Дело № 33-3844/2012 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е город Хабаровск 27 июня 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего: Г.Н. Кочуковой, судей: Л.В. Кузьминовой, С.И. Дорожко, при секретаре А.С. Третьяковой, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шарова В. В.ча об оспаривании действий должностных лиц Военного комиссариата Хабаровского края по отказу в пенсионном обеспечении, по апелляционной жалобе заявителя Шарова В. В.ча на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 09.04.2012 г., заслушав доклад судьи Дорожко С.И., выслушав объяснения заявителя Шарова В.В., представителей государственного органа по доверенности Тищука В.Н. и Федосеевой Л.А., судебная коллегия, У С Т А Н О В И Л А: Шаров В.В. обратился в суд с заявлением о признании необоснованными и незаконными действий должностных лиц военного комиссариата Хабаровского края: военного комиссара Хабаровского края ФИО1. и <данные изъяты> Тищука В.Н., связанные с отказом в назначении ему пенсии за выслугу лет и предоставлении социальных льгот пенсионера МО РФ, о возложении обязанности на указанных должностных лиц: рассмотреть его заявление о назначении пенсии и установленным порядком с составлением всех положенных документов назначить ему пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, о чем ему сообщить установленным порядком; в связи с поступлением на прокурорскую службу в органы военной прокуратуры с ДД.ММ.ГГГГ выплату назначенной пенсии за выслугу лет ему приостановить, о чем ему сообщить установленным порядком; выписать и выдать ему на руки пенсионное удостоверение пенсионера Министерства обороны Российской Федерации; выписать и выдать ему на руки справку о размер его пенсии, которая будет назначена и могла бы выплачиваться с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также после ДД.ММ.ГГГГ В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № он уволен с военной службы с зачислением в запас и с правом на получение пенсии по выслуге лет. Приказом военного прокурора Восточного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ он исключен из списков военной прокуратуры ВВО. В соответствии с приказом военного прокурора ВВО от ДД.ММ.ГГГГ № он с ДД.ММ.ГГГГ поступил на иной вид государственной службы в качестве гражданского лица в орган прокуратуры, в настоящее время занимает должность <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в пенсионный орган Министерства обороны Российской Федерации о назначении ему пенсии за выслугу лет, представив все необходимые документы и фотографии для оформления пенсионного удостоверения, при этом в заявлении он сообщил о поступлении на службу в органы военной прокуратуры на вышеуказанную должность в качестве гражданского лица. Справкой от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> Тищук В.Н. сообщил ему, что на ДД.ММ.ГГГГ он на пенсионном обеспечении не состоит, пенсия ему по линии МО РФ не назначалась и не выплачивалась. На незаконные и необоснованные действия должностных лиц центра социального обеспечения военного комиссариата Хабаровского края им ДД.ММ.ГГГГ подано заявление военному комиссару <адрес> с просьбой рассмотреть его заявление о назначении пенсии и назначить пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ выплату назначенной пенсии приостановить, выдать пенсионное удостоверение, выдать справку, в которой указать размер пенсии, на что поступило два ответа, в которых в его требованиях ему отказано. С решением должностных лиц военного комиссариата Хабаровского края он не согласен, поскольку данным решением нарушены его права и законные интересы, а также права членов его семьи. В частности, нарушаются права его и его супруги на получение льготных путевок в санатории МО РФ, также он не может осуществлять право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным и автомобильным транспортом на стационарное лечение. Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 09.04.2012 г. в удовлетворении заявления Шарова В.В. отказано. В апелляционной жалобе заявитель Шаров В.В. просит отменить решение полностью и принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, неправильное применение норм материального права и на то, что суд не дал оценку всем, представленным доказательствам, в решении сослался на не исследованное в суде доказательство - ревизию. В возражениях на апелляционную жалобу представитель Военного комиссариата Хабаровского края Тищук В.Н. просит решение суда оставить без изменения, а требования Шарова В.В. без удовлетворения, ссылаясь на то что решение суда принято объективно и на законных основаниях. Проверив материалы дела, выслушав объяснения Шарова В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и просившего удовлетворить его требования, объяснения представителей Военного комиссариата Хабаровского края по доверенностям Тищук В.Н. и Федосеевой Л.А., просивших в удовлетворении апелляционной жалобы отказать и решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему. На основании частей 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Судом установлено и материалами дела подтверждено, что: - приказом министра Обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Шаров В.В. уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе по п.п. «а» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в приказе указано на выслугу лет в Вооруженных силах: 33 года - календарная, 46 лет 4 мес. – в льготном исчислении; - приказом военного прокурора ВВО № от ДД.ММ.ГГГГ Шаров В.В. с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава военной прокуратуры ВВО, направлен на воинский учет в отдел военного комиссариата Хабаровского края по Центральному и Железнодорожному районам г.Хабаровска; - приказом военного прокурора ВВО №/к от ДД.ММ.ГГГГ Шаров В.В. принят на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ; - ДД.ММ.ГГГГ Шаров В.В. обратился в пенсионный орган Министерства обороны РФ о назначении ему пенсии за выслугу лет; - из справки от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной начальником центра социального обеспечения военного комиссариата Хабаровского края, следует, что Шаров В.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по учетным данным центра социального обеспечения военного комиссариата Хабаровского края на пенсионном учете не состоит, пенсия по линии МО РФ не назначалась и не выплачивалась. Сообщено, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона № 4468-1 от 12.02.1993 г. в период нахождения граждан на правоохранительной службе назначение и выплата пенсий не производится; - письмом военного комиссара Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № сообщено, что сотрудники центра социального обеспечения военного комиссариата Хабаровского края, отказывая Шарову В.В. в назначении пенсии за выслугу лет, действовали в соответствии с нормами действующего законодательства; - из письма военного прокурора Хабаровского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в связи с обращением Шарова В.В. по вопросу назначения пенсии была проведена проверка, в результате которой ДД.ММ.ГГГГ в связи с выявленными нарушениями закона в адрес начальника организационно-мобилизационного управления – заместителя начальника штаба ВВО по организационно-мобилизационной работе внесено представление, которое в настоящее время находится на рассмотрении; - ДД.ММ.ГГГГ военным прокурором Хабаровского гарнизона вынесено предостережение в отношении <данные изъяты> Тищук В.Н. в связи с нарушением требований ст.ст. 6, 13 Федерального закона № 4468-1 от 12.02.1993 г. и ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащих». Отказывая в удовлетворении требований Шарова В.В., суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ военного комиссариата Хабаровского края назначить истцу пенсию за выслугу лет по причине отсутствия расчетного периода, за который могла быть назначена пенсия, соответствует действующему законодательству, поскольку заявитель после увольнения с военной службы с ДД.ММ.ГГГГ, без перерыва был принят ДД.ММ.ГГГГ на службу и назначен на должность в <данные изъяты>, так же суд первой инстанции признал законным и обоснованным отказ ответчика выдать заявителю пенсионное удостоверение, принимая во внимание, что пенсионное удостоверение является документом, удостоверяющим принадлежность к пенсионерам МО РФ и выдается только после назначения им пенсии, которая истцу не была назначена и нашел не обоснованными доводы заявителя о том, что отказ в оформлении пенсионного удостоверения препятствует реализации им и членами его семьи льгот, предусмотренных для бывших военнослужащих, по причине выдачи на руки заявителю истребуемых справок. Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям. В соответствии со ст. 40 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом. Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры (далее также - работники) регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Порядок прохождения службы военными прокурорами регулируется настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральным законом "О статусе военнослужащих". В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 г. - пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"). Прокурорам, научным и педагогическим работникам, имеющим право на пенсионное обеспечение, предусмотренное настоящим пунктом, выслугу не менее 20 лет и не получающим какую-либо пенсию, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена. В соответствии с частью 2 статьи 48 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 г. - по решению Генерального прокурора Российской Федерации или с его согласия на должности военных прокуроров могут быть назначены гражданские лица. В соответствии с частью 8 указанной статьи - офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и обладают правами и социальными гарантиями, установленными Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и настоящим Федеральным законом. В соответствии с частью 10 указанной статьи - при увольнении офицеров органов военной прокуратуры (до полковника включительно) с военной службы и поступлении на службу в территориальные или специализированные органы прокуратуры им присваиваются соответствующие их воинским званиям классные чины. В соответствии со статьей 49 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 г. - на военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное обеспечение (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"), медицинское и другие виды обеспечения военнослужащих. Военным прокурорам, имеющим право на пенсию за выслугу лет, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена. Выплата военных пенсий производится пенсионными органами, в том числе, Министерства обороны России в соответствии с Федеральным законом № 4468-1 от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В статье 1 Федерального закона № 4468-1 от 12.02.1993 г. приведен перечень лиц, на которых распространяется действие настоящего Закона, в том числе, условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на: лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц. На основании ст. 13 Федерального закона № 4468-1 от 12.02.1993 г. право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более. В соответствии со ст. 53 вышеуказанного закона пенсия за выслугу лет назначается лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, - со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 4468-1 от 12.02.1993 г. лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона № 4468-1 от 12.02.1993 г. - пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), в том числе, как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 г. № 6-П, на службу в правоохранительные органы, включая органы и учреждения прокуратуры, выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается. Какие-либо изъятия из закрепленного в статье 6 Федерального закона № 4468-1 от 12.02.1993 г. общего правила назначения и выплаты пенсий для всех лиц, в том числе работников прокуратуры, которым выплаты назначаются в соответствии с данным законом, предусмотрены не были. В определении Конституционного Суда РФ от 09.11.2004 N 320-О, которым дано официальное разъяснение Постановления Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 N 6-П, дано разъяснение и этого вопроса. Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 N 6-П положение ч.2 ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 о приостановлении выплаты назначенных пенсий за выслугу лет признано не противоречащим Конституции РФ. Обязанности военной службы и службы в правоохранительных органах связаны с выполнением специфических задач обороны страны и охраны правопорядка в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различного рода иных факторов. Особый характер такой службы предопределяет и обязанность государства - (ст. 1 ч. 1, ст. 2, ст.7, ст. 37 ч.1 и 3, ч.1,2 ст. 39 ч.1 ст. 41 ч.1 ст. 45, ст. 59 ст.71 (п.п. "в", "м", "т")) Конституции РФ - гарантировать им повышенную социальную защиту, включая соответствующее их особому статусу и характеру службы пенсионное обеспечение. Выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Достижение требуемой для назначения пенсии выслуги освобождает от необходимости продолжения службы, но не влечет обязанности прекратить ее. Таким образом, пенсия за выслугу лет, в системе действующего нормативного правового регулирования пенсионного обеспечения, является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших военную и (или) правоохранительную службу, поддержания соответствующего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы. По смыслу данной нормы в ее взаимосвязи с положениями статьи 13, ч.1 ст.14 и ст.53 Федерального Закона от 12.02.1993 г. N 4468-1, увольнение со службы является необходимым условием как назначения пенсии за выслугу лет, так и выплаты назначенной пенсии. То есть, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия. Обстоятельством, имеющим значение, для разрешения дела, является характер службы, на которую поступил истец. Пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), также находятся в равном положении - выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются, в том числе, исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет. В соответствии с п. 266 приказа Министра обороны РФ № 250 дсп от 07.05.2008 г. «О финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в вооруженных силах РФ» после назначения пенсии военным комиссариатом субъекта РФ пенсионеру выписывается пенсионное удостоверение (форма по ОКУД 6003006), которое является документом, удостоверяющим принадлежность к пенсионерам Министерства обороны. Вручение указанным лицам пенсионных удостоверений производится военными комиссариатами районов (городов) по месту их жительства. В пенсионном удостоверении делаются записи о праве пенсионеров на соответствующие льготы, которые заверяются подписью военного комиссара субъекта Российской Федерации (или уполномоченными им лицами) и гербовой печатью комиссариата субъекта Российской Федерации. В соответствии с методическими рекомендациями по организации работы по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию пенсионеров из числа лиц, уволенных с военной службы, и их семей пенсионное удостоверение является документом, удостоверяющим принадлежность к пенсионерам Министерства обороны Российской Федерации, виде и размере назначенной пенсионеру пенсии. Пенсионное удостоверение выдается всем пенсионерам при назначении им пенсий. Суд первой инстанции правильно сославшись в решении на ст. 6 Федерального закона № 4468-1 от 12.02.1993 г., не правильно ее применил, поскольку в данной правовой норме установлены основания назначения пенсии и приостановления ее выплаты, а ссылка должностных лиц центра социального обеспечения военного комиссариата Хабаровского края на данную статью как на основание для отказа в назначении пенсии неправомерна. Согласно ст. ст. 7, 39 Конституции РФ, ст. 74-1 Бюджетного кодекса РФ – пенсии, в том числе, выплачиваемые лицам, проходившим военную службу, являются одним из видов социального обеспечения, которое осуществляется путем принятия публичных нормативных обязательств. Ссылку суда первой инстанции и должностных лиц Военного комиссариата Хабаровского края на то, что заявитель после увольнения с военной службы с ДД.ММ.ГГГГ, без перерыва был принят ДД.ММ.ГГГГ на службу и назначен на должность в <данные изъяты> как на основание для отказа в назначении пенсии, судебная коллегия считает незаконной, поскольку единственными основаниями для назначения пенсии за выслугу лет являются наличие выслуги на военной службе не менее 20 лет (ст. 13 ФЗ № 4468-1) и увольнение со службы (ч. 1 ст. 6 ФЗ № 4468-1), тогда как поступление на военную службу вновь пенсионера по выслуге лет является основанием для приостановления выплаты пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 4468-1 от 12.02.1993 г., а не для отказа в ее назначении. В связи с изложенным, отказ Военного комиссариата в назначении заявителю пенсии за выслугу лет является незаконным и Шарову В.В., имеющему выслугу по военной службе более 20 лет, уволенному со службы ДД.ММ.ГГГГ и исключенному из списков личного состава военной прокуратуры ВВО ДД.ММ.ГГГГ, военная пенсия за выслугу лет должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 53 ФЗ №, в соответствии со ст. 266 Приказа Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № дсп выписано пенсионное удостоверение и в соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ № 4468-1 пенсия Шарову В.В. должна быть приостановлена со дня поступления на правоохранительную службу в военную прокуратуру ВВО - с ДД.ММ.ГГГГ Суд первой инстанции не учел, что в результате незаконных действий должностных лиц Военного комиссариата Хабаровского края заявитель не имеет возможности реализовать свое и членов своей семьи право на охрану здоровья и медицинского обеспечения в соответствии с ч. 5 ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащих» и право на проезд на безвозмездной основе на стационарное лечение, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (1 раз в год) в соответствии с п. 5 ст. 20 ФЗ «О статусе военнослужащих». Кроме того, суд не учел, что в материалах дела отсутствуют сведения о направлении и о получении заявителем справки о размере пенсии, что также подтверждается жалобой заявителя, где он указывает, что не получал данных справок, в связи с чем, заявитель имеет право на получение справки о размере подлежащей выплате пенсии. При изложенных обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить в связи с нарушением норм материального права, удовлетворив апелляционную жалобу Шарова В.В., и вынести по делу новое решение об удовлетворении требований. На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 09.04.2012 г. - отменить, удовлетворив апелляционную жалобу ФИО12, и принять по делу новое решение, которым: Исковые требования ФИО12 к Военному комиссариату Хабаровского края о признании незаконными действий должностных лиц военного комиссариата Хабаровского края по отказу в назначении пенсии за выслугу лет и предоставлении социальных льгот пенсионера МО РФ, о возложении обязанности назначить ему пенсию за выслугу лет, выплату назначенной пенсии приостановить, выдать пенсионное удостоверение пенсионера Министерства обороны Российской Федерации и справку о размере причитающейся пенсии за выслугу лет – удовлетворить. Признать незаконными действия должностных лиц военного комиссариата Хабаровского края по отказу в назначении ФИО12 пенсии за выслугу лет. Обязать Военный комиссариат Хабаровского края: - назначить ФИО12 пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ; - выплату назначенной ФИО12 пенсии за выслугу лет приостановить с ДД.ММ.ГГГГ; - выдать ФИО12 пенсионное удостоверение пенсионера Министерства обороны Российской Федерации и справку о размере причитающейся пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и после ДД.ММ.ГГГГ. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда. Председательствующий: Г.Н. Кочукова Судьи: Л.В. Кузьминова С.И. Дорожко