определение от 12.12.2011 по делу № 33-11662 решение оставлено без изменения



Судья Елагина Н.И. Дело № 33-11662

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 декабря 2011 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Крайниковой Т.В.

судей Игошевой О.И., Стрюкова Д.А.

при секретаре Петровой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело иску Рыковой И.В. к Департаменту социальной защиты населения Приморского края о взыскании задолженности по педагогической льготе

по кассационной жалобе ответчика на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 28 октября 2011 года, которым требования удовлетворены частично, с Департамента социальной защиты населения Приморского края в пользу Рыковой И.В. взыскана компенсация по оплате освещения в сумме 1 718 рублей 24 копейки и госпошлина в сумме 400 рублей.

Заслушав доклад судьи Стрюкова Д.А., объяснения представителя ответчика Мухутдиновой И.Л., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Рыкова И.В. обратилась в суд с указанным иском указав, что с 01.12.2002 работала в дошкольном образовательном учреждении №29 при войсковой части 90720-2 в должности воспитателя. До 2005 года льготы по коммунальным платежам ей оплачивало Министерство обороны, начиная с 2005 года выплата льгот прекратилась.

Указала, что в соответствии с ч. 5 ст. 55 федерального закона от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» и ч. 5 ст. 14 закона Приморского края от 29.12.2004 года № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» она имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Несмотря на наличие вышеуказанных льгот, с 01.11.2008 Отдел социальной защиты населения по Oльгинскому муниципальному району прекратил ей выплату педагогической льготы по оплате услуг ЖКХ, ссылаясь на то, что 29 ДОУ находится в подчинении войсковой части и не имеет права на образовательную деятельность, т.к. не является образовательным учреждением.

Просила взыскать с Департамента социальной защиты населения Приморского края сумму задолженности за бесплатное жилье с отоплением и освещением за период с 01.11.2008 по 01.09.2010 в размере 102630,21 рублей и госпошлину в размере 3252,60 рублей, решить вопрос о бесплатном предоставлении ей электроэнергии.

Впоследствии истец уточнила исковые требования, просила взыскать с ответчика затраченную ею сумму по оплате освещения за период с 01.11.2008 по 01.09.2010 в сумме 10 663,22 рубля, за период с 01.10.2010 по 01.06.2011 в сумме 3 532,10 рубля, всего сумму 14 195,32 рублей и госпошлину в сумме 3 252,60 рубля.

Дело рассмотрено в отсутствие истца, просившего о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель Департамента социальной защиты населения Приморского края в судебном заседании исковые требования не признала, в возражение указала, что, несмотря на то, что детский сад при воинской части, в котором работала истица, не был оформлен как юридическое лицо, не прошел лицензирование на право осуществления образовательной деятельности и не приобрел статуса образовательного учреждения, истице территориальным отделом по согласованию с Департаментом социальной защиты населения были назначены меры социальной поддержки с 06.10.2010. Поскольку истице восстановлены льготы как педагогическому работнику с 06.10.2010 года, то у истицы отсутствуют основания для взыскания компенсаций за период, предшествующий 06.10.2010 года. Просила в иске отказать.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик, представителем подана кассационная жалоба, в которой просит решение суда отменить как незаконное и принять по делу новое решение.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.

Статьей 16 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» дополнен предложением следующего содержания: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации».

В соответствии с п.5 ст. 14 Закона Приморского края от 29.12.2004 года № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельских населенных пунктах и поселках городского типа и освобождаются от оплаты за данные услуги.

Как установлено в судебном заседании, истица работала с 08.02.2007 года по 06.07.2011 года в ДОУ № 29 при войсковой части 90720-2 в должности воспитателя и была уволена связи с ликвидацией организации по п.1 ст.81 ТК РФ.

Как следует из справки ОСЗН по Ольгинскому муниципальному району, истица состояла на учете с 01.08.2007 года по 31.10.2008 года в отделе социальной защиты населения по Ольгинскому муниципальному району и ей начислялись льготы по оплате услуг ЖКХ, предусмотренных для педагогических работников. С 01.11.2008 года льгота по оплате услуг ЖКХ ей была прекращена, поскольку ДОУ № 29 находится в подчинении войсковой части 90720-2, не имеет лицензии на образовательную деятельность, в связи с чем не является образовательным учреждением.

Удовлетворяя заявленные требования в части, суд исходил из того, что истец фактически осуществляла педагогическую деятельность, до 1.11.2008 в полном объеме получала меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как педагогический работник образовательного учреждения, работавший в сельской местности. Прекращение предоставления указанных мер, связано, лишь с тем, что истец работала в детском саду, не имеющем лицензии на образовательную деятельность, иных оснований прекращения предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ответчиком не указано. Более того, Департамент социальной защиты фактически признал право истца на получение льгот как педагогического работника, поскольку истцу территориальные отделом по согласованию с Департаментом социальной защиты населения ПК были назначены указанные меры социальной поддержки с 06.10.2010.

Суд кассационной инстанции в целом соглашается с данными выводами суда первой инстанции, находит их обоснованными, постановленными с соблюдением норм действующего законодательства.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определениях от 4 декабря 2007 года № 958-О-О, от 1 апреля 2008 года № 480-О-П, из абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлен действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.

Статья 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» не устанавливает, что получение указанных льгот педагогическим работникам связано с формой собственности образовательного учреждения.

В противном случае - вопреки предписаниям статей 7, 19, 39 и 55 Конституции Российской Федерации - нарушается конституционный принцип равенства при реализации этими лицами приобретенных социальных прав, а также принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, на соблюдении которого должно базироваться осуществляемое в социальной сфере изменение действующего правового регулирования и который предполагает правовую определенность, сохранение стабильности в действующей системе норм и предсказуемость законодательной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Доводы кассатора о том, что истец работала воспитателем в детском саду, находящимся в подчинении войсковой части, не имеющим лицензии на право осуществления образовательной деятельности и статуса образовательного учреждения, в связи с чем не имела права на соответствующие меры социальной поддержки, являлись предметом рассмотрения и им в решении дана надлежащая оценка.

Поскольку, разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им оценку, основанную на нормах материального права, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 28 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200