О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 18 января 2012 года г. Владивосток Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Лифановской В.П. судей Лозенко И.А., Ковалева С.А. при секретаре: Швецовой И.С. с участием прокурора Быковой Е.С. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Надеждинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тавричанского сельского поселения о возложении обязанности по проведению межевания земель с определением границ земельных участков, постановке земельных участков на кадастровый учет и регистрации права собственности земельных участков с расположенными на них кладбищами по кассационной жалобе представителя администрации тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района Прмиорского края на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 10 ноября 2011 года, которым на администрацию тавричанского сельского поселения возложена обязанность в срок до 1 мая 2012 года: провести работы по межеванию земельных участков, с расположенными на них сельскими кладбищами в районе населенных пунктов п. Тавричанка, п. Девятый Вал и п. Давыдовка Надеждинского района с определением границ соответствующих земельных участков; поставить земельные участки с расположенными на них сельскими кладбищами в районе населенных пунктов п. Тавричанка, п. Девятый Вал и п. Давыдовка Надеждинского района на кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Приморскому краю»; произвести государственную регистрацию права собственности на земельные участки с расположенными на них сельскими кладбищами в районе населенных пунктов п. Тавричанка, п. Девятый Вал и п. Давыдовка Надеждинского района. У с т а н о в и л а: Прокурор Надеждинского района, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, указав, что в ходе проведения прокуратурой Надеждинского района проверки исполнения муниципальными образованиями законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в части владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности было установлено, что в соответствии с законом Приморского края № 110- КЗ от 28.06.2007 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Надеждинским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Надеждинского муниципального района» Администрацией Надеждинского района в собственность Тавричанского сельского поселения переданы кладбища, расположенные в районе населенных пунктов п. Тавричанка, п. Девятый Вал и п. Давыдовка. Указанные земельные участки, с расположенными на них кладбищами на кадастровый учет поставлены не были, право собственности на указанные объекты недвижимости не зарегистрировано, отсутствие государственной регистрации препятствует выделению бюджетных средств на содержание указанных объектов недвижимости, так как расходные обязательства бюджета могут быть предназначены только для содержания имущества, находящегося в муниципальной собственности, при этом право собственности должно быть зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством, в противном случае будет иметь место нецелевое расходование бюджетных средств. Кроме того, администрация Тавричанского сельского поселения производит действия по распоряжению данным недвижимым имуществом земельным участком, выделяя земельные участки для погребения. При этом, участки для захоронений на кладбищах предоставляются гражданам на правах бессрочного пользования. При отсутствии зарегистрированного права собственности распоряжение этим имуществом является неправомерным. Отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых расположены кладбища, не позволяет принимать меры, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно администрацией Тавричанского сельского поселения не осуществляются мероприятия, предусмотренные СанПин, в частности по установлению санитарно-защитной зоны кладбища, организации водоснабжения и водоотведения, получения санитарно-эпидемиологического заключения и др. Отсутствие установленных в натуре границ земельных участков не позволяет дать оценку исполнения санитарно-эпидемиологических правил в части соблюдения расстояния от жилой застройки. В связи с изложенным, прокурор просил суд обязать администрацию Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района в срок до 01.01.2012 произвести государственную регистрацию права собственности на земельные участки с сооружёнными на них кладбищами, расположенными в п. Тавричанка, п. Девятый Вал, п. Давыдовка. В ходе предварительного судебного заседания помощник прокурора Варнакова О.В. уточнила заявленные требования, просила в дополнение к ранее заявленным требованиям обязать ответчика в срок до 01.01.2012 года провести работы по межеванию земельных участков, на которых расположены общественные сельские кладбища в районе населенных пунктов п. Тавричанка, п. Девятый Вал и п. Давыдовка с определением границ соответствующих земельных участков, а так же поставить указанные земельные участки, с расположенными на них кладбищами, на кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Приморскому краю». Представитель ответчика администрации Тавричанского сельского поселения заявленные требования прокурора не признала в полном объеме, просила в их удовлетворении отказать. Суду пояснила, что право собственности Тавричанского сельского поселения на земельные участки с сооружёнными на них кладбищами, расположенными в п. Тавричанка, п. Девятый Вал, п. Давыдовка возникло с момента передачи Тавричанскому сельскому поселению имущества Администрацией Надеждинского района на основании Закона Приморского края № 110-КЗ от 28.06.2007 в связи с этим регистрация права собственности в государственном органе не требуется. Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица представитель администрации Надеждинского района суду показала, что на основании Закона Приморского края № 110-КЗ от 28.06.2007 администрацией Надеждинского муниципального района в собственность Тавричанского сельского поселения были преданы земельные участки с сооружёнными на них кладбищами, расположенными в п. Тавричанка, п. Девятый Вал, п. Давыдовка. Передавалась ли какая-либо документация по указанным участкам Тавричанскому сельскому поселению ей не известно, но в случае отсутствия указанных документов все расходы по их изготовлению лежат на собственнике имущества, в данном случае администрации Тавричанского сельского поселения. Судом вынесено решение, с которым не согласился представитель администрации Тавричанского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края, им подана кассационная жалоба. Проверив предоставленные материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение суда вынесено в соответствии с требованиями закона и оснований для его отмены не имеется. Разрешая данное гражданское дело по существу, суд первой инстанции определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и в соответствии с требованиями Земельного и Градостроительного законодательства РФ, собранным по делу доказательствами пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора. Данный вывод в решении суда мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований для его отмены нет. Как усматривается из материалов дела, в реестре муниципального имущества Тавричанского сельского поселения на основании Закона Приморского края от 28.06.2007 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Надеждинским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Надеждинского муниципального района» Администрацией находятся кладбища, расположенные на земельных участках в районе населенных пунктов п. Тавричанка, п. Девятый Вал и п. Давыдовка. При этом Администрация не располагает какими-либо правоустанавливающими документами на указанные кладбища, и земельные участки, занятые кладбищами, границы земельных участков на местности не определены, разрешительные документы отсутствуют, права на соответствующие земельные участки надлежащим образом не оформлены, кадастровые планы отсутствуют. При рассмотрении заявления прокурора, суд первой инстанции исходил из следующего. Пунктом 3 ч. 1 ст. 99 Земельного кодекса установлено, что к землям историко-культурного назначения относятся земли военных и гражданских захоронений. Частью 2 данной статьи установлено, что земли историко-культурного назначения используются в строгом соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускается. Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.04.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В силу ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом, кадастрового учета. Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.04.2007 государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: кадастровый номер и дата внесения данного номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований. Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Частью 3 указанной статьи установлено, что идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Кроме того, согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" сельские кладбища относятся к 5-му классу опасности, в соответствии с п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, и для них устанавливается санитарно-защитная зона, которая составляет 50 метров. При разрешении дела судом правильно сделан вывод, что отсутствие границ мест погребения не обеспечивает права и интересы как смежных землепользователей, так и установленные федеральным законодательством гарантии погребения умерших, так как фактически невозможно обеспечить использование земельного участка по целевому назначению, а также в связи с тем, что захоронение на не сформированном земельном участке не позволяет идентифицировать его, как объект с особым режимом использования, что является гарантией реализации волеизъявления умершего. Кроме того, разрешая дело по существу, суд верно указывает на то, что определение границ земельных участков, на которых расположены кладбища в п. Тавричанка, п. Давыдовка, п. Девятый Вал, ведет к образованию земельных участков, что является основанием для осуществления кадастрового учета. Осуществление кадастрового учета и проведение в связи с этим кадастровых работ влечет не только установление границ земельного участка, но и внесение сведений в федеральный государственный информационный ресурс о земельном участке позволяющие определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи и подтвердить существование такого участка. Следовательно, отсутствие необходимых землеустроительных документов (в том числе неопределенные границы земельных участков, занятых под кладбища) может привести к нарушению границ смежных с указанными участками земель и, как следствие, захоронение тел на земельных участках с нарушением назначения земли, а также с нарушением требований земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Места захоронения относятся к опасным объектам и требуют соблюдения целого ряда обязательных норм, в том числе выдерживание необходимого расстояния от жилых секторов населенных пунктов, а также расчет оказываемых нагрузок на окружающую среду и иные требования. Таким образом, постановка земельных участков на кадастровый учет, а также проведение государственной регистрации земельных участков является обязанностью администрации Тавричанского сельского поселения. Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда сделан с учетом анализа норм Земельного и Градостроительного законодательства, основан на исследованных материалах дела, и оснований для его отмены не имеется. Судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда, что в силу положений ст. 362 ГПК РФ не является основанием к отмене решения суда. На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГКП РФ, судебная коллегия О п р е д е л и л а: решение Надеждинского районного суда Приморского края от 10 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: