Дело № 33-6010/2012 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе председательствующего Моргунова Ю.В., судей Масловой Т.В., Ющенко И.К., с участием прокурора Максименко Е.В., при секретаре Токаревой К.В., рассмотрела в открытом судебном заседании 12 октября 2012 года в городе Хабаровске дело по исковому заявлению и.о. Николаевского –на- Амуре транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к краевому государственному унитарному предприятию «Хабаровские авиалинии» об обязании обеспечить выгрузку багажа из воздушного судна, транспортировку его и выдачу пассажирам в здании аэропорта Николаевск-на-Амуре, по апелляционной жалобе КГУП «Хабаровские авиалинии» на решение Николаевского – на- Амуре городского суда Хабаровского края от 13 июля 2012 года, заслушав доклад судьи И.К. Ющенко, пояснения прокурора Максименко Е.В., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: И.о. Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора обратился в суд в порядке статьи 45 ГПК РФ с иском к ГКУП «Хабаровские авиалинии», указав, что Николаевской – на - Амуре транспортной прокуратурой, на основании поступившей информации о нарушении законодательства, ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения прав пассажиров в КГУП «Хабаровские авиалинии», в ходе которой установлены нарушения законодательства о защите прав потребителей в части предоставления пассажирам полного комплекта услуг. А именно, при выполнении рейса № сообщением «Хабаровск – Николаевск-на-Амуре» на воздушном судне Як -40 регистрационный номер №, прибывшего в аэропорт Николаевск-на-Амуре, выгрузка багажа с борта воздушного судна осуществлялась пассажирами, а не сотрудниками авиакомпании. Кроме того, весь багаж до здания аэровокзала доставлялся пассажирами на автобусе. Согласно объяснениям грузчика КГУП «Хабаровские авиалинии» ФИО1, бортпроводника рейса № ФИО2, багаж из воздушного судна всегда выгружался пассажирами, так как это наработанная практика в авиакомпании. Таким образом, несоблюдение сотрудниками и руководством авиакомпании требований по обслуживанию пассажиров аэропорту в части выгрузки и доставки багажа, нарушаются права пассажиров как потребителей на качественное и полное предоставление услуг. В соответствии со статьей 103 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа так же этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу на основании договора перевозки, которым является авиабилет. Решением Николаевского – на - Амуре городского суда Хабаровского края от 13 июля 2012 года на краевое государственное унитарное предприятие «Хабаровские авиалинии» возложена обязанность обеспечивать выгрузку багажа из воздушного судна, транспортировку его и выдачу пассажирам в здании аэропорта Николаевск-на-Амуре. В апелляционной жалобе представитель КГУП «Хабаровские авиалинии» просит решение суда от 13 июля 2012 года отменить, ссылаясь на его необоснованность и принять новое решение. Представить КГУП «Хабаровские авиалинии» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, об отложении рассмотрения дела не просил. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствии, поскольку КГУП «Хабаровские авиалинии» был надлежаще извещен о дате, времени и месте судебного заседания. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Согласно статьям 100-103, 105 Воздушного кодекса РФ, перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации. Перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами. Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей. По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа. Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной. Как устанавливают пункты 93, 121,122, 133, 146-148 "Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, в аэропорту перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает: регистрацию пассажиров и оформление багажа к перевозке; доставку пассажиров к месту стоянки воздушного судна и организацию их посадки в воздушное судно; доставку багажа к месту стоянки воздушного судна, погрузку, размещение и крепление багажа на борту воздушного судна; обеспечение выхода пассажиров из воздушного судна, доставку пассажиров в здание аэровокзала; выгрузку багажа из воздушного судна, транспортировку и выдачу багажа пассажирам. Багаж пассажира принимается к перевозке при его регистрации в аэропорту отправления, аэропорту трансфера, аэропорту остановки или другом пункте регистрации. Пассажир воздушного судна имеет право провоза своего багажа в пределах установленной нормы без дополнительной платы (далее - норма бесплатного провоза багажа). Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются перевозчиком в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира. Зарегистрированный багаж пассажира должен перевозиться на том же воздушном судне, на котором следует пассажир. В качестве ручной клади принимаются вещи, вес и габариты которых установлены перевозчиком и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна. В качестве ручной клади принимаются вещи, вес и габариты которых установлены перевозчиком и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна. Согласно пунктов 146-147 "Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, перевозчик обязан обеспечить информирование пассажиров о месте выдачи зарегистрированного багажа в аэропорту назначения, остановки или трансфера, а также о причине и продолжительности любой задержки в доставке багажа и обеспечить выдачу багажа пассажирам. Пассажир обязан получить зарегистрированный багаж сразу после его предъявления к выдаче на основании багажной квитанции и отрывного талона номерной багажной бирки. Выдача зарегистрированного багажа производится в аэропорту, до которого зарегистрированный багаж был принят к перевозке. По просьбе пассажира зарегистрированный багаж может быть выдан также в аэропорту отправления или в аэропорту трансфера, аэропорту транзита, аэропорту остановки, если выдача багажа в этих пунктах не запрещена международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации или законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка, и если время и обстоятельства позволяют осуществить выдачу. Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что КГУП «Хабаровские авиалинии» является юридическим лицом, основными видами деятельности которого являются авиационные перевозки пассажиров, грузов, согласно устава. КГУП имеет сертификат эксплуатанта № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия ДД.ММ.ГГГГ, выданный Министерством транспорта РФ. В соответствии с копией лицензии от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной федеральным агентством воздушного транспорта Минтранса РФ, ответчик имеет право осуществлять перевозки воздушным транспортом пассажиров. Лицензия представлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Факт отсутствия транспортировки багажа и выдачи багажа в здании аэровокзала отражен в рапорте водителя транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, в объяснениях водителя - грузчика КГУП «Хабаровские авиалинии» от ДД.ММ.ГГГГ, акте проверки комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. Принимая решение об удовлетворении заявленных требований суд, правильно установив, что КГУП «Хабаровские авиалинии» не осуществляют доставку зарегистрированного в г. Хабаровске багажа пассажиров и его выдачу в здании аэровокзала г. Николаевск-на-Амуре, пришел к выводу о несостоятельности доводов ответчика, относительно того, что полеты выполняются на воздушных судах, конструкция которых не предусматривает прием у пассажиров зарегистрированного багажа. Доводы апелляционной жалобы оснований к отмене решения суда не содержат, приводились ответчиком в качестве основания своей процессуальной позиции, оснований для их переоценки не имеется. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований предусмотренных 330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется. Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Николаевского –на- Амуре городского суда Хабаровского края от 13 июля 2012 года по делу по иску и.о. Николаевского –на- Амуре транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к краевому государственному унитарному предприятию «Хабаровские авиалинии» об обязании обеспечить выгрузку багажа из воздушного судна, транспортировку его и выдачу пассажирам в здании аэропорта Николаевск-на-Амуре, оставить без изменения, апелляционную жалобу КГУП «Хабаровские авиалинии» – без удовлетворения. Председательствующий Моргунов Ю.В. Судьи Маслова Т.В. Ющенко И.К.