определение от 27.12.2011 по делу № 33-12226 решение отменено



Судья Розанова М.А. Дело № 33-12226

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 декабря 2011 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Бизякиной Н.П.

судей Стрюкова Д.А., Кадкина А.А.

при секретаре Лукьянович В.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ИФНС по Первореченскому району г. Владивостока о признании незаконным и не подлежащим исполнению требования и.о. прокурора Первореченского района г. Владивостока от 29.08.2011

по кассационным жалобам представителя заявителя, прокурора на решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 16 сентября 2011 года, которым требования удовлетворены частично, признано незаконным и не подлежащим исполнению требование и.о. прокурора Первореченского района г. Владивостока от 29.08.2011 № 2-2056в-11 в части предоставления сведений о занимаемой должности, месте жительства, паспортных данных, дате приема на работу, ИНН сотрудников ИФНС по Первореченскому району и членов их семей.

Требование и.о. прокурора Первореченского района г. Владивостока от 29.08.2011 № 2-2056в-11 в части предоставления списка служащих, замещающих должности государственной службы в ИФНС России по Первореченскому району г. Владивостока, а также членов их семей с указанием ФИО и даты рождения признано не противоречащим закону и подлежащим исполнению не позднее 30 дней со дня фактического получения запроса на бумажном носителе или в электронном виде.

Заслушав доклад судьи Стрюкова Д.А., объяснения представителей ИФНС по Первореченскому району г. Владивостока Рябова Е.Н., Виговской С.Н., Снурницына В.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ИФНС по Первореченскому району г. Владивостока обратилась в суд с заявлением о признании незаконным требования и.о. прокурора Первореченского района г. Владивостока от 29.08.2011 № 2-2056в-11 о предоставлении не позднее 01.09.2011 списка служащих, замещающих должности государственной службы в ИФНС России по Первореченскому району г. Владивостока, а также членов их семей с указанием ФИО, даты рождения, занимаемой должности, места жительства, паспортных данных, даты приема на работу, ИНН. Полагала, что указанное требование не может быть исполнено, т.к. нарушает законные интересы и права граждан, работающих в Инспекции, а также членов их семей, поскольку запрашиваемые сведения в силу требований ст. 3 ФЗ «О персональных данных» являются конфиденциальными и в отношении них установлен особый режим. Кроме того, передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне не допускается без письменного согласия гражданского служащего, а инспекция не располагает таким согласием. Нарушен порядок направления и оформления обжалуемого требования, которое направлено факсом и не заверено печатью канцелярии прокуратуры Первореченского района г. Владивостока. Данные в отношении сотрудников районной Инспекции размещены на интернетсайте Федеральной налоговой службы, к ним организован публичный доступ. Заявитель просил признать недействительным требование и.о. прокурора Первореченского района г. Владивостока от 29.08.2011 № 2-2056в-11 в части предоставления персональных данных работающих сотрудников и членов их семей и приостановить действие обжалуемого требования до вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

В ходе рассмотрения дела заявленные требования уточнены: представитель просил признать незаконным в части требование и.о. прокурора Первореченского района г. Владивостока от 29.08.2011 № 2-2056в-11 и не подлежащим исполнению.

Определением Первореченского районного суда г. Владивостока от 09.09.2011 приостановлено исполнение Инспекцией ФНС по Первореченскому району г. Владивостока требования и.о. прокурора Первореченского района г. Владивостока от 29.08.2011 № 2-2056 до вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

В судебном заседании представители Инспекции ФНС России по Первореченскому району г. Владивостока на требованиях настаивали. Прокурор в суде возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что в целях устранения недостатков проверки, проведенной ранее по заданию прокуратуры Приморского края, затребовали данные, без которых невозможно оформить запросы для проверки достоверности предоставленных сотрудниками сведений о соблюдении ограничений по государственной службе. К полномочиям прокурора относится надзор за соблюдением требований антикоррупционного законодательства, в т.ч. осуществление проверок достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих и членов их семей. Требование помимо факса направлены в Инспекцию на бланке прокуратуры по почте. Просила в удовлетворении заявления отказать.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился заявитель и прокурор, поданы кассационные жалобы.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы кассационных жалоб, полагает решение суда подлежащим отмене по доводам кассационной жалобы прокурора в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ)

Судом правильно установлено, что 21.04.2011 в прокуратуру Первореченского района г. Владивостока поступило задание прокуратуры Приморского края о проведении проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в сфере государственной и муниципальной службы со сроком исполнения до 20.05.2011.

11.08.2011 прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Приморского края проведена выездная проверка полноты принятых прокуратурой Первореченского района г. Владивостока мер по исполнению задания от 21.04.2011, в ходе которой установлено выполнение проверочных мероприятий не в полном объеме и предписано не позднее 16.08.2011 принять меры прокурорского реагирования по выявленным прокуратурой края нарушениям закона в деятельности ИФНС по Первореченскому району, а также при проведении надзорных проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции в сфере государственной и муниципальной службы обеспечить реализацию в полном объеме соглашения от 04.10.2010.

30.08.2011 в ИФНС по Первореченскому району г. Владивостока факсимильной связью поступило требование и.о. прокурора Первореченского района г. Владивостока от 29.08.2011 № 2-2056в-11 о предоставлении не позднее 01.09.2011 списка служащих, замещающих должности государственной службы в ИФНС России по Первореченскому району г. Владивостока, а также членов их семей с указанием ФИО, даты рождения, занимаемой должности, места жительства, паспортных данных, даты приема на работу, ИНН в целях проведения плановой проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в сфере государственной службы.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

Предметом прокурорского надзора в силу ст. 21 названного Федерального закона являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно п. 1 ст. 22 указанного Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц налоговых органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

В силу ч. 1 ст. 6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно ч. 3 ст. 67 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства РФ о государственной гражданской службе РФ осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с п. 6 ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-Ф3 генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

В целях организации исполнения названного Федерального закона Указом Президента РФ от 31.07.2008 № Пр-1568 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годы, согласно подпункту «б» п. 5 которого Генеральному прокурору РФ и подчиненным ему прокурорам поручено усилить надзор за исполнением руководителями федеральных государственных органов, государственных органах субъектов РФ, главами муниципальных образований законодательства РФ о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной службе.

Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 07.12.2007 № 195 определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.

4.10.2010 между прокуратурой Приморского края и Управлением ФНС России по Приморскому краю заключено Соглашение о взаимодействии в пределах компетенции указанных органов с соблюдением Конституции РФ и федеральных законов «О прокуратуре РФ», «О противодействии коррупции», «О налоговых органах в РФ», в которым определены порядок и формы такого взаимодействия, обязательства сторон по соблюдению конфиденциальности в отношении полученной информации.

С учетом указанного суд пришел к правильному выводу о том, что требования прокурора при осуществлении им надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в сфере государственной службы обязательны для исполнения.

Вместе с тем, признавая незаконным и не подлежащим исполнению требование в части суд пришел к выводу, что иные сведения кроме ФИО и даты рождения сотрудников ИФНС и членов их семей прокурору при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции в сфере государственной службы не требуются.

С данным выводом судебная коллегия не может согласиться, поскольку полномочия прокурора при осуществлении указанного надзора не ограничиваются оформлением запросов в Управление Росреестра по ПК, МОГТО и РАС ГИБДД УВД по ПК, Бюро Ростехинвентаризации об имеющемся у государственного служащего и членов его семьи имущества.

Более того, как следует из пояснений представителя прокурора в судебном заседании в рамках проводимой проверки необходимо направлять запрос в Управление ФНС России с целью получения информации об участии государственных служащих в коммерческих организациях, а в соответствии с п. 3.1.2 Соглашения о взаимодействии между прокуратурой Приморского края и Управлением ФНС России по Приморскому краю от 4.10.2010 при направлении запросов в Управление ФНС России по краю прокурор указывает сведения в отношении проверяемых лиц: ФИО, дату рождения, место регистрации или жительства, паспортные данные, основное место работы, ИНН (при наличии).

Поскольку при рассмотрении дела не установлено обстоятельств того, что запрашиваемые прокурором сведения выходят за рамки предоставленных ему полномочий и их характер не связан с осуществлением им надзора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции в сфере государственной службы, вывод суда о незаконности требования прокурора в указанной части является ошибочным.

Также судебная коллегия не может согласиться выводом суда о нарушении прокурором положений Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденного приказом МНС России от 3.03.2003 №БГ-3-28/96 и Соглашения о взаимодействии между прокуратурой Приморского края и Управлением ФНС России по Приморскому краю от 4.10.2010 г..

В соответствии с п. 3.2.1 Соглашения УФНС (ИФНС) осуществляет исполнение запросов прокуратуры с направлением сведений, информации и документов по плановым проверкам - в срок не позднее 30 дней со дня фактического получения запросов, по внеплановым надзорным проверкам - в срок, указанный в запросах, но не ранее 3-х дней со дня фактического получения запросов.

Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Поскольку положения Соглашения не должны противоречить указанной норме ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» требование прокурора от 29.08.2011 подлежит безусловному исполнению в установленный в нем срок.

В соответствии с п. 4 Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов требование должно быть представлено в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган.

Требование и.о. Первореченского района г. Владивостока от 29.08.2011 направлено в адрес ИФНС РФ по Первореченскому району г. Владивостока факсимильной связью, выполнено на номерном бланке прокуратуры, имеет необходимые реквизиты, что позволяет идентифицировать обращение прокурора в налоговый орган.

Указанные обстоятельства подтверждаются ответом ИФНС РФ по Первореченскому району г. Владивостока №12-45/004424 от 1.09.2011, которым частично было исполнено указанное требование и.о. прокурора от 29.08.2011 (л.д. 20-21).

Вывод суда о необходимости направления прокурором запроса на бумажном и электронном носителе в соответствии с п. 3.1.3 Соглашения, также является неправильным, поскольку в данном случае прокурором не запрашивается информация в отношении определенных лиц.

При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы прокурора являются обоснованными, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

По доводам кассационной жалобы заявителя о решение суда отмене не подлежит, поскольку выводы суда об обязательности исполнения требований прокурора при осуществлении им надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в сфере государственной гражданской службы являются верными, основанными на правильном толковании норм материального права.

Ссылки кассатора на нормы трудового права являются необоснованными, поскольку обязанность граждан, претендующих на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лиц, замещающих указанные должности, представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и проверка достоверности и полноты представленных сведений представителем нанимателя (руководителем) путем направления соответствующих запросов в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, предусмотрены ФЗ от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (п. 1,4 ч. 1, ч.7 ст. 8), ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (п. 9 ч.1 ст. 15, ст. 20), что не противоречит нормам трудового законодательства.

Прокурор как было указано выше в свою очередь осуществляет надзор за соблюдением данных правовых норм по противодействию коррупции в сфере государственной гражданской службы, в связи с чем требования прокурора при осуществлении такого надзора в пределах предоставленных ему полномочий являются законными.

Поскольку все обстоятельства по делу установлены и не требуют дополнительной проверки, судебная коллегия полагает вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 16 сентября 2011 года отменить, вынести новое решение.

В удовлетворении заявления ИФНС по Первореченскому району г. Владивостока о признании незаконным и не подлежащим исполнению требования и.о. прокурора Первореченского района г. Владивостока от 29.08.2011 отказать.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200