определение от 12.01.2012 по делу № 33-12375. Решение без изменения.



Судья: Пономаренко С.М. Дело № 33- 12375

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 января 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Лифановской В.П.

судей Степановой Е.В., Ельницкой Н.Н.

при секретаре Пилипенко А.Ю.

с участием прокурора Судницыной С.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цыганковой Т.С. к Фонду социального страхования РФ в лице ГУ - Приморское региональное отделение (филиал № 5 г. Находка) об установлении страховых выплат

по кассационной жалобе Фонда социального страхования РФ в лице ГУ- Приморское региональное отделение (филиал № 5 г. Находка)

на решение Партизанского городского суда Приморского края от 20 сентября 2011 года, которым иск удовлетворен, установлен факт нахождения Цыганковой Т.С. на иждивении Цыганкова И.Д., умершего 14 марта 2003 года. На Фонд социального страхования РФ в лице ГУ Приморское региональное отделение (филиал № 5 г. Находка) возложена обязанность производить страховые выплаты Цыганковой Т.С. ежемесячно, начиная с 01 сентября 2011 года в размере 5028,44 рублей с последующей индексацией в установленном законом порядке. Взыскано с Фонда социального страхования РФ в лице ГУ Приморское региональное отделение (филиал № 5 г. Находка) в пользу Цыганковой Т.С. недоплаченная сумма страховых выплат за период с 01 января 2008 года по 31 августа 2011 года в размере 193125 рублей 52 копейки.

Заслушав доклад судьи Степановой Е.В., выслушав объяснения представителя Фонда социального страхования РФ в лице ГУ - Приморское региональное отделение (филиал № 5 г. Находка) – Минаевой Т.Н., заключение прокурора Судницыной С.П. о законности решения суда, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Цыганкова Т.С. обратилась в суд иском к Фонду социального страхования РФ в лице ГУ - Приморское региональное отделение (филиал № 5 г. Находка) об установлении страховых выплат, указывая, что она состояла в браке с Цыганковым И.Д., умершим 14 марта 2003 года. К этому времени она находилась в нетрудоспособном возрасте (70 лет), поэтому длительный период при жизни мужа находилась на его иждивении. При жизни муж получал ежемесячные страховые выплаты в возмещении вреда здоровью в связи с имеющимся у него профзаболеванием, установленным 07 июня 1988 года в период работы на шахте Северная. С 21 января 2003 года ему бессрочно было установлено 100 % утраты трудоспособности по антракосиликозу, от которого в последствие он умер. Причинная связь наступления смерти от имеющегося профзаболевания была установлена заключением медико-социальной экспертизы. Ответчиком с 06 июня 2003 года ей назначены ежемесячные страховые выплаты в связи с утратой кормильца в размере 6119 рублей 30 копеек - бессрочно, что подтверждается приказом № 1634 от 27 июня 2003 года. Выплаты производились ежемесячно по 31 декабря 2007 года включительно. По решению ответчика (уведомление № 1726 от 12 декабря 2007 года) страховые выплаты с 01 января 2008 года прекращены.

В судебное заседание истец Цыганкова Т.С. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ее представитель исковые требования уточнила и пояснила, что с умершим Цыганковым И.Д. истец состояла в браке с 1956 года, совместно проживала, вела общее хозяйство, на день его смерти была нетрудоспособной. Имела доход в виде пенсии, а муж имел доход, состоящий из пенсии и страховой выплаты, на которые они жили. Помощь мужа была для нее постоянным и основным источником средств к существованию. После смерти мужа получала страховую выплату по случаю потери кормильца от ответчика, но с 01 января 2008 года выплата была прекращена. Просила установить факт нахождения Цыганковой Т.С. на иждивении Цыганкова И.Д., установить страховую выплату по потере кормильца с 01 сентября 2011 года в размере 5028,44 рублей с последующей ее индексацией в установленном законом порядке, взыскать единовременно в ее пользу недоплаченную страховую выплату за период с 01 января 2008 года по 31 августа 2011 года в размере 193125,52 рублей.

Представитель Фонда социального страхования РФ в лице ГУ -Приморское региональное отделение (филиал № 5 г. Находка) с иском не согласилась, ссылаясь на то, что в деле нет заключения МСЭ о причине смерти, нет акта вскрытия. Доказательств того, что истица проживала с Цыганковым И.Д. и вела с ним общее хозяйство, нет.

Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласен Фонд социального страхования РФ в лице ГУ -Приморское региональное отделение (филиал № 5 г. Находка), его представителем подана кассационная жалоба.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, и обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Признаки нахождения лица на иждивении установлены п. 3 ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которому члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Удовлетворяя требования Цыганковой Т.С. об установлении факта ее нахождения на иждивении Цыганкова И.Д., умершего 14 марта 2003 года, суд установил, что супруги проживали по одному адресу, вели общее хозяйство, и исходил из того, что размер страховых выплат, выплачиваемых Фондом социального страхования РФ Цыганкову И.Д. в возмещение вреда здоровью в связи с имеющимся у него профзаболеванием в сумме 4895,42 коп. значительно превышал размер трудовых пенсий, выплачиваемых Цыганковой Т.С. в период с 2002 – 2003 г.г., который составлял от 1017,17 руб. до 1884, 71 руб.

Таким образом, суд установил, что доход умершего превышал доход его супруги и являлся постоянным и основным источником средств ее существования. Кроме того, факт нахождения Цыганковой Т.С. на иждивении Цыганкова И.Д. подтверждается показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей.

Причинная связь смерти Цыганкова И.Д. с профессиональным заболеванием установлена: актом расследования профессионального заболевания от 19 декабря 1976 года; медицинским свидетельством о смерти серии 05-СТ № 65774 от 17 марта 2003 г.; актом № 5 освидетельствования МСЭ от 06 июня 2003 года; выпиской из акта освидетельствования во ВТЭК от 03 июля 1991 года, согласно которой Цыганкову И.Д. установлена степень утраты профессиональной трудоспособности -40 % бессрочно.

В судебном заседании было установлено, что истица не получает страховые выплаты по потере кормильца Цыганкова И.Д., умершего 14.03.2003 года, с 01 января 2008 года, то есть с момента принятия решения о прекращении таких выплат (л.д. 6), что никем не оспаривалось.

Принимая во внимание, что факт нахождения Цыганковой Т.С. на иждивении Цыганкова И.Д., умершего 14.03.2003 года, установлен судом с достоверностью, равно как и установлена причинная связь смерти Цыганкова И.Д. и его профессионального заболевания, суд обоснованно признал за ней право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая, и удовлетворил заявленные требования в полном объеме.

Судебная коллегия находит указанные выше выводы суда правильными, основанными на материалах дела и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения (ст. 264 ГПК РФ, ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

В соответствии с п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 года № 1 « О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам в следствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина», при рассмотрении иска по данной категории дел( к примеру, о назначении или перерасчете сумм в возмещение вреда), предъявленного по истечении трех лет со времени возникновения права на удовлетворение требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, следует иметь в виду, что в силу статьи 208 ГК РФ выплаты за прошлое время взыскиваются не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска. Вместе с тем суд вправе взыскать сумму возмещения вреда и за период, превышающий три года, при условии установления вины ответчика в образовавшихся недоплатах и несвоевременных выплатах гражданину.

Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что поскольку истица не получает страховые выплаты с 01 января 2008 года, имея на это соответствующее право, то есть с того момента, когда ответчиком было принято решение о прекращении таких выплат, суд пришел в к верному выводу об удовлетворении требования о взыскании недоплаты страховых выплат за период с 01 января 2008 года по 31 августа 2011 года, поскольку данные требования обоснованы.

С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения требований истицы за срок более, чем три года по указанным выплатам не могут явиться основанием для изменения решения суда.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно определил значимые по делу обстоятельства, с достаточной полнотой их исследовал и на основании представленных по делу доказательств, дал им надлежащую правовую оценку и постановил правильное по существу решение.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Партизанского городского суда Приморского края от 20 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда социального страхования РФ в лице ГУ - Приморское региональное отделение (филиал № 5 г. Находка) – без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200