Судья Шевякова Н.В. Дело № 33-12427 10 января 2012 года город Владивосток Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Кадкина А.А. судей Бизякиной Н.П., Дегтяревой Л.Б, при секретаре Петровой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дворко В.И. к Департаменту здравоохранения Приморского края, КГУП «Приморская краевая аптека», МУЗ «Центральная районная больница п.г.т. Кировский», муниципальному предприятию «Центральная районная аптека № 38» о возмещении расходов на приобретение лекарственных средств по кассационной жалобе истицы на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 17 ноября 2011 года, которым иск удовлетворен частично: в пользу истицы с МУЗ «Центральная районная больница п.г.т. Кировский» взыскано 18360 рублей, в удовлетворении остальной части требований отказано Заслушав доклад судьи Бизякиной Н.П., объяснения представителя истицы Байдак Е.В., представителя КГУП «Приморская краевая аптека» Михалева А.А., судебная коллегия Истица обратилась с указанными требованиями к ответчикам, в обоснование, ссылаясь на то, что является инвалидом П группы с заболеванием хронической почечной недостаточности 5 ст., имеет право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными средствами. В августе-сентябре 2010 года она обратилась с заявлением о замене денежной компенсации получением лекарственных препаратов. 11 января 2011 года лечащим врачом в МУЗ «Центральная районная больница п.г.т. Кировский» назначил лечение в виде препарата "К.". Ответственная за выписку и выдачу лекарств медицинская сестра больницы отказала ей в выдаче льготного рецепта, ссылаясь на указание аптеки об отсутствии препарата. По льготному рецепту она получила в аптеке только две упаковки препарата, одну упаковку препарата вынуждена была приобрести за свой счет за 3360 рублей. 10 мая 2011 года лечащий врач назначил истице препарат «К.», «В.» 600 таблеток и «Р.» № 12. Медицинская сестра больницы выписала ей льготный рецепт только на 100 таблеток «К.». Истица вынуждена была приобрести лекарственные средства за свой счет. В связи с отказом сотрудника больницы выписывать на назначенные врачом препараты льготные рецепты истица вынуждена была приобрести лекарства за свой счет на сумму 18360 рублей. С июня 2011 года по август 2011 года ей выписывались льготные рецепты, однако в связи с отсутствием лекарств в Кировской аптеке рецепты ставились на отсроченное обслуживание. В результате этого истица вынуждена была приобрести лекарства за свой счет на сумму 34376 рублей. На основании изложенного истица просила взыскать с МУЗ «Центральная районная больница п.г.т. Кировский» 18360 рублей, с остальных ответчиков 34376 рублей. Представитель МУЗ «Центральная районная больница п.г.т. Кировский» в судебном заседании не участвовал. Из письменного отзыва следует, что больница с требованиями истицы не согласилась в связи с отсутствием вины больницы в несвоевременном предоставлении истице необходимых препаратов аптекой № 38 Кировского района. Представитель муниципального предприятия «Центральная районная аптека № 38» в судебном заседании не участвовал, из письменного отзыва следует, что аптека с требованиями истицы не согласна, поскольку является пунктом отпуска лекарств, в закупке лекарств не участвует, направляет заявки о необходимом количестве лекарств по льготным рецептам КГУП «Приморская краевая аптека». Препараты необходимые для истицы запрашивались, но были предоставлены в меньшем количестве. Представитель КГУП «Приморская краевая аптека» иск не признал, пояснив, что считает КГУП «Приморская краевая аптека» ненадлежащим ответчиком. КГУП «Приморская краевая аптека» в рамках программы по обеспечению льготных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Региональным складом и осуществляет отпуск лекарственных средств, в том числе, в пункт отпуска муниципального предприятия «Центральная районная аптека № 38». Все лекарственные препараты закупает Департамент здравоохранения Приморского края на торгах для обеспечения льготников на основании контракта №.... Контракты на 2011 год на поставку лекарственных препаратов были заключены по результатам аукциона №... в период с 28 по 30 декабря 2010 года. По условиям контракта №... Региональный склад не приобретает право собственности или хозяйственного ведения на поступивший в его адрес товар, не вправе пользоваться или распоряжаться им без письменного указания Департамента здравоохранения. Отпуск некоторых лекарственных препаратов не был осуществлен в связи с их отсутствием на складе. Представитель полагает, что вины КГУП «Приморская краевая аптека» в непредоставлении истице лекарственных препаратов не имеется. Представитель Департамента здравоохранения Приморского края с иском не согласился, полагая, что требования истицы к Департаменту не основаны на законе. Суд постановил указанное решение, с которым в части отказа в удовлетворении требований о возмещении расходов на приобретение лекарственных препаратов на сумму 34376 рублей не согласилась истица, подав кассационную жалобу, где просит решение в этой части отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на прежние доводы. В остальной части решение суда сторонами не обжаловано. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене в обжалуемой части по следующим основаниям. В соответствии со ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Судом первой инстанции при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем. В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Закона, предоставляется дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами. Согласно п. 8 ст. 6.1 названного Закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды. В силу п. 5 ст. 6.3 этого же Федерального закона порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Указанный Порядок утвержден приказом Министра здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 г. № 328. Предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами определено разделом II данного Порядка, согласно п. 2.7 которого в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту. При этом ст. 4.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определено, что с 1 января 2008 г. органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов; организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам. Таким образом, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с фармацевтическими организациями. При этом субвенции на обеспечение лекарственными средствами в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета перечисляются в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, который перечисляет указанные субвенции в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Далее субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации. В этой связи, поскольку обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ с фармацевтическими организациями, то надлежащим ответчиком по делам о компенсации расходов, произведенных гражданами в связи с приобретением необходимых для лечения инвалидов лекарственных средств, указанных в рецепте, выписанном врачом (фельдшером) на бесплатной основе, в случае отсутствия этих лекарственных средств в аптеках, являются соответствующие уполномоченные фармацевтические организации, выигравшие конкурс на заключение этих контрактов в каждом конкретном субъекте РФ, либо иным способом уполномоченные субъектом Российской Федерации на реализацию этих лекарственных средств. Между тем при рассмотрении дела суд первой инстанции не выяснил, какие соответствующие уполномоченные фармацевтические организации, выиграли конкурс на заключение таких контрактов в Приморском крае в 2011 году, либо кого в 2011 году субъект Российской Федерации уполномочил на реализацию этих лекарственных средств. Указанное обстоятельство имеет значение для правильного разрешения спора, в зависимости от установления этого обстоятельства следует определить надлежащего ответчика. С учетом того, что для правильного разрешения спора необходимо выяснение дополнительных обстоятельств, дело в отмененное части должно быть направлено для рассмотрения по существу в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, более тщательно исследовать обстоятельства дела, принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 17 ноября 2011 года в части отказа в удовлетворении требований Дворко В.И. к Департаменту здравоохранения Приморского края, КГУП «Приморская краевая аптека», МУЗ «Центральная районная больница п.г.т. Кировский», муниципальному предприятию «Центральная районная аптека № 38» о возмещении расходов на приобретение лекарственных средств в сумме 34376 рублей отменить, в этой части дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе. В остальной части решение оставить без изменения. Председательствующий Судьи: