Судья Чесноков В.И. Дело № 33-455 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 23 января 2012 года город Владивосток Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Бизякиной Н.П., судей Соловьевой О.В., Старовойт Р.К. при секретаре Шестухиной Е.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ольгинского района Приморского края к Администрации Моряк-Рыболовского сельского поселения о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности по кассационной жалобе ответчика на решение Ольгинского районного суда Приморского края от 16 ноября 2011 года, которым иск удовлетворен. На ответчика возложена обязанность в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности: обеспечить территории населенных пунктов п. Моряк-Рыболов, с. Маргаритово, д. Бровки наружным освещением в темное время суток, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов; обеспечить территорию населенного пункта д. Бровки переносной пожарной мотопомпой для целей пожаротушения; оборудовать подъезды к естественным водоисточникам вблизи п. Моряк-Рыболов, с. Маргаритово, д. Бровки площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 м. для установки пожарной автотехники и забора воды в любое время года; оборудовать указанные подъезды указателями с использованием светоотражающих покрытий; оборудовать на территории населенных пунктов п. Моряк-Рыболов, с. Маргаритово, д. Бровки средства звуковой сигнализации для оповещения людей; обеспечить населенные пункты п. Моряк-Рыболов, с. Маргаритово, д. Бровки необходимым запасом воды для целей пожаротушения; оборудовать вокруг указанных населенных пунктов защитные противопожарные полосы; обеспечить обучение мерам пожарной безопасности в лицензированной организации должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность в населенных пунктах п. Моряк-Рыболов, с. Маргаритово и д. Бровки. Заслушав доклад судьи Бизякиной Н.П., выслушав заключение прокурора Судницыной С.П., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия установила: Прокурор Ольгинского района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Моряк-Рыболовского сельского поселения о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности. В обоснование требований указал, что в результате проверок соблюдения ответчиком законодательства в области пожарной безопасности отделом надзорной деятельности ГУ МЧС РФ по ПК были выявлены следующие нарушения: в нарушение п. 27 ППБ 01-03 территории с. Маргаритово, п. Моряк-Рыболов, д. Бровки не обеспечены наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения подъездов к пирсам пожарных водоемов; в нарушение п. 31 ППБ 01-03 территории с Маргаритово, п. Моряк-Рыболов, д. Бровки не обеспечены переносными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения; в нарушение п.п. 90, 94 ППБ 01-03 в указанных населенных пунктах отсутствуют подъезды к естественным водоисточникам с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 м. для установки пожарной автотехники и забора воды в любое время года; подъезды к водоисточникам не оборудованы соответствующими указателями; в нарушение п. 114 ППБ 01-03 на территории с. Маргаритово, п. Моряк-Рыболов, д. Бровки отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара; в нарушение п.п. 9.29, 9.30 СНиП 2.04.02-84* населенные пункты (с. Маргаритово, п. Моряк-Рыболов, д. Бровки) не обеспечены необходимым запасом воды; в нарушение п. 112 ППБ 01-03 вокруг них отсутствуют защитные противопожарные полосы, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения. Кроме того, руководитель и лицо, ответственное за пожарную безопасность в администрации Моряк-Рыболовского сельского поселения не прошли обучение мерам пожарной безопасности. Прокурор просил признать бездействие администрации Моряк-Рыболовского сельского поселения незаконным и возложить на ответчика обязанность принять меры к устранению выявленных нарушений в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. В последующем прокурор уточнил требования, исключив требование об обеспечении территорий с. Маргаритово, п. Моряк-Рыболов переносными пожарными мотопомпами для целей пожаротушения в связи с фактическим исполнением данного требования администрацией. В судебном заседании прокурор на уточненных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске. Представитель администрации Моряк-Рыболовского сельского поселения в судебном заседании требования признал частично, ссылался на недостаточность бюджетных средств. Указал, что администрацией проводится работа по устранению выявленных нарушений, а именно: заключен договор на приобретение мотопомпы, заказаны указатели проезда к водоемам, проводится организация обустройства площадок для подъезда пожарной техники и планируется организовать запас воды на случаи пожара. Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился представитель администрации Морк-Рыболовского сельского поселения, в кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не усматривает оснований к отмене решения суда. В соответствии со ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313. В судебном заседании установлено и представителем ответчика не оспаривалось, что органом местного самоуправления допущены указанные прокурором в иске нарушения требований пожарной безопасности, что подтверждается актами проверки отдела надзорной деятельности по Ольгинскому муниципальному району ГУ МЧС РФ по ПК от 26 апреля 2011 года и от 13 октября 2011 года, а также составленными по результатам проверок предписаниями об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 26 апреля 2011 года №... и от 13 октября 2011 года №.... С учетом изложенного судом сделан правильный вывод об обоснованности требований прокурора, поскольку администрация Моряк-Рыболовского сельского поселения не исполняет обязанности, возложенные на нее законом, не обеспечивая тем самым безопасность жизни и здоровья граждан. Признавая доводы ответчика о недостаточности бюджетных средств несостоятельными суд первой инстанции верно указал, что указанное обстоятельство не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от публично-правовых обязательств. По доводам кассационной жалобы решение отмене не подлежит, поскольку в жалобе оспариваются выводы суда со ссылкой на те же доводы, которые являлись предметом исследования суда и получили его оценку. Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено. Оснований к отмене судебного решения не установлено. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Ольгинского районного суда Приморского края от 16 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий Судьи