О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 16 ноября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Коржаковой Л.М. судей Степановой Е.В., Лозенко И.А. при секретаре Блаживской Л.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербина И.О. к ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» о взыскании невыплаченных сумм районного коэффициента и процентной надбавки по кассационной жалобе ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 18 августа 2011 года, которым на Федеральное бюджетное учреждение - «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» возложена обязанность произвести Щербину И.О. выплату единовременного вознаграждения по итогам работы за 2010г. в размере 728 рублей 30 копеек, районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока к материальной помощи за 2011 года в размере 3 090 рублей 52 копейки. Заслушав доклад судьи Степановой Е.В., судебная коллегия у с т а н о в и л а: Щербин И.О. обратился в суд с иском к ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», в котором просил обязать ответчика произвести выплату единовременного вознаграждения по итогам работы за 2010г., а также произвести выплату районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока к материальной помощи за 2011 года, указывая на то, что он работает в должности ведущего инженера инженерно-технического отделения МИС ТОФ в штате 2/245 (прим. 1 03). Ему полагается выплата единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение (выполнение) должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года (ВДВ), установленная Постановлением Правительства от 05.10.2007г. № 546 октября 2007 года № 645, однако данная выплата единовременного денежного вознаграждения по итогам 2010 года пропорционально проработанному времени ему не произведена. Материальная помощь входит в ежегодный фонд оплаты труда и как составная часть ежегодного фонда оплаты труда, формируется с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока. Ответчик в нарушение Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 г. № 1027, приказа Министра обороны РФ от 02.03.2001 г. № 90 выплатил материальную помощь в 2011 г. без начисления районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока. В судебном заседании истец поддержал исковые требования. Представитель ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии. Представил письменные возражения на иск, в которые исковые требования не признает, ссылаясь на то, что материальная помощь не относится к заработной плате и начисление районных коэффициентов и процентных надбавок на нее не производится. Суд вынес вышеуказанное решение, на которое ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» подана кассационная жалоба. Судебная коллегия, проверив материалы дела, и обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда. По делу установлено, что истец в соответствии с трудовым договором № 24 от 11.11.2010 года относится к гражданскому персоналу Морской инженерной службы ТОФ. Единовременное денежное вознаграждение по итогам календарного 2010 года, а так же районный коэффициент и процентную надбавку за работу в южных районах Дальнего Востока к материальной помощи за 2011 год ответчик Щербину И.О. не выплатил. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.10.2007 № 645 «О единовременном денежном вознаграждении за добросовестное исполнение (выполнение) обязанностей военной службы, должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года» гражданскому персоналу инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований Российской Федерации предусмотрена выплата единовременного денежного вознаграждения. Вознаграждение выплачивается в течение первого квартала года, следующего за истекшим календарным годом. По решению Министра обороны РФ выплата вознаграждения может производиться в декабре календарного года, за который оно выплачивается. С учетом этого суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика единовременного вознаграждения по итогам работы за 2010г. с учетом отработанного времени в размере 728 рублей 30 копеек. Принимая решение о взыскании районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока, суд исходил из того, что материальная помощь, как предусмотренная системой оплаты труда, входит в состав заработка и поэтому может учитываться при начислении на заработок районного коэффициента и процентных надбавок. Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда исходя из следующего. В силу ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Правовое регулирование вопросов, связанных с оплатой труда работников, осуществляется нормами Трудового кодекса Российской Федерации. Как следует из статьи 129 ТК РФ, заработная плата - это вознаграждение за труд в «зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Согласно статье 135 ТК РФ системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются работникам организаций коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами. Суд первой инстанции установил, что выплата истцу материальной помощи определена Приказом МО РФ от 2001 г. № 90, коллективным договором и положением о материальной помощи войсковой части 70181. Так, согласно коллективного договора ( пункт 5.1) сумма средств, направляемых в фонд оплаты труда, распределяется следующим образом, в том числе по приказу № 90 от 2.03.2001 года- должностные оклады согласно штату, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие показатели в труде до 100% должностного оклада в соответствии с «Положением о надбавке за сложность и напряженность», ежемесячная надбавка за выслугу лет от 10 до 30% должностного оклада в зависимости от стажа работы в организациях управления, премии по результатам работы в соответствии с « положением о премировании, материальная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениям, составляющими «государственную тайну», согласно приказа командира части, материальная помощь с РК и процентная надбавка за ЮРДВ. Из Положения о материальной помощи следует, что правом на получение материальной помощи в размере двух должностных окладов в год имеет гражданский персонал отдельных органов МО РФ, причем указанная помощь выплачивается по заявлению работника в любой месяц в течении расчетного года и в случае неполного отработанного года( при увольнении, поступлении на работу) выплачивается пропорционально отработанному времени. Положения коллективного договора не противоречат нормам трудового законодательства. Таким образом, поскольку материальная помощь предусмотрена коллективным договором и непосредственно связана с надлежащим выполнением работником своих трудовых обязанностей, она подлежит отнесению к системе оплаты труда. Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что данная материальная помощь носит не разовый характер, а стимулирующий характер. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 ТК РФ). В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Согласно статьям 316, 317 ТК РФ размер процентной надбавки к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и порядок ее выплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации. По смыслу ст. ст. 10,11 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачиваются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. По Постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1027 (ред. от 02.10.2009) «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» при утверждении фондов оплаты труда для работников отдельных органов сверх средств, направляемых для выплаты им должностных окладов, предусматриваются средства на выплату ежемесячной надбавки за выслугу лет - в размере 3 должностных окладов; премий по результатам работы - в размере 3 должностных окладов; материальной помощи - в размере 2 должностных окладов; ежемесячного денежного поощрения - в размере 12 должностных окладов( подпункт «а» пункта 4). Согласно подпункта «б» пункта 4 указанного Постановления Правительства РФ фонды оплаты труда работников отдельных органов формируются с учетом районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, а также процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Анализируя во взаимосвязи указанные нормы права, следует сделать вывод о том, что, в состав денежного довольствия, на которое начисляются процентные надбавки и коэффициенты, включается и материальная помощь. Поскольку факт невыплаты истцу районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока к материальной помощи за 2011 год в размере 3 090 рублей 52 копейки нашел подтверждение в ходе слушания дела и не опровергнут ответчиком, вывод суда об удовлетворении заявленных требований в этой части является верным. Решение суда является правильным, основанным на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующим установленным судом обстоятельствам. Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, что указанная материальная помощь носит разовый характер и не относится к заработной плате, следовательно на нее не производится начисление районного коэффициента и процентных надбавок судебная коллегия находит несостоятельными, как противоречащие выше указанным нормативным актам, материалам дела. С учетом изложенного судебная коллегия не находит доводы кассационной жалобы убедительными, влекущими отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 18 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: