Судья федерального суда – Белый К.А.№ 44а-26/11
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
об отмене постановления по делу об административном правонарушении и возвращении дела на новое рассмотрение
г.Красноярск10 февраля 2011 года
Первый заместитель председателя Красноярского краевого суда Асташов С.В., рассмотрев протест первого заместителя прокурора Красноярского края Камшилова О.А. на постановление судьи Минусинского городского суда Красноярского края от 26 марта 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении ШУКТУЕВОЙ Н.А.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Минусинского городского суда Красноярского края от 26 марта 2010 года Шуктуева Н.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением из Российской Федерации с помещением в специальный приемник УВД администрации г.Красноярска.
В порядке ст.ст.30.2-30.8 КоАП РФ вышеуказанное постановление не пересматривалось и вступило в законную силу.
В протесте, поданном в порядке ст.30.12 КоАП РФ, первый заместитель прокурора края просит отменить вынесенное в отношении Шуктуевой Н.А. постановление по делу об административном правонарушении, поскольку в нем установлены обстоятельства, противоречащие протоколу об административном правонарушении. За нарушение режима пребывания в Российской Федерации, установленное при проверке документов 27 февраля 2010 года, Шуктуева Н.А. уже была привлечена к административной ответственности постановлением начальника отдела УФМС России по Красноярскому краю в г.Минусинске и Минусинском районе от 03 марта 2010 года. При составлении протокола об административном правонарушении от 26.03.2010 г. объяснения у Шуктуевой Н.А. не отбирались, приобщенные к протоколу объяснения даны Шуктуевой Н.А. ещё 27 февраля 2010 года.
С протестом прокурора Шуктуева Н.А. ознакомлена, возражения не представлены.
Изучив доводы протеста прокурора, проверив материалы дела, нахожу постановление судьи Минусинского городского суда Красноярского края от 26 марта 2010 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
На основании требований п.3 ст.29.1 КоАП РФ судья на стадии подготовки дела к рассмотрению выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
В части 4 статьи 28.2 КоАП РФ указано, что физическое лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, после ознакомления с протоколом об административном правонарушении вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно имеющимся в деле материалам 26 марта 2010 года в кабинете № 112 отдела УФМС в г.Минусинске было выявлено нарушение лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации, в результате чего в отношении Шуктуевой Н.А. составлен протокол № об административном правонарушении по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, в котором имеется отметка о том, что объяснение Шуктуевой Н.А. прилагается к протоколу.
Однако приложенные к делу письменные объяснения были даны Шуктуевой Н.А. ещё 27 февраля 2010 года, по итогам проведения УФМС проверочных мероприятий на рынке «Заречный» (л.д.3).
По факту нарушения режима пребывания в Российской Федерации, выявленного 26 марта 2010 года, объяснений у Шуктуевой Н.А. не отбиралось, следовательно, административным органом были нарушены права лица, привлекаемого к ответственности, предусмотренные статьями 25.1, 28.2 КоАП РФ.
В ходе судебного разбирательства судьей федерального суда установлено и в постановлении указано, что обстоятельства, послужившие поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, имели место 27 февраля 2010 года. Таким образом, Шуктуева Н.А. фактически привлечена к ответственности за нарушение, которое протоколом об административном правонарушении № от 26 марта 2010 года ей не инкриминировалось, что является существенным нарушением процессуальных норм.
К тому же, постановлением начальника отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Красноярскому краю в г.Минусинске и Минусинском районе от 03 марта 2010 года Шуктуева Н.А. уже была подвергнута административному наказанию по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ по факту нарушения режима пребывания в Российской Федерации, выявленного 27 февраля 2010 года, а в силу ч.1 ст.50 Конституции РФ никто не может быть повторно привлечен к ответственности за одно и то же правонарушение.
Кроме того, в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Санкция части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа от 2 000 до 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Таким образом, назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
26 марта 2010 года, признавая Шуктуеву Н.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, судья федерального суда мотивов назначения Шуктуевой Н.А. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в постановлении не привел, указал лишь на длительное проживание на территории РФ в нарушение правил миграционного учета, отсутствие места жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При таких данных, постановление судьи Минусинского городского суда Красноярского края от 26 марта 2010 года не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение со стадии подготовки, в ходе которой необходимо учесть указанные обстоятельства, проверить правильность составления протокола об административном правонарушении и оформления других материалов дела, соблюдение прав Шуктуевой Н.А. и принять решение в строгом соответствии с законом.
В связи с отменой постановления о привлечении Шуктуевой Н.А. к административной ответственности она подлежит освобождению из специального приемника УВД администрации г.Красноярска.
Руководствуясь ст.ст.30.16-30.18 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Постановление судьи Минусинского городского суда Красноярского края от 26 марта 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении ШУКТУЕВОЙ Н.А. отменить, Шуктуеву Н.А. из специального приемника УВД администрации г.Красноярска освободить.
Дело направить на новое рассмотрение со стадии подготовки в тот же суд.
Первый заместитель председателя
Красноярского краевого судаС.В.Асташов