Судья Тымченко А.М. Дело № 33-12170 19 декабря 2011 года г. Владивосток Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Саломатиной Л.А. судей Стрюкова Д.А., Шульга С.В. при секретаре Пилипенко А.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихоновича В.Д. к исполняющему обязанности главы городского округа ЗАТО город Фокино Шарапову Н.В., Муниципальному учреждению администрации городского округа ЗАТО город Фокино о восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула и возмещении морального вреда по кассационной жалобе истца, кассационному представлению прокурора на решение Фокинского городского суда Приморского края от 15 ноября 2011 года, которым требования оставлены без удовлетворения. Заслушав доклад судьи Стрюкова Д.А., объяснения представителя истца Емельянова И.А., представителей ответчика исполняющего обязанности главы городского округа ЗАТО город Фокино Шарапова Н.В. – Валюшко А.П., Еращенко М.Л., заключение прокурора Маториной О.А., полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия Тихонович В.Д. обратился с иском в суд, указав, что на основании решения Думы городского округа ЗАТО город Фокино № от ДД.ММ.ГГГГ с ним был оформлен трудовой договор №. С ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа (распоряжения) о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ № № он приступил к исполнению трудовых обязанностей в должности главы администрации городского округа ЗАТО город Фокино. ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности главы городского округа ЗАТО город Фокино был издан приказ (распоряжение) № о расторжении трудового договора (контракта) на основании пункта 2 части 1 статьи 278 ТК РФ с ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что увольнение является незаконным. Он являлся должностным лицом местного самоуправления закрытого административно-территориального образования (далее ЗАТО) г. Фокино. Согласно абзацу 4 ч. 3 ст. 4 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О ЗАТО» полномочия главы местной администрации ЗАТО прекращаются досрочно в случаях, установленных законодательством РФ о местном самоуправлении, а также в случае реорганизации ЗАТО. Правовые отношения между ним и представителем нанимателя регулируются Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-Ф3 (далее ФЗ №131). Считает, что часть 10 ст. 37 ФЗ №131 устанавливает исчерпывающий перечень оснований по прекращению полномочий главы администрации, и не может быть расширен, в том числе и федеральным законом. Полагает, что его увольнение было произведено по формальному праву без обоснования причин увольнения. Принятие такого решения обусловлено злоупотреблением правом со стороны работодателя и дискриминации в отношении его по субъективным причинам. Незаконным увольнением ему причинен моральный вред, компенсацию которого он оценивает в 100 000 руб.. С ДД.ММ.ГГГГ он лишен возможности трудиться и ему работодатель обязан возместить не полученный заработок. Размер ежедневного заработка составляет 3 ... Просил признать его увольнение незаконным, восстановить его в должности главы администрации городского округа ЗАТО город Фокино Муниципального учреждения администрация городского округа ЗАТО город Фокино с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать в его пользу средний заработок за всё время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на работе и компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.. В ходе рассмотрения гражданского дела в суде истец и его представитель уточнили заявленные требования и просили взыскать средний заработок за всё время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... рубля. В судебном заседании истец Тихонович В.Д. и его представитель Емельянов И.А полностью поддержали исковые требования с учетом уточнения и пояснили по обстоятельствам дела, как указано выше. В судебном заседании исполняющий обязанности глава городского округа ЗАТО г. Фокино Шарапов Н.В., его представители с иском Тихоновича В.Д. полностью не согласились и пояснили, что поскольку главой местной администрации, назначенным на должность по контракту, осуществляется руководство местной администрацией, правомерным является расторжение контракта с ним с учетом особенностей, обусловленных как статусом местной администрации, так и нахождение названного лица на муниципальной службе, а равно порядком назначения его на должность и заключения контракта с применением дополнительных оснований для прекращения трудового договора с руководителем организации, установленных ТК РФ. Нарушений прав истца не допущено, и дискриминации не имелось. В соответствии с ч. 3 ст. 25 Устава городского округа ЗАТО город Фокино, Администрация городского округа ЗАТО город Фокино обладает правами юридического лица и по организационно-правовой форме является муниципальным казенным учреждением. Согласно ч. 2 ст. 25 Устава городского округа Администрацией городского округа руководит глава администрации городского округа на принципах единоначалия. Из пункта 5 части 1 статьи 3 контракта № от ДД.ММ.ГГГГ представитель нанимателя имеет право реализовывать иные права, предусмотренные трудовым законодательством и законодательством о муниципальной службе. Просили отказать в удовлетворении иска. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Муниципального учреждения администрации Городского округа ЗАТО город Фокино. Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился истец, подана кассационная жалоба, прокурором принесено кассационное представление. Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и кассационной жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, и неправильным применением норм материального права (п. 3,4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ). Пункт 2 части 1 статьи 278 ТК РФ предусматривает дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации. Так, помимо оснований, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Как правильно установлено судом с ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Думы городского округа ЗАТО город Фокино от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении на должность главы администрации городского округа ЗАТО город Фокино» и трудового контракта № от ДД.ММ.ГГГГ Тихонович В.Д. осуществлял трудовую деятельность в должности главы администрации городского округа ЗАТО город Фокино. Из трудового контракта № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что городской округ ЗАТО город Фокино, в лице главы городского округа ЗАТО город Фокино ФИО12 (представитель нанимателя) и Тихонович В.Д. заключили трудовой контракт о том, что Тихонович В.Д. исполняет обязанности главы администрации ГО ЗАТО город Фокино. ДД.ММ.ГГГГ исполняющий обязанности главы городского округа ЗАТО г. Фокино Шарапов Н.В. издал приказ (распоряжение) № о расторжении трудового договора (контракта) № от ДД.ММ.ГГГГ с главой администрации городского округа ЗАТО город Фокино Тихоновичем В.Д. на основании п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 37 (ч. 1 и 2) Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой местной администрации, осуществляющим на принципах единоначалия руководство местной администрацией - исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяемым уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, может являться, в частности, лицо, назначаемое на данную должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на её замещение на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Частью 3 статьи 9, частью 2 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" глава местной администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которых, как следует из ч. 2 ст. 3 данного Федерального закона и ч. 7 ст. 11 ТК РФ, распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными указанным Федеральным законом. В силу ч. 6 и 7 ст. 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом, лицо, поступающее на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт, порядок заключения и расторжения которого определяются Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Частью 6 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования. Случаи досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, предусмотрены в виде специального перечня в части 10 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", определяющей основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим, непосредственно названные в ней случаи, когда допускается возможность расторжения трудового договора с муниципальным служащим по инициативе представителя нанимателя (работодателя), установлены помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Приведенные выше нормы, рассматриваемые во взаимосвязи с ч. 7 ст. 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", в силу которой Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяется, в частности, лишь порядок расторжения контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, не могут рассматриваться как исключающие возможность применения при прекращении его полномочий каких-либо оснований расторжения трудового договора из числа установленных Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" либо Трудовым кодексом Российской Федерации - как общих, так и дополнительных, применяемых лишь в отношении отдельных категорий работников. Положения контракта № от ДД.ММ.ГГГГ не противоречат вышесказанному, поскольку предусматривают возможность прекращения контракта по иным основаниям, установленным действующим законодательством (часть 5 статьи 8 Контракта). В соответствии со ст. 53, 54 Устава городского округа ЗАТО город Фокино собственником муниципального имущества является городской округ ЗАТО город Фокино. Согласно ч. 1 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 24 Устава глава городского округа - высшее должностное лицо городского округа, наделенное Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, он представляет городской округ в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени городского округа. Контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что представитель нанимателя (глава городского округа ЗАТО город Фокино) вправе реализовывать иные права, предусмотренные трудовым законодательством и законодательством о муниципальной службе (пункт 5 части 1 статьи 3 Контракта). С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что глава городского округа (исполняющий его обязанности), как представитель городского округа правомочен издавать приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора с главой администрации, а увольнение главы администрации городского округа как руководителя организации в соответствии с п. 2 ст. 278 ТК РФ не противоречит требованиям действующего законодательства. Вместе с тем правомерность издания исполняющим обязанности главы городского округа приказа (распоряжения) о расторжении трудового договора (контракта) с главой администрации городского округа в соответствии с п. 2 ст. 278 ТК РФ должна быть неразрывно связана с особенностями, обусловленными как статусом местной администрации и представительного органа местного самоуправления, так и нахождением главы администрации на муниципальной службе, а равно порядком его назначения на должность и заключения контракта. Кроме этого, правомочия исполняющего обязанности главы городского округа как представителя городского округа не предполагают неограниченной свободы усмотрения при осуществлении предоставленных полномочий. Указанные правомочия должны осуществляться главой городского округа с учетом интересов муниципального образования, и соответствовать целям и задачам муниципальной службы и местного самоуправления. Общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом в полной мере распространяется и на сферу трудовых отношений, определяя пределы дискреционных полномочий представителя собственника, в том числе и при увольнении главы администрации городского округа как руководителя организации по основаниям п. 2 ст. 278 ТК РФ. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что обстоятельств злоупотребления правом сторонами не приведено и не установлено. Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда по следующему. Тихонович В.Д. в иске и при рассмотрении дела ссылался на то, что его увольнение было произведено по формальному праву без обоснования причин увольнения и обусловлено злоупотреблением правом со стороны представителя работодателя. Издание приказа о его увольнении направлено на вмешательство в деятельность исполнительно-распорядительного органа местной администрации, что противоречит общим принципам разделения органов местного самоуправления согласно статье 34 ФЗ № 131-ФЗ. Глава городского округа не мог принять решение о прекращении действия трудового контракта единолично без согласования с представительным органом. Согласно ст. 25.1 Устава городского округа ЗАТО город Фокино, глава администрации городского округа ЗАТО город Фокино назначается на должность по контракту по результатам проведения конкурса Думой городского округа ЗАТО город Фокино. Контракт с главой администрации городского округа заключает глава городского округа, условия контракта утверждаются Думой городского округа. Кроме этого, глава администрации подконтролен и подотчетен Думе городского округа. В соответствии со ст. 20 Устава городского округа ЗАТО город Фокино в исключительной компетенции Думы городского округа находятся определение порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью. Согласно ст. 26 Устава городского округа ЗАТО город Фокино администрация городского округа осуществляет управление муниципальной собственностью в порядке, установленном решением Думы городского округа. Из изложенного следует, что Дума городского округа ЗАТО город Фокино, являясь представительным органом местного самоуправления, наделена правами по осуществлению прав собственника муниципального имущества, а также полномочиями по назначению на должность главы администрации городского округа и контролю за его деятельностью, в связи с чем принятие исполняющим обязанности главы городского округа решения о прекращении контракта с главой администрации на основании п. 2 ст. 278 ТК РФ без учета мнения представительного органа свидетельствовует о наличии злоупотребления правом со стороны представителя нанимателя. Кроме этого, исполняющим обязанности главы городского округа каких-либо доказательств того, что решение об увольнении истца не являлось единоличным и не носило характера, обусловленного формальным правом, что при принятии решения об увольнении истца были соблюдены интересы муниципального образования, и что данное увольнение соответствует целям и задачам муниципальной службы и местного самоуправления, представлено не было. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает неубедительным вывод суда об отсутствии обстоятельств злоупотребления правом со стороны представителя нанимателя, доводы кассационного представления и кассационной жалобы являются обоснованными, в связи с чем решение суда подлежит отмене. Поскольку по требованиям истца о восстановлении на работе установлены все обстоятельства, и они не требуют дополнительной проверки, судебная коллегия полагает в указанной части возможным вынести новое решение о признании незаконным приказа об увольнении и о восстановлении истца на работе в прежней должности. В остальной части исковых требований отсутствие расчетов не позволяет суду кассационной инстанции принять новое решение без передачи дела в указанной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду необходимо предложить сторонам предоставить расчеты среднего заработка за время вынужденного прогула, установить имеющие значение для дела обстоятельства и вынести решение по требованиям о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда в соответствии с нормами материального и процессуального права. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия решение Фокинского городского суда Приморского края от 15 ноября 2011 года отменить. В части исковых требований Тихоновича В.Д. к исполняющему обязанности главы городского округа ЗАТО город Фокино Шарапову Н.В., Муниципальному учреждению администрации городского округа ЗАТО город Фокино о восстановлении на работе принять новое решение. Признать приказ (распоряжение) и.о. главы городского округа ЗАТО город Фокино № от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении трудового договора (контракта) № от ДД.ММ.ГГГГ с главой администрации городского округа ЗАТО город Фокино Тихоновича В.Д. на основании п.2 ч.1 ст.278 ТК РФ с ДД.ММ.ГГГГ – незаконным. Восстановить Тихоновича В.Д. на работе в должности главы администрации городского округа ЗАТО город Фокино с ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части исковых требований Тихоновича В.Д. к исполняющему обязанности главы городского округа ЗАТО город Фокино Шарапову Н.В., Муниципальному учреждению администрации городского округа ЗАТО город Фокино гражданское дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе. Председательствующий Судьи