Дело № 7-7-204/10 Судья Ветохин П. С.
РЕШЕНИЕ
26 августа 2010 года г. Владивосток
Судья Приморского краевого суда Кадкин А. А.,
рассмотрев жалобу Прокофьева Д. В. – защитника компании «UNIVERSAL SHIPPING CORPORATION LIMITED», на постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 29 июня 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, в отношении компании «UNIVERSAL SHIPPING CORPORATION LIMITED» («Юниверсал Шиппинг Корпорейшн Лимитед»), зарегистрированной по адресу: 34 A REGENT STREET, P.O. BOX 1777, BELIZE CITY, BELIZE (Белиз, г. Белиз, а/я 1777, ул. Риджент стрит, 35-а), с участием прокурора 304 военной прокуратуры гарнизона Серегина В. И., представителя административного органа Кудашова Н. В.,
установил:
постановлением судьи от 29 июня 2010 года компания «UNIVERSAL SHIPPING CORPORATION LIMITED» была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 3 030 140,09 рубля за то, что принадлежащее компании судно «OLYMPIC» нарушило правила рыболовства и иные правила добычи (вылова) водных биологических ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации. 19 декабря 2009 года в исключительной экономической зоне Российской Федерации было задержано иностранное судно «OLYMPIC» при попытке выйти из исключительной экономической зоны РФ. Судно оборудовано для промысла и транспортировки водных биологических ресурсов в живом виде и на момент осмотра имело признаки недавнего использования. На борту судна было обнаружено 43 103 особей краба стригуна-опилио. Разрешение на промысел указанного водного биоресурса не представлено, чем были нарушены требования Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утверждённых Приказом Росрыболовства от 27 октября 2008 года № 272.
В жалобе защитник Прокофьев Д. В. просит отменить судебное постановление, ссылаясь на то, что в действиях компании «UNIVERSAL SHIPPING CORPORATION LIMITED» отсутствует состав административного правонарушения. Считает, что компания не была извещена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Серегина В. И., полагавшего, что постановление вынесено законно и обоснованно, пояснения представителя административного органа Кудашова Н. В., обсудив доводы жалобы, суд считает, что оснований для отмены постановления судьи не имеется.
Частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Согласно со статьёй 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» промышленным рыболовством считается предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приёмке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов (пункт 10).
В соответствии со статьями 11, 34 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» право на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесённых к объектам рыболовства, возникает по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов удостоверяет право на изъятие водных биоресурсов из среды их обитания при осуществлении промышленного рыболовства и выдаётся в отношении каждого судна, осуществляющего рыболовство.
Правилами рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденными приказом Росрыболовства № 272 от 27 октября 2008 года установлено, что при осуществлении промышленного (в том числе прибрежного) рыболовства пользователи должны вести документацию, отражающую ежедневную рыбопромысловую деятельность: промысловый журнал, технологический журнал, приемо-сдаточные документы (квитанции, коносаменты), подтверждающие сдачу либо прием уловов водных биоресурсов и/или продукции их обработки, а при осуществлении обработки водных биоресурсов - журнал контроля изготовления продукции, иметь на борту судов в исправном состоянии технические средства контроля (ТСК), обеспечивающие автоматическую передачу информации о местоположении судна, оборудование для незамедлительного извлечения добытых животных из воды (при осуществлении добычи (вылова) морских млекопитающих).
Капитан судна или лицо, ответственное за добычу (вылов) водных биоресурсов ежедневно должен подавать в установленном порядке судовые суточные донесения (ССД) о рыболовной деятельности.
Пользователи водными биоресурсами не вправе осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, а также без выделенных квот (объемов) добычи (вылова) водных биоресурсов (пункты 7.4, 7.5, 7.8, 9.1 Правил).
Из материалов дела следует, что 19 декабря 2009 года в 20 часов 14 минут в исключительной экономической зоне Российской Федерации в координатах 46 градусов 48 минут СШ, 140 градусов 16,0 минут ВД (южная часть Татарского пролива, 50 морских миль от о. Монерон) было обнаружено судно «OLYMPIC», оборудованное для промышленного рыболовства, под флагом Камбоджа, следовавшее на выход из исключительной экономической зоны РФ. Капитан судна сообщил, что судно следует из порта Де-Кастри (Россия) в порт Донгхе (Южная Корея), на борту груза нет. При досмотре на борту судна был обнаружен груз живого краба: краб стригун-опилио 43 103 особи. На всех рабочих поверхностях оборудований и приспособлений, предназначенных для добычи краба, имелись признаки недавнего использования. Разрешение на добычу (вылов) краба отсутствовало.
Данные обстоятельства подтверждаются протоколом досмотра транспортного средства (л. д. 43-45 т. 1), актом возврата объектов живой морской природной среды в естественную среду обитания (л. д. 67 т. 1), протоколом осмотра места происшествия с фототаблицами (л. д. 100-118 т. 1), протоколом допроса свидетеля участников осмотровой группы (л. д. 141-144, 172-176, 182-186, 188-190 т. 1), рапортами военнослужащих пограничных войск (л. д. 191-192 т. 1), выпиской из вахтенного журнала пограничного корабля (л. д. 193-197 т. 1), схемой маневрирования (л. д. 198 т. 1), протоколом опроса специалиста (л. д. 199-201 т. 1).
Из объяснений капитана судна следует, что обнаруженный краб был перегружен 11 декабря 2009 года в исключительной экономической зоне Японии с судна «ASTRA-IV», под флагом Камбоджа.
Однако указанные обстоятельства не нашли своего подтверждения в ходе административного расследования.
Судно «ASTRA-IV» отсутствует в международной базе регистрации судов (л. д. 81 т. 1).
Согласно представленному коносаменту с судно ««ASTRA-IV» перегружен на борт судна «OLYMPIC» живой краб опилио 41 700 кг., тогда как фактически было обнаружено 43 103 особи, что в среднем составляет 29 654,86 кг. согласно заключению эксперта от 9 января 2010 года (л. д. 77 т. 1).
Из рейсового задания следует, что судно «OLYMPIC» не должно было входить в исключительную экономическую зону РФ (л. д. 54 т. 1). Нахождение судна в исключительной экономической зоне РФ капитан никак не объяснил. При этом в сообщении пограничному кораблю капитан судна «OLYMPIC» указал, что судно следует из порта Де-Кастри (Россия) в порт Донгхе (Южная Корея) и на борту груза нет.
Допрошенный в качестве свидетеля оперуполномоченный по особо важным делам Пограничного Управления ФСБ России по Приморскому краю У. пояснил, что по оперативным данным судно «OLYMPIC» неоднократно осуществляло добычу (вылов) краба в территориальном море России в Татарском проливе. Выловленный краб сдавался в порт Донгхэ. В целях сокрытия факта добычи краба промысловое оборудование укрывалось в тайнике, в судовом журнале делалась запись, что, груз получен в районе японского острова Ребун. После обнаружения судна пограничным кораблём часть промыслового оборудования и краба были выброшены за борт (л. д. 237-239 т. 1).
Факт добычи (вылова) краба судном «OLYMPIC» подтверждается протоколами досмотра транспортного средства, осмотра место происшествия и пояснениями свидетелей и специалистов (л. д. 219-229 т. 1), указавших на способность задержанного суда осуществлять добычу (вылов) краба и наличие на борту судна следов недавнего промысла краба. Так, установленное на борту судно промысловое оборудование для вылова краба имело следы использования. В кормовой части судна обнаружены свежие неподветренные объекты морской донной флоры и фауны, наличие которых указывает на добычу краба крабовыми ловушками. Также были обнаружены крепления для установки металлических направляющих, используемых для постановки крабовых ловушек, и металлические прищепки для крепления наживы в крабовые ловушки.
Из справки ФГУП «ТИНРО-Центр» от 23 апреля 2010 года № 01-14/468 следует, что в декабре 2009 года вылов краба стригуна-опилио в количестве более 40 тыс. особей возможен только в исключительной экономической зоне РФ.
Суд всесторонне и полно рассмотрел обстоятельства по делу, дал им надлежащую оценку и обоснованно пришёл к выводу о наличии в действиях компании «UNIVERSAL SHIPPING CORPORATION LIMITED» состава административного правонарушения по части 2 статьи 8.17 КоАП РФ, поскольку компания «UNIVERSAL SHIPPING CORPORATION LIMITED» является судовладельцем судна «OLYMPIC», которое в нарушении правил рыболовства осуществляло добычу (вылов) водных биологических ресурсов исключительной экономической зоны РФ без разрешения на такую добычу. Иностранная компания была обязана соблюдать правила, установленные российским законодательством, и принять все необходимые меры для их соблюдения принадлежащим компании судном.
Довод о том, что по делу не было установлено время и место добычи краба стригуна опилио, не имеет значения для дела.
Добыча (вылов) водных биологических ресурсов в силу пункта 10 статьи 1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» является комплексным процессом, включающий в себя поиск и вылов (добычу) водных биологических ресурсов, приёмку, обработку, перегрузку, транспортирование, хранение и выгрузку уловов водных биоресурсов. Судно «OLYMPIC» было задержано в момент транспортировки из исключительной экономической зоны РФ незаконно добытого (выловленного) краба.
Процессуальных нарушений, которые могли бы послужить основанием для отмены судебного постановления, не допущены.
Протокол об административном правонарушении в отношении компании «UNIVERSAL SHIPPING CORPORATION LIMITED» составлен с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ. На его составление законный представитель компании не явился. О времени и месте составления протокола иностранная компания была извещена по электронной почте (л. д. 231 т. 1). При составлении протокола присутствовал защитник Прокофьев Д. В., чьи полномочия подтверждены доверенностью от 15 января 2010 года за подписью генерального директора компании Дехтяренко О. А. (л. д. 258 т. 1). Копия протокола об административном правонарушении в переводе на английский язык была направлена в компанию по почте 4 июня 2010 года (л. д. 259 т. 1).
Согласно части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела, и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
При рассмотрении дела в суде участие принимал защитник компании «UNIVERSAL SHIPPING CORPORATION LIMITED» Прокофьев Д. В., чьи полномочия были подтверждены доверенностью. При указанных обстоятельствах участие законного представителя компании в рассмотрении дела не обязательно. О времени и месте рассмотрения дела компания была извещена по почте заблаговременно (л. д. 32 т. 2).
Довод жалобы, которым оспаривается расчёт суммы штрафа, нельзя признать обоснованным. В расчёт суммы штрафа были положены данные Приморской торгово-промышленной палаты от 22 апреля 2010 года, которые не вызывают сомнений. При расчёте судом была принята минимальная стоимость краба за 1 кг. (л. д. 33).
Вместе с тем, как усматривается из дела, судно «OLYMPIC» было арестовано и приобщено к настоящему делу в качестве вещественного доказательства. При вынесении постановления по делу не был решён вопрос по арестованному судну в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ. Однако данное обстоятельство не является существенным процессуальным нарушением и может быть разрешено в порядке главы 30 КоАП РФ.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу.
Из материалов дела следует, что судно «OLYMPIC», IMO 8723165, позывной XUSR7, длина 39,52 м., ширина 9,30 м., двигатель № 85935513522645, год выпуска 1987 год, флаг Камбоджа, порт приписки Пномпень, принадлежит судовладельцу иностранной компании «UNIVERSAL SHIPPING CORPORATION LIMITED». Данное судно приобщено в качестве вещественного доказательства по настоящему делу и по уголовному делу, возбуждённому 28 декабря 2009 года в отношении капитана судна Солдатова И. В.
При таких обстоятельствах по настоящему делу судно «OLYMPIC» подлежит возврату законному владельцу компании «UNIVERSAL SHIPPING CORPORATION LIMITED» после разрешения вопроса о вещественных доказательствах по уголовному делу в отношении Солдатова И. В.
С учётом изложенного оснований для отмены постановления судьи не имеется, а доводы жалобы признаются необоснованными.
Руководствуясь статьями 29.10, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 29 июня 2010 года оставить без изменения, жалобу Прокофьева Д. В. – защитника компании «UNIVERSAL SHIPPING CORPORATION LIMITED», оставить без удовлетворения.
Вернуть судно «OLYMPIC», IMO 8723165, позывной XUSR7, длина 39,52 м., ширина 9,30 м., двигатель № 85935513522645, год выпуска 1987 год, флаг Камбоджа, порт приписки Пномпень, судовладельцу компании «UNIVERSAL SHIPPING CORPORATION LIMITED» после разрешения вопроса о вещественных доказательствах по уголовному делу, возбуждённому 28 декабря 2009 года в отношении Солдатова И. В.
Судья А. А. Кадкин