа о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по кассационной жалобе администрации Артемовского городского округа на решение Артемовского городского суда Приморского края от 05 октября 2011 г., которым признано незаконным бездействие администрации Артемовского городского округа в части получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта размещения отходов требованиям санитарного законодательства в органах санитарно- эпидемиологической службы (Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю); изоляции свалки, в том числе рабочей карты; обеспечения постоянного наблюдения за состоянием атмосферного воздуха и состоянием почв в зоне возможного влияния; на администрацию Артемовского городского округа возложена обязанность при размещении свалки в целях устранения нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и СанПин СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для ТБО» в срок до 01.07.2012 года получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии объекта размещения отходов требованиям санитарного законодательства в органах санитарно-эпидемиологической службы (Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю); произвести изоляцию свалки, в том числе рабочей карты; обеспечить постоянное наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и состоянием почв в зоне возможного влияния; в остальной части в иске отказано. Заслушав доклад судьи Коржаковой Л.М., объяснение представителя администрации Артемовского городского округа – Константинова К.А., судебная коллегия у с т а н о в и л а: Приморский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Артемовского городского округа о признании незаконным бездействия и возложении обязанности. Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки соблюдения требований природоохранного законодательства при функционировании Артемовской городской санкционированной свалки в районе шахты «Амурская» установлены нарушения администрацией Артемовского городского округа действующего природоохранного законодательства и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления. Администрация Артемовского городского округа обязана организовывать и финансировать мероприятия по сбору, вывозу бытовых отходов от населения на территории г. Артем, обеспечить указанные мероприятия в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Прокурор полагает, что бездействие администрации Артемовского городского округа повлекло нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Поэтому просил признать незаконным бездействие администрации Артемовского городского округа, выразившиеся в непринятии мер по организации содержания Артемовской городской санкционированной свалки в районе шахты «Амурская» и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Артемовского городского округа, и возложить обязанность произвести изоляцию свалки; на территории хозяйственной зоны устроить твёрдое покрытие, ограждения; установить контроль приёма поступающих отходов и производственный контроль; обеспечить осуществление производственного контроля за состоянием подземных и поверхностных вод по согласованию с контролирующими органами; обеспечить постоянное наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и состоянием почв в зоне возможного влияния. Судом по делу постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна администрация Артемовского городского округа, ею подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного. В силу ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе. Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения и оснований для проверки решения суда в полном объеме. В соответствии со ст. ст. 11, 34 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7- ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. В силу ст. 1, 3, 4.1, 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89- ФЗ от 24.06.1998 года, хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. При этом, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов осуществляется на основании лицензии, выданной в соответствии п.п. 74 ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно требований СанПин СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для ТБО», санкционированная свалка должна иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии объекта размещения отходов требованиям санитарного законодательства, должно осуществляться постоянное наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и состоянием почв в зоне возможного влияния полигона. На основании ст. 5 Устава города Артема к вопросам местного значения относятся в том числе: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Артема; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства и озеленения территории города Артема. Органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (ч. 2 ст. 2 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Как установлено судом и следует из материалов дела на основании решения Артемовского городского Совета народных депутатов исполнительного комитета № <адрес> от 21.09.1990 г. и акта отвода земельного участка под строительство полигона твердых бытовых отходов в районе северо-западнее северного ствола шахты «Амурская» и южнее 350-400 м от трассы Владивосток-Аэропорт отведен земельный участок для утилизации бытовых отходов г. Артема (л.д. 25,26). Постановлением главы администрации г. Артема № <адрес> от 22.10.2001 года МУП «Горкомхоз» согласовано размещение городского полигона твердых бытовых отходов (далее – ТБО) на земельном участке, площадью 12 га. в районе северного ствола шахты «Амурская» в пос.Угловое для выполнения проектно-изыскательских работ (л.д. 29). Актом осмотра территории Управления Росприроднадзора по Приморскому краю <адрес> от 03.02.2011 года установлено, что размещение полигона, противоречит санитарным правилам и нормам, поскольку не выдержана санитарно-защитная зона предприятия, так как в 150 м. от участка находится воздухозаборный ствол шахты «Амурская», свалка функционирует при отсутствии ввода в эксплуатацию полигона ТБО (л.д. 18,19). Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю № <адрес> от 19.04.2011 года МУП «Горкопхоз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа. Указанное предприятие признано виновным в нарушении природоохранного законодательства при эксплуатации МУП «Горкомхоз» полигона ТБО в виду отсутствия лицензии на осуществление деятельности по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на санкционированной свалке в г. Артеме (л.д. 46-50). Судом так же установлено, что проектная документация по строительству данного объекта окончательно не разработана, необходимые согласования, в том числе положительное заключение государственной экологической экспертизы не получено. При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку на ответчика возложена обязанность по организации сбора твердых и жидких бытовых отходов на территории Артемовского городского округа. Нарушения администрацией Артемовского городского округа действующего природоохранного законодательства и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления соответственно нарушают права и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Выводы суда сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к утверждению о невозможности согласования размещения полигона ТБО судебная коллегия признает необоснованными, поскольку в нарушении ч. 1 ст. 56 ГПК РФ администрация Артемовского городского округа доказательств этому не представила. Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу, не содержат обстоятельств в порядке ст. 362 ГПК РФ для отмены решения, а поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: решение Артемовского городского суда Приморского края от 05 октября 2011года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Артемовского городского округа без удовлетворения. Председательствующий Судьи