О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 25 января 2012 года г. Владивосток Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Дорохова А.П. судей Лозенко И.А., Важениной Н.С. при секретаре: Пилипенко А.Ю. с участием прокурора Петровой О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Уссурийского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов ветерана Великой отечественной войны Момот Н.Д., к Администрации Уссурийского городского округа о признании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным и возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлению благоустроенного жилого помещения по кассационной жалобе администрации Уссурийского городского округа и представлению Уссурийского городского прокурора на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 24 ноября 2011 года, которым постановлено: признать отказ Администрации Уссурийского городского округа №463 от 22 июня 2011г. в принятии на учет Момот Н.Д. в качестве нуждающегося в жилом помещении - незаконным. Обязать Администрацию Уссурийского городского округа поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Момот Н.Д. Обязать Администрацию Уссурийского городского округа предоставить Момот Н.Д. благоустроенное жилое помещение. У с т а н о в и л а: Уссурийский городской прокурор обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования следующим. Момот Н.Д., 01 января 1927г. рождения, согласно удостоверению серии ВВ №№, является ветераном Великой Отечественной войны. Момот Н.Г. является нанимателем жилого помещения общей площадью 43,6кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Указанный дом 1935г. постройки. По данным отделения №9 Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» по ПК на момент последней инвентаризации, прошедшей 05 марта 1990г., физический износ дома составил 68%, на сегодняшний день физический износ дома значительно увеличился. Согласно акту ФГУ Уссурийская КЭЧ района» от 17 мая 2011г., дом находится в неудовлетворительном состоянии, подлежит сносу, указанный дом с печным отоплением, отсутствуют водопровод и канализация, самостоятельно отапливать помещение Момтот Н.Г. не в состоянии по состоянию здоровья. Таким образом, Момот Н.Г. нуждается в улучшении жилищных условий. В мае 2011г. Момот Н.Г. обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении мер социальной поддержки, как ветеран Великой Отечественной войны. Однако письмом администрации Уссурийского городского округа от 22 июня 2011г. №463 в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - Момот Н.Д. отказано. Момот Н.Д. в судебное заседание не явился. Представитель Администрации Уссурийского городского округа с исковыми требованиями не согласился и пояснял, что жилое помещение, нанимателем которого является Момот Н.Д. - в установленном законом порядке не признано непригодным для проживания, кроме того, он обеспечен жильем сверх установленной органом местного самоуправления нормы, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат. Судом вынесено решение, с которым не согласился представитель администрации Уссурийского городского округа, им подана кассационная жалоба. Прокурором Уссурийского городского округа подано представление Проверив предоставленные материалы, суд кассационной инстанции полагает решение суда подлежит отмене в части. Удовлетворяя исковые требования прокурора в части признания отказа администрации Уссурийского городского округа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным и об обязывании администрации Уссурийского городского округа поставить Момонт Н.Д. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, суд верно исходил из того, что дом в котором проживает истец не пригоден для проживания. Данный вывод суда основан на доказательствах, которые были предоставлены в судебное заседание. Так, из акта технического состояния здания от 20.09.2010г. следует, что здание жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, находится в эксплуатации с 1935г., здание подлежит сносу, проведение капитального ремонта не целесообразно. Проверкой прокуратуры установлено, что указанный дом не пригоден для проживания, на протяжении всего времени эксплуатации в доме не производился ремонт. Оконные проемы прогнили, деревянные косяки перекошены, пол во всех комнатах вспучен, прогнившие балки потолка имеют провисы и дыры, через которые протекает вода. Суд обосновано приходит к выводу, что Момот Н.Д. нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку с учетом указанных обстоятельств проживать в доме не представляется возможным. Кроме того, суд правильно принял во внимание состояние здоровья и возраст истца. Доводы ответчика в кассационной жалобе на то, что прокурор не представил доказательства, подтверждающие, что дом не пригоден для проживания, нельзя признать состоятельными, поскольку опровергаются актами технического состояния здания. Ответчик не представил доказательства, подтверждающие, что дом, в котором проживает истец, пригоден для проживания. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Однако судебная коллегия не может согласиться с решением суда, которым администрация Уссурийского городского округа обязана представить Момот Н.Д. благоустроенное жилое помещение. Согласно пп. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федеральных законов от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ) к мерам социальной поддержки участников Великой Отечественной войны относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем указанных лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 1 и ч. 2 ст. 3 Закона Приморского края от 26.06.2006 N 389-КЗ (в ред. от 09.12.2010) "Об обеспечении жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Приморского края" предоставление участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях), независимо от времени постановки их на учет, мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями осуществляется по их выбору в форме социальной выплаты либо жилого помещения по договору социального найма. Из приведенных положений закона следует, что право на обеспечение жильем имеют участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях. Судом установлены нормы законодательства в силу которых органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия по предоставлению мер по социальной поддержки по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем отдельных категорий граждан, в том числе участников и инвалидов Великой Отечественной войны. Между тем, суд в своем решении не привел ни одной нормы, в силу которой администрация Уссурийского городского округа обязана предоставить жилое помещение для рассматриваемой категории граждан. Исходя из требований ст.23.2 Федерального закона РФ от 12.01.1995г. № 5 «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 15 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете в виде субвенций. При разрешении дела, суд должен был разрешать требование о предоставлении истцу другого жилого помещения исходя из требований ст. 15, ст.23.2 Федерального закона РФ от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» и положений Закона Приморского края от 26.06.2006г. №389-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Приморского края». При рассмотрении спора, суд должен был уточнить исковые требования у истца, установить в каком порядке заявлены требования, с учетом этих обстоятельств вынести решение в соответствии с требованиями закона. Судебная коллегия полагает, что доводы ответчика в кассационной жалобе на то, что при рассмотрении спора в этой части, судом неправильно истолкованы нормы материального права, заслуживают внимания. Решение суда подлежит отмене. При новом рассмотрении спора в части предоставления истцу жилого помещения, суд должен учесть изложенные замечания, уточнить требования истца и вынести решение в соответствии с требованиями закона. На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГКП РФ, судебная коллегия О п р е д е л и л а: решение Уссурийского районного суда Приморского края от 24 ноября 2011 года в части предоставления Момот Н.Д. жилого помещения, отменить и материалы дела в этой части направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей. В остальной части решение суда оставить без изменения. Председательствующий: Судьи: