Определение от 07.12.2011 г. по делу № 33-11474 Решение оставлено без изменения



Судья Пялова Л.Н.                                             Дело № 33-11474

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

07 декабря 2011 года                                 г. Владивосток

судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего – Лифановской В.П.

судей Шевцовой Т.С., Дорохова А.П.

при секретаре Ковалевой В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» к Гризун Т.С. о взыскании суммы долга по кредитному договору и процентов по кассационной жалобе Гризун Т.С. на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 13 октября 2011 года, которымс Гризун Т.С. в пользу ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» взысканы сумма основного долга 106080,58 рублей, проценты 68498,98 рублей, судебные расходы 9691,59 рублей.

Заслушав доклад судьи Шевцовой Т.С., объяснения представителя ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» - Колотей О.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

между ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» и Гризун В.А. 27 мая 2010 года был заключен кредитный договор № <адрес> сроком до 27 мая 2013 года.

По условиям данного договора кредитор обязуется предоставить заемщику кредит в сумме 120 000 руб. под 25,9% годовых, с выплатой комиссии за выдачу кредита не более 15 000 руб. и неустойки 1% в день от суммы просроченных процентов, а заемщик обязуется возвратить кредитору полученный кредит и уплатить проценты за его пользование (пп.1.1.1-1.1.6).

Обязательства по выдаче кредита банком были выполнены в полном объеме.

12 октября 2010 года Гризун В.А. умер.

Нотариусом Надеждинского нотариального округа на имущество Гризуна В.А. заведено наследственное дело за № 372/2010. Наследницей по закону является супруга – Гризун Т.С.

ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» обратилось в суд с иском к Гризун Т.С. о взыскании суммы долга по кредитному договору и процентов, просил суд с учетом уточненных требований в силу ст. 39 ГПК РФ взыскать с Гризун Т.С. задолженность в размере 184271,15 рублей, в том числе: основной долг 106080,58 рублей, проценты за пользование кредитом 68498,98 рублей, расходы по проведению оценки наследственного имущества 5000 рублей, госпошлину 4691,59 рублей.

Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 13 октября 2011 года исковые требования ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» удовлетворены.

В кассационной жалобе Гризун Т.С. просит состоявшееся судебное решение отменить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно статье 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства.

В состав наследства в соответствии со ст. 1112 ГК РФ входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.

Обязательство, возникающее из кредитного договора, не связано неразрывно с личностью должника.

В силу ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. Кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам.

До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к наследственному имуществу.

Таким образом, наследник должника при условии принятия им наследства становится должником перед кредитором в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Гризун В.А. на основании заключенного с ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» кредитного договора № <адрес> от 27 мая 2010 года был выдан кредит в сумме 120 000 рублей со сроком погашения до 27 мая 2013 года (л.д. 14). 12 октября 2010 года Гризун В.А.умер (л.д. 12), в связи с чем, его обязательства перед банком по возврату кредита исполнены не были. Дочь умершего Гризуна В.А. – Середа Я.В. отказалась от причитающейся ей по закону доли на наследство после умершего отца (л.д. 25), сын - Гризун А.В. к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращался. Наследницей, принявшей наследство, является супруга умершего - Гризун Т.С. (л.д. 10). К ответчице перешло наследство, состоящее из ? доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Приморский край, Надеждинский район, с. Кипарисово, ул. Юбилейная, д. 2. Согласно заключению ООО «Индустрия-Р» стоимость указанного жилого дома составляет 2400000 рублей (л.д. 64). Наследственная доля ответчицы составляет 1200000 рублей.

Учитывая установленные обстоятельства, суд правомерно признал Гризун Т.С. должником перед банком и пришел к обоснованному выводу о том, что остаток непогашенной суммы на момент смерти заемщика подлежит взысканию с ответчицы в пределах стоимости перешедшего к ней наследственного имущества.

Решение суда является правильным, основанным на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующим установленным судом обстоятельствам.

Ссылка в кассационной жалобе представителя Гризун Т.С. на то, что должника кредитора являются также наследники должника (Гризун В.А) двое совершеннолетних детей – Середа Я.В. и Гризун А.В. необоснованна.

В силу статьи 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации прав наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1152 ГК РФ).

Исходя из содержания указанных норм материального права, подача наследником нотариусу заявления о принятии наследства свидетельствует о принятии им наследства, открывшегося после смерти наследодателя. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество.

Принимая во внимание, что после смерти Гризун В.А. наследство принято только супругой - Гризун Т.С., то последняя становится должником перед кредитором в пределах стоимости перешедшего к ней наследственного имущества.

Доводы кассационной жалобы о том, что подсудность в данном случае определяется по месту открытия наследства (ч. 2 ст. 30 ГПК РФ) несостоятельны, поскольку в рассматриваемом случае ответчица приняла наследство после смерти умершего супруга, в связи с чем, иск о взыскании долга предъявляется в суд по общим правилам подсудности, предусмотренным ст. 28 ГПК РФ.

Иные доводы кассационной жалобы судебная коллегия не находит убедительными, влекущими отмену решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

                                         о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 13 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200