Постановлением от 14.11.2011 по делу 44а-136/2011 постановление изменено



№ 4а-1086/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 ноября 2011 года г. Владивосток

Заместитель председателя Приморского краевого суда Семенцова Л.К., рассмотрев в порядке надзора жалобу Пушкина С.Н. на решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 28 апреля 2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, в отношении Пушкина ФИО3,

у с т а н о в и л а :

постановлением должностного лица Пограничного Управления ФСБ России по Приморскому краю № 2459/201/11 от 10 марта 2011 г. капитан судна «...» Пушкин С.Н. признан виновным в совершении двух административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, выразившихся в нарушении судном «...» правил пересечения Государственной границы Российской Федерации 22 февраля 2011 г. на выезд из Российской Федерации, а также в нарушении судном «...» правил пересечения Государственной границы Российской Федерации 25 февраля 2011 г. на въезд в Российскую Федерацию, и подвергнут административным наказаниям в виде административных штрафов в размере ... рублей за каждое правонарушение.

Решением судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 28 апреля 2011 г. указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба Пушкина С.Н. без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Приморский краевой суд в порядке надзора, Пушкин С.Н. просит пересмотреть решение судьи районного суда в связи с тем, что в настоящее время по распоряжению Пограничной службы ФСБ России приостановлена практика привлечения должностных и юридических лиц за следование каботажным рейсом из одного порта Российской Федерации в другой порт Российской Федерации через пролив Цугару (Сангарский).

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

При таких обстоятельствах, полагаю, что постановление должностного лица Пограничного Управления ФСБ России по Приморскому краю № 2459/201/11 от 10 марта 2011 г. и решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 28 апреля 2011 г. подлежат изменению.

Частью 1 ст. 18.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 названного Кодекса.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" от 01.04.1993 N 4730-1 (далее - Закон) Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Согласно пункту "б" части 2 статьи 5 Закона прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации.

Статьёй 9 Закона предусмотрено, что российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

Пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 Закона о Государственной границе Российской Федерации пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Закона о Государственной границе Российской Федерации).

В силу части 2 статьи 9 Закона под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок получения разрешения на неоднократное пересечение Государственной границы, пространственные и временные пределы действия разрешения, а также порядок осуществления контроля в отношении указанных российских судов установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2007 N 560 "О получении разрешения на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации российскими рыбопромысловыми судами, осуществляющими промысел водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации, и об осуществлении контроля в отношении указанных рыбопромысловых судов".

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года открытым морем является часть моря, которая не входит ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага.

Следовательно, исключительная экономическая зона Японии не является открытым морем.

Как следует из протокола об административном правонарушении судно «...» под управлением капитана Пушкина С.Н., без прохождения пограничного и таможенного контроля, 22 февраля 2011 г. пересекло линию Государственной границы РФ на выезд из РФ в районе с координатами 43°08,2`СШ и 145°50`ВД и, пройдя через исключительную экономическую зону Японии (пролив Цугару) 25 февраля 2011 г. в районе с координатами 43° 24` СШ и 135°22`ВД пересекло линию Государственной границы Российской Федерации на въезд в РФ, чем нарушило правила пересечения Государственной границы Российской Федерации.

Учитывая это, вывод о наличии в действиях капитана судна «...» Пушкина С.Н., который, являясь должностным лицом, был обязан обеспечить соблюдение режима Государственной границы при управлении судном в территориальном море Российской Федерации, правил пересечения указанной границы, имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, является правильным.

Вместе с тем, постановление по делу об административном правонарушении от 10 марта 2011 г. и решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 28 апреля 2011 г. подлежат изменению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также фактические сведения о событии административного правонарушения, месте и времени его совершения. При составлении протокола лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предоставляется возможность ознакомления с протоколом. Данные требования позволяют обеспечить соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

Поскольку из материалов дела следует, что Пушкиным С.Н. совершено несколько оконченных однородных правонарушений, которые образуют самостоятельные составы правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, каждое правонарушение должно быть зафиксировано отдельным протоколом об административном правонарушении.

Однако должностным лицом Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю 28 февраля 2011 г. составлен один протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ по фактам выявленных нарушений Государственной границы (22 февраля 2011 г. и 25 февраля 2011 г.).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы в порядке надзора может быть вынесено решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если допущенные нарушения могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л а:

постановление Пограничного Управления ФСБ России по Приморскому краю № 2459/201/11 от 10 марта 2011 г. и решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 28 апреля 2011 г. в отношении Пушкина ФИО4 изменить: за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, назначить Пушкину С.Н. административный штраф в размере ... рублей.

В остальной части постановление и решение оставить без изменения.

Заместитель председателя

Приморского краевого суда Семенцова Л.К.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200