О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 18 января 2012 года г. Владивосток Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Коржаковой Л.М.. судей Важениной Н.С., Степановой Е.В., при секретаре Перун А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хомячук С.И. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по Ханкайскому району Приморского края о включения периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ханкайскому району Приморского края на решение Ханкайского районного суда Приморского края от 22 ноября 2011 года, которым заявленные требования удовлетворены, судом постановлено: обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ханкайскому району Приморского края включить Хомячук С.И. в специальный льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы (службы) в войсковой части № № в должности ... с ДД.ММ.ГГГГ из расчёта один год работы за один год три месяца, а так же исчислить период специального льготного стажа с ДД.ММ.ГГГГ года из расчёта один год работы за один год три месяца; обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ханкайскому району Приморского края» назначить и выплатить Хомячук С.И. досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ханкайскому району Приморского края в пользу Хомячук С.И. расходы на уплату государственной пошлины в сумме 200 рублей. Заслушав доклад судьи Важениной Н.С., выслушав объяснения представителей ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ханкайскому району Приморского края Гайнановой А.Н., Козловской Н.Е., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия у с т а н о в и л а: Хомячук С.И. обратилась в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указала, что решением комиссии по пенсионным вопросам ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ханкайскому району Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ года ей отказано в назначении пенсии досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением в сельской местности лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, несмотря на то, что она имеет специальный стаж в необходимом размере. Указывая, что ответчиком в специальный стаж для назначения пенсии необоснованно не был включен период ее службы с ДД.ММ.ГГГГ период выполнения ею обязанности ... а также необососнованно не был исчислен в льготном порядке период с ДД.ММ.ГГГГ – период работы в должности ... настаивая, что данное решение территориального пенсионного органа нарушает ее право на пенсионное обеспечение, истица просила суд обязать ответчика включить период службы с ДД.ММ.ГГГГ года в льготный стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, применив к нему правила исчисления стажа в порядке 1 год 3 месяца за 1 год работы; исчислить период работы в должности ... с ДД.ММ.ГГГГ года в порядке 1 год 3 месяца за 1 год работы, обязать Пенсионный фонд РФ назначить и выплатить досрочную трудовую пенсию со дня обращения, а также взыскать с Пенсионного фонда РФ уплаченную ею государственную пошлину в размере 200 рублей. В судебном заседании Хомячук С.И. заявленные исковые требования поддержала, ссылалась на ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности. Представитель ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Ханкайскому району Приморского края Розенко С.С. возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что для оценки пенсионных прав Хомячук С.И. с целью сохранения ранее приобретенных пенсионных прав в период работы по охране здоровья населения были применены нормы и правила ранее действовавших законодательных и нормативных актов; общая продолжительность специального стажа, подлежащего включению для назначения досрочной трудовой пенсии по старости истицы составляет 21 год 4 месяца 1 день, страховой стаж составляет 23 года 9 месяцев 20 дней. Суд вынес указанное решение, с которым не согласно ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ханкайскому району Приморского края, начальником Управления Блоха В.Н. подана кассационная жалоба, в которой просит решение отменить как необоснованное, принятое при существенном нарушении норм материального права. Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям. Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Судом установлено, что в льготный стаж Хомячук С.И. необоснованно не был включен, в том числе и в льготном исчислении период с ДД.ММ.ГГГГ года выполнения обязанностей ... а также в льготном исчислении период работы с ДД.ММ.ГГГГ в должности ... Этот вывод суда не может быть признан правильным. В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы. По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, в котором указано, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066). Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464. Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке. Однако исчисление указанного стажа после ДД.ММ.ГГГГ в льготном порядке в соответствии с этим постановлением не допускается. Удовлетворяя требования о включении в специальный стаж периода работы истицы работы с 1 ДД.ММ.ГГГГ года в должности ... суд также необоснованно указал на то, что льготное исчисление стажа было предусмотрено постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066. Пунктом 2 Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья, утвержденных этим постановлением, также было установлена возможность исчисления в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца) периода работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) лишь в том случае, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то данные Правила также не предусматривали права льготного порядка исчисления таких периодов работы. Также судебная коллегия не может признать обоснованными выводы суда о наличии оснований для исчисления в льготном порядке периода с ДД.ММ.ГГГГ года выполнения обязанностей ... Поскольку согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитываются периоды до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, абзацем 3 части 2 которого было предусмотрено, что в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов, суд правильно признал обоснованными требования Хомячук С.И. о включении указанного периода службы в Вооруженных Силах СССР в стаж работы, дающий право на пенсию по выслугу лет. Однако за периоды, выработанные до ДД.ММ.ГГГГ., законодатель предоставив право на включение в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений периодов службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов, льготное исчисление периодов службы в Вооруженных Силах (1 год работы за 1 год и 3 месяца) не установил. Применение судом правил исчисления в льготном порядке периода работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), предусмотренных Постановлением от 06.09.1991 № 464, к периоду службы в Вооруженных Силах нельзя признать обоснованным. Не было предусмотрено льготное исчисление службы медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и действовавшим в спорный период Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, пунктом 4 которого также было установлено, что служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности. При таких обстоятельствах судебная коллегия находит доводы кассационной жалобы обоснованными, решение суда подлежащим отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса РФ. Поскольку обоснованность отказа во включении в специальный стаж других периодов судом не проверялась, а истицей заявлено требование о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения в пенсионный орган, суд кассационной инстанции считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суду при новом рассмотрении и дела следует учесть указанные недостатки, предложить истице уточнить заявленные требования и разрешить спор в соответствии с законом. На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ и статьей 2 Федерального закона от 09.12.201 № 353-ФЗ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: решение Ханкайского районного суда Приморского края от 22 ноября 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей. Председательствующий: Судьи: