Постановление № 44А-684/2011



Дело № 4А-684/2011

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г.Хабаровск 28 декабря 2011г.

Председатель Хабаровского краевого суда Братенков С.И., рассмотрев жалобу защитника Васюкова В.А. – Шевченко В.Ю. на вступившие в законную силу постановление судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 22 июня 2011г. и решение судьи Хабаровского краевого суда от 13 сентября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.17 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты> ТДС «Восток» Васюкова В. А.,

У С Т А Н О В И Л:

18 января 2011г. старшим государственным инспектором РФ по государственному контролю в сфере охраны МБР Ванинской государственной районной инспекции Государственной морской инспекции Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО в отношении должностного лица – <данные изъяты> «Восток» Васюкова В.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ (л.д. 126 – 128).

Постановлением судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 22 июня 2011г. Васюков В.А. привлечен к ответственности по ч.2 ст.8.17 КоАП РФ в виде административного штрафа в одном размере стоимости водных биологических ресурсов (сырца краба синего), явившихся предметом административного правонарушения, в сумме 1241562 рублей, без конфискации судна и иных орудий совершения административного правонарушения.

Решением судьи Хабаровского краевого суда от 13 сентября 2011г. постановление судьи первой инстанции оставлено без изменения.

Судебные постановления вступили в законную силу.

Защитник Васюкова В.А. – Шевченко В.Ю. обратился в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой указал на отсутствие в действиях Васюкова В.А. состава инкриминируемого правонарушения.

Проверив материалы дела, нахожу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ одной из главных задач производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. Выполнение этой задачи невозможно без исследования всех доказательств по делу, на основании которых можно сделать вывод о виновности или невиновности лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Из материалов дела следует, что ООО «Восточно-промысловой компании» 27 января 2010г. выдано разрешение на осуществление прибрежного рыболовства на добычу (вылов) водных биологических ресурсов – краба синего в количестве 23 тонн (л.д.80).

08 июля 2009г. (со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ) СРТМ «Восток» ООО «Восточно-промысловой компании» выдано ветеринарное удостоверение на право заготовки, переработки, хранения и реализации рыбы и рыбопродуктов, морских беспозвоночных на территории России (л.д.108).

19 ноября 2010г. сотрудниками ФСБ проведены контрольно-проверочные мероприятия в отношении судна ТДС «Восток», принадлежащего ООО «Восточно-промысловой компании», прибывшего в порт Ванино для выгрузки крабовой продукции.

По мнению органа, проводившего проверку, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в нарушение п.п. 1, 2 ст.7.1 ФЗ РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» на указанном судне производился выпуск продукции из краба, добытого в результате осуществления добычи по разрешению.

Данное обстоятельство явилось основанием для составления в отношении <данные изъяты> ТДС «Восток» Васюкова В.А. протокола об административном правонарушении по ч.2 ст.8.17 КоАП РФ и привлечения его к ответственности.

Вместе с тем, выводы должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях Васюкова В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.17 КоАП РФ несостоятельны, основаны на предположительном и неверном толковании норм закона.

Частью 2 ст.8.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Объектом правонарушений являются общественные отношения в области обеспечения безопасности людей, использования и охраны естественных богатств континентального шельфа и исключительной экономической зоны, морской среды, ее флоры и фауны, соблюдения экономических интересов России и установленного порядка отдельных видов деятельности, осуществления правомерных видов использования указанных акваторий и их ресурсов. Предметом правонарушения являются - минеральные (неживые) и водные биологические (живые) ресурсы континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод, территориального моря, жизнь и здоровье людей, законные виды деятельности.

По объективной стороне - это действия, состоящие в нарушении правил рыболовства, а также утвержденных Правительством РФ квот вылова водных биологических ресурсов, их распределения, несоблюдении указанных в разрешении на лов рыбы, добычу морских животных и растений промышленных, научных, контрольных и рыбоводных целей, в превышении нормы вылова живых ресурсов, указанной в лицензии, в добыче живых ресурсов за пределами отведенного участка и т.п.

Совершение каких-либо действий, составляющих нарушение именно правил добычи или правил рыболовства Васюкову В.А. не было инкриминировано.

Статья 1 ФЗ РФ от 20 декабря 2004г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» определяет понятие рыболовства не только как деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, но и в предусмотренных данным Законом случаях, как деятельность по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из этих ресурсов.

Согласно п. 10.1 ст.1 Закона прибрежное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, приемке, обработке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации.

Из буквального толкования указанных норм следует, что добыча (вылов) водных биологических ресурсов - комплексный процесс, включающий поиск и вылов (добычу) водных биологических ресурсов, приемку, обработку, транспортировку, хранение продукции, ее перегрузку.

В соответствии с п.21 ст.1 указанного ФЗ уловы водных биоресурсов - живые, свежие, охлажденные, замороженные или обработанные водные биоресурсы, определенный объем которых добывается (вылавливается) при осуществлении, в том числе прибрежного рыболовства.

При этом принципами законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов являются: учет значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы; приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов; приоритет сохранения особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, согласно которому осуществление рыболовства в отношении особо ценных и ценных видов водных биоресурсов ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами; определение объема добычи (вылова) водных биоресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов, в том числе информации о производстве и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

Положения ч.ч.1-3 ст.7.1 ФЗ РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» определяют места, в которых допускается использование уловов водных биоресурсов для производства рыбной и иной продукции. Часть 4 указанной нормы, устанавливает обязательность соблюдения технических регламентов при производстве рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов.

В соответствии со ст. 43.1 ФЗ РФ «О рыболовстве» Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов и устанавливают: виды разрешенного рыболовства; нормативы, включая нормы выхода продуктов переработки водных биоресурсов, а также параметры и сроки разрешенного рыболовства;ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов; требования к сохранению водных биоресурсов.

В соответствии со ст. 26 указанного закона в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться следующие ограничения рыболовства: запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов биоресурсов, минимальный размер и вес добываемых биоресурсов, виды и количество разрешаемых орудий и способов добычи, размер ячеи орудий добычи, распределение районов добычи, периоды добычи, количество и типы судов, которые могут осуществлять промышленное и прибрежное рыболовство, время выхода в море, периоды рыболовства и т.п.

В целях выполнения, предусмотренныхстатьей 24.1 КоАП РФзадач производства по делам об административных правонарушениях, по каждому делу наряду с иными, подлежащими выяснению обстоятельствами, необходимо устанавливать, какие именно незаконные действия (бездействие) совершены, какие требования нормативных правовых актов нарушены в результате таких действий (бездействия).

Исходя из положенийфедеральных законов от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»,от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»,от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», необходимыми условиями законного ведения промысла водных биоресурсов (рыболовства) являются получение соответствующих разрешительных документов (в случаях, когда установлена необходимость их получения), выполнение обязанностей и соблюдение, предусмотренных законодательством ограничений, обязательных при осуществлении конкретной деятельности в рамках данного вида рыболовства.

При этом в п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 23 ноября 2010г. №27 также указан перечень нарушений правил осуществления рыболовства, из совокупности и анализа которых, следует, что к ним отнесены нарушения добычи(вылова) водных биоресурсов без разрешительных документов; нарушениеусловий, предусмотренных разрешительным документом; добыча (вылов) в районах, не определенных в разрешении, с нарушением установленных сроков, не указанными в разрешении орудиями лова или способом, в большем количестве, чем предусмотрено разрешением; несоблюдениеустановленных запретов; осуществлениерыболовства при отсутствии на судне специальных средств технического контроля, обеспечивающих постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) других технических средств контроля, когда оснащение судна такими средствами является обязательным; отсутствие учета либо ненадлежащий учет водных биоресурсов в промысловом журнале и (или) иных отчетных документах при условии, что законодательством установлена обязанность по ведению таких документов.

Согласно материалам дела подобных нарушений на судне при осуществлении прибрежного рыболовства не выявлено.

Таким образом, утверждать, что действия Васюкова В.А. являются нарушением правил добычи и иных правил прибрежного рыболовства безосновательно.

Кроме того, понятия «обработка» либо «обработанные водные биоресурсы», равно как и «производство продукции» либо «переработка» в ФЗ РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» отсутствуют.

Технические манипуляции по отношению к добытым при осуществлении прибрежного рыболовства водным биологическим ресурсам, как то: термическое воздействие, разделка, заморозка, включая тарирование и упаковку, невозможно отнести к понятию «производство продукции» или «переработка», поскольку в иных отраслевых нормативных документах (санитарных нормах, национальных стандартах и т.д.), отсутствует четкая градация по параметрам и характеристикам.

В соответствии с ч. 4 ст. 7.1 ФЗ РФ «О рыболовстве» производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов.

Технический регламент, устанавливающий требования к производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов и определяющий, в том числе, порядок использования водных биологических ресурсов (крабов), начиная с момента вылова и заканчивая их продажей, иные нормативные документы, регламентирующие данные вопросы, в настоящее время отсутствует.

При таких фактических и правовых обстоятельствах утверждать, что обнаруженные на судне <данные изъяты> Васюкова В.А. уловы водных биоресурсов являются именно продукцией, произведенной в нарушение ч. 2 ст. 7.1 ФЗ РФ «О рыболовстве», оснований не имеется.

Кроме того, Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 11 марта 1996г. №6 утверждены «СанПиН 2.3.4.050-96. 2.3.4. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности (технологические процессы, сырье). Производство и реализация рыбной продукции. Санитарные правила и нормы», которые устанавливают санитарные требования для производства и реализации рыбной продукции, добываемой и обрабатываемой на судах, в целях сохранения улова.

В соответствии с СанПиН: свежая продукция - любая рыбная продукция, целиком или в готовом виде, включая продукцию, упакованную в вакууме или в измененной воздушной среде, которая не подвергалась какой-либо обработке с целью сохранения, кроме охлаждения;

готовая продукция - любая рыбная продукция, которая подвергалась операции, изменившей ее анатомическую целостность, такой как потрошение, обезглавливание, нарезание, филетирование, измельчение на кусочки и т.д.;

обработанная продукция - любая рыбная продукция, подвергнутая химическому или физическому воздействию, такому как нагревание, копчение, соление, обезвоживание или маринование и т.д. охлажденной или замороженной продукции, вместе с другими пищевыми продуктами или без них, или сочетание этих различных процессов;

упаковка - процедура обеспечения защиты рыбной продукции при помощи оберточного материала, тары или любого другого подходящего средства.

Согласно технологической инструкции №36-2007, утвержденной 02 мая 2007г., срок хранения краба-сырца до направления в обработку не должен превышать 3 часов с момента вылова. В соответствии с указанной инструкцией также следует, что упаковывание и маркирование необходимо проводить в обязательном порядке, поскольку для дальнейшей промышленной обработки необходимо проверять ряд показателей, таких как наименование, вид первичной обработки, дата изготовления и условия хранения для правильного составления маркировочного ярлыка для конечного продукта.

Из указанных положений следует, что действия, осуществляемые на ТДС «Восток» <данные изъяты> Васюкова В.А. по варке и упаковке выловленного краба направлены на обеспечение сохранности выловленного улова.

Учитывая, что добыча краба производилась в Татарском проливе, подзоне Приморье, севернее м.Золотой, то есть в районе, удаленном от берега, то варка и упаковка выловленного краба являлась необходимым условием для его сохранения до момента выгрузки в <адрес>, поскольку согласно рейсовому заданию ТДС «Восток» находилось в рейсе с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.87).

Таким образом, нельзя исключить того, что указанные действия являются обработкой и хранением уловов водных биологических ресурсов.

Отсутствие законодательного разграничения понятий «производство рыбной продукции» и «обработка улова» является неустранимым сомнением в виновности Васюкова В.А., которые в соответствии со ст.1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу лица, привлекаемого к ответственности.

Должностное лицо, составившее протокол, обязано было представить доказательства, что в данном случае имела место не обработка улова, однако таких доказательств материалы дела не содержат.

С учетом изложенного, прихожу к выводу об отсутствии в действиях Васюкова В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.

Таким образом, при рассмотрении данного дела были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ и постановление судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 22 июня 2011г. и решение судьи Хабаровского краевого суда от 13 сентября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.17 КоАП РФ подлежат отмене, а производство по данному делу прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь п. 4 ч.2 ст.30.17, п.2 ч.1 ст. 24.5КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Постановление судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 22 июня 2011г. и решение судьи Хабаровского краевого суда от 13 сентября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.17 КоАП РФ, в отношении капитана судна ТДС «Восток» Васюкова В. А. отменить.

Производство по делу прекратить по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу защитника Васюкова В.А. – Шевченко В.Ю. считать удовлетворенной.

Председатель

Хабаровского краевого суда С.И. Братенков

-32300: transport error - HTTP status code was not 200