Председательствующий - судья Шилова Л.Р. дело № 22-6720/2010
К А C С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Красноярск 09 сентября 2010 года
Судебная коллегия по уголовным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего – Путинцева М.М.,
судей: Белобородовой О.М., Фризен Л.Г.,
при секретаре Зуевой А.М.
рассмотрела в судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе с дополнениями осужденного Саидова Ш.Т., кассационному представлению помощника прокурора прокуратуры Емельяновского района Красноярского края на приговор Емельяновского районного суда Красноярского края от 02 июля 2010 года, которым
Саидов ......
осужден по ч.3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений назначено 10 (десять) лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Красноярского краевого суда Путинцева М.М., мнения осужденного Саидова Ш.Т., адвоката Созиновой Н.А., поддержавших доводы жалоб с дополнениями, прокурора Красноярской краевой прокуратуры Рубан И.А., полагавшей изменить приговор, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Саидов Ш.Т. признан виновным в совершении контрабанды - перемещении через таможенную границу РФ наркотических средств с сокрытием от таможенного контроля и приготовления к незаконному сбыту наркотических средств в особо крупном размере.
Как признал установленным суд, к Саидову Ш.Т., ... обратилось неустановленное лицо, перед которым Саидов имел задолженность в размере 600 долларов США, с предложением в счет погашения указанной задолженности контрабандным путем переместить из р.Таджикистан на территорию РФ наркотическое средство - героин, на что Саидов дал свое согласие.
В период до 7 апреля 2010 года с целью контрабанды и последующего незаконного сбыта Саидов приобрел героин массой 546,2 грамма, намереваясь из материальной заинтересованности переместить героин через таможенную границу РФ для его последующей реализации. С целью сокрытия своей незаконной деятельности Саидов, предварительно расфасовав героин в 75 капсул, проглотил их, скрыв, таким образом, в своем желудочно-кишечном тракте.
7 апреля 2010г. Саидов, реализуя свой преступный умысел, ... и 8 апреля 2010 г. в 05 час.50 мин. переместил героин весом 546,2 грамма через таможенную границу РФ через таможенный пост «Аэропорт Красноярск» в зоне деятельности Красноярской таможни. Саидов указанное наркотическое средство приготовил к последующему сбыту: должен был привезти героин в аэропорт «Емельяново», находящийся в п.Емельяново Емельяновского района Красноярского края и передать там неустановленному лицу. Однако, довести свой преступный умысел до конца Саидов не смог по независящим от него обстоятельствам, так как 8 апреля 2010 г. на таможенном посту «Аэропорт-Красноярск» Красноярской таможни при прохождении таможенного контроля был задержан. 8,9 и 10 апреля 2010 года у Саидова были обнаружены и изъяты капсулы с героином общей массой 546,2 грамма, что относится к особо крупному размеру.
В судебном заседании подсудимый Саидов Ш.Т. признал вину в совершении контрабанды, вину в совершении приготовления к сбыту наркотических средств не признал.
В кассационной жалобе и в дополнениях к ней осужденный Саидов Ш.Т. просит отменить приговор, ссылаясь на суровость приговора и неверную квалификацию его действий по ч.1 ст.30 п.«г» ч.3 ст.228.1 УК РФ. Указывает, что его признали виновным в приготовлении к сбыту, на основании того, что героин был расфасован, однако при нем не было обнаружено ни весов, ни ножниц, а наркотические средства он мог проглотить только в капсулах; реализацией героина он не занимался, героин не являлся его собственностью и его судьба была ему безразлична. Кроме того, он согласился на перевозку героина лишь из-за угрозы расправы, под физическим и психологическим давлением лиц, перед которыми у него имелся долг в размере 600 долларов. Никаких мер по поводу угроз прокурором и судьей принято не было; доводы о том, что он перевез наркотические средства из-за оказанного на него давления, ни материалами дела, ни показаниями свидетелей не опровергаются. Также указывает, что его действия неверно квалифицированы как оконченный состав по ч.2 ст.188 УК РФ.
В кассационном представлении ставится вопрос об изменении приговора. В обоснование указано, что Саидов осужден за совершение приготовления к сбыту наркотических средств в особо крупном размере, смягчающим его наказание обстоятельством признано активное способствование раскрытию преступления, отягчающих наказание обстоятельств не установлено, в связи с этим, по правилам ч.1 ст. 62 УК РФ назначенное осужденному по ч.1 ст. 30 п. «г» ч.3 ст.228.1 УК РФ наказание не должно превышать 6 лет 8 месяцев лишения свободы и подлежит снижению.
Проверив материалы уголовного дела, судебная коллегия находит приговор подлежащим изменению по следующим основаниям.
Выводы суда о том, что Саидов пытался переместить через таможенную границу РФ наркотические средства с сокрытием от таможенного контроля, а также совершил приготовление к сбыту наркотических средств в особо крупном размере, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на проверенных в судебном заседании доказательствах: показаниях свидетеля ... из которых следует, что при таможенном досмотре Саидов сообщил, что привез в желудке капсулы с героином, в связи с чем, Саидов был доставлен в МУЗ ГКБ № 6. В желудке и кишечнике Саидова были обнаружены инородные тела цилиндрической формы. Вышедшие из желудка капсулы были направлены на исследование, которым установлено, что в капсулах находится героин.
Заключением экспертизы, согласно которому вещество, изъятое в ходе осмотра места происшествия с участием Саидова 8.04.2010 г., является наркотическим средством героином, массой 248,4 грамма; изъятое у Саидова 9 апреля 2010 года – героином, массой 200,5 гр.; изъятое у Саидова 10 апреля 2010 года – героином, массой 97,3 гр.л.д.23-24,44,52,57-58), и других доказательствах, подробно изложенных судом в приговоре. При этом судом учтены показания и самого Саидова, подробно изложившего в суде обстоятельства перемещения героина через границу, а также его доводы об отсутствии в его действиях умысла на приготовление к сбыту наркотических средств, что нашло отражение в приговоре. Поэтому доводы кассационной жалобы Саидова о неверной квалификации его действий по ч.1 ст.30 п. «г» ч.3 ст.228.1 УК РФ не могут быть признаны состоятельными.
Вместе с тем, действия Саидова подлежат переквалификации с ст.188 УК РФ, поскольку по смыслу закона и разъяснения Пленума ВС РФ от 27 мая 2008 года №6 «О судебной практике по делам о контрабанде, контрабанду, совершенную при ввозе на территорию РФ товаров или иных предметов таможенного контроля или с сокрытием от него, следует считать оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы РФ только в тех случаях, когда оно произошло вне пунктов пропуска через государственную границу РФ и вне иного места (коридора), установленного для следования товаров к месту прибытия, если такое место расположено не на границе, а в глубине таможенной территории РФ.
Как видно из дела и установлено судом, Саидов довести свой преступный умысел, направленный на перемещение через таможенную границу наркотических средств до конца не смог, так как был при прохождении таможенного контроля в аэропорту «Емельяново» задержан.
Кроме того, как обоснованно указано в кассационном представлении, при назначении наказания по ч.1 ст.30 п. «г» ч.3 ст.228.1 УК РФ суд неправильно применил уголовный закон.
Согласно ч.2 ст.66 УК РФ, срок и размер наказания за приготовление к преступлению не может превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого наказания, предусмотренного соответствующей статьей особенной части УК РФ.
Максимальное наказание по ч.3 ст.228.1 УК РФ составляет 20 лет лишения свободы. Половина от максимального срока за указанное преступление составляет 10 лет лишения свободы – максимальное наказание, которое могло быть назначено Саидову.
Судом, в качестве смягчающего обстоятельства, признано активное способствование Саидова раскрытию преступления. Отягчающих вину обстоятельств не установлено. В связи с чем, окончательное наказание Саидову должно быть назначено по правилам ч.1 ст.62 УК РФ, то есть срок и размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого наказания, то есть по ч.1 ст.30 п. «г» ч.3 ст.228.1 УК РФ максимальное наказание, которое могло быть назначено Саидову, составляет 6 лет 8 месяцев лишения свободы.
В связи с изложенным, размер назначенного наказания Саидову подлежит снижению.
Доводы кассационной жалобы Саидова, о применении к нему положений ст.64 УК РФ с учетом смягчающих обстоятельств, указанных им в жалобе, являются несостоятельными, как не нашедшие подтверждения материалами дела.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Приговор Емельяновского районного суда Красноярского края от 02 июля 2010 года, в отношении Саидова ..., изменить: переквалифицировать действия Саидова Ш.Т. с ч.2 ст.188 УК РФ по которой назначить 3 года 6 месяцев лишения свободы. Снизить назначенное Саидову по ч.1 ст.30 п. «г» ч.3 ст.228.1 УК РФ наказание до 6 лет 6 месяцев лишения свободы.
На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений окончательно определить 8 лет 6 месяцев лишения свободы.
В остальном этот же приговор, в отношении Саидова Ш.Т., оставить без изменения, а кассационную жалобу осужденного Саидова Ш.Т. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Копия верна:
судья Красноярского краевого суда