СудьяБестфатор Н.А. Дело № 7-12-18/11
РЕШЕНИЕ27 января 2011года г.Владивосток
Судья Приморского краевого суда Светлова С.Е., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Водоканал» на постановление судьи Партизанского городского суда Приморского края от 24.11.2010 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.7 КоАП РФ, в отношении ООО «Водоканал»
у с т а н о в и л а:
постановлением судьи Партизанского городского суда Приморского края от 24.11.2010 ООО «Водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В поступившей жалобе генеральный директор ООО «Водоканал» просит отменить судебное постановление, как незаконное.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, полагаю, что постановление судьи подлежит отмене по следующим основаниям.
Статьей 14.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей.
Объектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения в области защиты прав потребителей. Непосредственный предмет посягательства - права и законные интересы потребителя в сфере торговли, выполнения работ и оказания услуг.
Отношения в данной области регулируются Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Как следует из материалов дела 22. 10.2010 ведущим специалистом –экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в г. Партизанске при рассмотрении материалов обращения жителей жилого <адрес> о нарушении прав потребителей при предоставлении коммунальных услуг по обеспечению водоснабжения, при проведении анализа предоставленной документации ООО «Водоканал» в территориальный отдел установил нарушение законодательства по защите прав потребителя по факту обмана потребителей по предоставлению коммунальных услуг, а именно : в ООО «Водоканал» отсутствует договор с ООО «Управляющая компаний СантехСервис-Партизанск» по обеспечению холодным водоснабжением жилого дома, а также общество выставляет счета за оказанные услуги с учетом показаний общедомового прибора учета поставляемой холодной воды каждому абоненту-собственнику данного жилого дома, а не в ООО «Управляющая компаний СантехСервис-Партизанск».
В обоснование выводов о виновности ООО «Водоканал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.7 КоАП РФ, судья сослался на то, что факт обмана потребителей был установлен.
Между тем, доказательств, в подтверждение таких выводов постановление судьи не содержит.
Поскольку объективная сторона правонарушения заключается в преднамеренном введении лица в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки, подлежал выяснению вопрос, какие права потребителей были нарушены, в частности: завышены ли тарифы, имелась ли неверная информация в платежных документах и т.д.
Так, в соответствии с ч. 5 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу п. 37 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Согласно п. 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Статьями 161 и 164 ЖК РФ предусмотрено, что договоры энергоснабжения многоквартирных жилых домов заключаются энергоснабжающей организацией либо с собственниками помещений (при непосредственном управлении домом собственниками помещений), либо с управляющей организацией (товариществом собственников жилья, жилищно-строительным кооперативом и иной организацией).
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны является акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы) (п. 3 ст. 438 ГК РФ).
Из п.п.а п.17 ст.2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - лица, приобретающие по договору воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются в том числе, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.
В соответствии со ст.161 ЖК РФ способами управления многоквартирным жилым домом являются непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией.
В силу пункта 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 3 ст. 162 ЖК РФ предусмотрено, что в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Из анализа данных норм следует, что ЖК РФ предусмотрена возможность заключения договора о частичном управлении многоквартирным домом в пределах переданного управляющей организации общего имущества дома и установленного перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах в случае получения коммунальной услуги по водоснабжению непосредственно от ресурсоснабжающей организации, оплата производится поставщику услуги.
В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.
При рассмотрении дела судьей не выяснен вопрос об объеме прав, переданных управляющей компании собственниками многоквартирного дома, связанных с обслуживанием общего имущества жилого дома.
Отсутствие договора водоснабжения между юридическими лицами, само по себе не свидетельствует о нарушение прав потребителей.
В нарушение требований п.п. 1,7 ст. 26.1 КоАП РФ вопросы, имеющие значение для правильного разрешения дела, судьей исследованы не были.
Выводы судьи о наличии в действиях ООО «Водоканал» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ, являются преждевременными.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7КоАП РФ постановление судьи подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение, как постановленное с существенными нарушениями процессуальных требований, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
постановление судьи Партизанского городского суда Приморского края от 24.11.2010 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.7 КоАП РФ, в отношении ООО «Водоканал» отменить.
Дело направить в тот же на новое рассмотрение.
Судья С.Е. Светлова