апелляционное определение от 19.09.2012 года № 33-5932/2012



Дело № 33-5932/2012

В суде первой инстанции дело слушал судья Сурнин Е.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е


19 сентября 2012 года г. Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего: Е.А. Бузыновской,

судей: А.А. Бабич, Л.В. Кузьминовой,

при секретаре: В.М. Глуховой

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ванинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства, по апелляционной жалобе представителя Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Дудкиной Т.Е. на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 13 июня 2012 года.

Заслушав доклад судьи Бабич А.А., пояснения старшего прокурора отдела Дальневосточной транспортной прокуратуры Кутепова М.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее по тексту – ОАО «РЖД») о возложении обязанности устранить нарушения законодательства.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации установлено, что железнодорожный вокзал ст. Ванино и пассажирская платформа, прилегающая к железнодорожному вокзалу ст. Ванино Дальневосточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «Российские железные дороги» не отвечают предъявляемым требованиям о доступности объектов транспортной инфраструктуры для использования инвалидами. Просит суд привести в соответствие с нормами, установленными СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», пунктами 3.6, 3.10, 3.11, 3.13, 3.14. 3.23, 3.24, 3.26, 3.29, 3.31, 3.32, 3.51 вход в здание и внутренние функциональные помещения железнодорожного вокзала ст. Ванино, оборудовать комплексную систему средств информации и сигнализации об опасности, предусматривающую визуальную и тактильную информацию в помещениях, предназначенных для пребывания всех категорий инвалидов, край пассажирской платформы, где имеется перепад высот более 1 м. оградительными бортиками, тактильной информацией, наружные лестницы пассажирской платформы (перрона) ст. Ванино и пандусы пассажирской платформы ограждениями и поручнями, а также бортиками; оборудовать на железнодорожном вокзале ст. Ванино туалет для инвалидов, размеры и габариты которого, внутреннее строение, должны соответствовать требованиям пункта 3.5.7. «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03».

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования и просил обязать ответчика в срок до 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу исполнитель следующие действия: разместить тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке, не менее чем за 0,8 м до входа в железнодорожный вокзал ст. Ванино; установить полотно наружной двери входа в вокзал со смотровыми панелями с заполненными прозрачными и ударопрочным материалом, нижняя часть которых должна располагаться в пределах 0,3-0,9 от уровня пола; оборудовать вход в здание вокзала доступными для инвалидов элементами информации об объекте (вход); обеспечить высоту порога дверного проема при входе в здание вокзала не более 0,025 м.; обеспечить устройство входной двери в здание вокзала с задержкой автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 с; установить таксофоны и другое специализированное оборудование для людей с недостатками зрения на горизонтальной плоскости с применением рифленого покрытия или на отдельных плитах высотой до 0,04 м., край которых должен находиться от установленного оборудования на расстоянии 0,7-0,8 м., формы и края подвесного оборудования должны быть скруглены; оборудовать систему средств информации и сигнализации об опасности, предусматривающую визуальную и тактильную информацию в помещениях, предназначенных для пребывания всех категорий инвалидов; оборудовать край пассажирской платформы, где имеется перепад высот более 1 м., обозначить бортиком, высотой не менее 0,005 м., обеспечить тактильные средства на расстоянии 0,8 м. до начала опасного участка, а также тактильной информацией. Исковые требования в части оборудования туалета для инвалидов и наружных лестниц пассажирской платформы и пандусов оставил без изменения.

Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 13 июня 2012 года исковые требования Ванинского транспортного прокурора удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ОАО «РЖД» Дудкина Т.Е., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, ссылается на неправильное применение судом норм материального права.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы транспортный прокурор просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения Кутепова М.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует и установлено судом, что в ходе прокурорской проверки выявлено несоответствие требованиям законодательства здания вокзала и прилегающей к нему территории ст. Ванино, которые не приспособлены для использования маломобильными группами населения (инвалидами).

При этом, доводы представителя ответчика, суд признал несостоятельными, поскольку обстоятельства, указанные в иске, подтверждены актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, фото-таблицей, техническим паспортом посадочной платформы, которые не опровергнуты ответчиком в ходе судебного разбирательства.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здание ОАО «Российские железные дороги».

Строительные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. № 73, предусматривают общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам.

Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции и удовлетворением исковых требований транспортного прокурора в части возложения на ОАО «РЖД» обязанности оборудовать край пассажирской платформы, где имеется перепад высот более 1 м., бортиком высотой не менее 0,005 м., на расстоянии 0,8 м. до края платформы, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

В обосновании указанных исковых требований транспортный прокурор ссылался на нормы п. 3.6, 3.31, установленные СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, при этом указанные пункты не содержат требований, предъявляемых к краю пассажирской платформы.

Согласно п. 53 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса от 21 декабря 2010 года № 286 пассажирские платформы, расположенные у железнодорожных путей общего пользования, по которым пропускаются пассажирские поезда со скоростью более 200км/ч, должны иметь предохранительные ограждения на расстоянии не менее двух метров от края платформы.

Согласно Рекомендациям по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, выпуск 19 «Общественные здания и сооружения. Здания и сооружения транспортного назначения» в части требований, предъявляемых к железнодорожным вокзалам, на перронах следует применять информационные маркировочные полосы разного цвета вдоль краев платформы, а также тактильные предупредительные полосы для слепых пассажиров.

Учитывая изложенное, судебная коллегия находит обоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что установка бортиков по краю пассажирской платформы будет угрожать безопасности движения, поэтому постановленное по делу судебное решение в указанной части в соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене.

Суд первой инстанции, разрешая исковые требования, установил ОАО «РЖД» срок для устранения нарушения законодательства до 15 декабря 2012 года.

Вместе с тем, транспортным прокурором было заявлено требование о возложении на ответчика обязанности устранить нарушения законодательства в срок шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поэтому судебная коллегия находит необходимым изменить редакцию решения в этой части и установить срок до шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Доводы апелляционной жалобы о том, что срок указанный судом недостаточный для устранения нарушений, в соответствии с Концепцией развития вокзалов, утвержденной ОАО «РЖД» от 17.09.2008 года № 15098 для обустройства вокзалов установлен срок до 2015 года, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не является основанием для отмены правильного по существу решения суда, которым установлены нарушения ответчиком законодательства о социальной защите инвалидов.

Иные доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами гражданского дела, направлены на переоценку исследованных судом первой инстанции доказательств, выводов суда, сделанных с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, поэтому основанием для отмены обжалуемого решения служить не могут.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 13 июня 2012 года о возложении на Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанности в части оборудования края пассажирской платформы, где имеется перепад высот более 1 метра, бортиком высотой не менее 0, 005 метра, на расстоянии 0,8 метра до края платформы – отменить.

В удовлетворении исковых требований Ванинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности оборудовать край пассажирской платформы, где имеется перепад высот более 1 метра, бортиком высотой не менее 0, 005 метра, на расстоянии 0,8 метра до края платформы – отказать.

Решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 13 июня 2012 г. в части установления срока для исполнения решения суда до 15 декабря 2012 года, изложить в другой редакции и установить срок до 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 13 июня 2012 года оставить без изменения.

Председательствующий: Е.А. Бузыновская

Судьи: А.А. Бабич

Л.В. Кузьминова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200