Автоматизированная копия № 44у - 321/2010
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
президиума Алтайского краевого суда
г. Барнаул 23 ноября 2010 года
Президиум Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Городова В.Н.
членов президиума Вергаскиной Г.И., Гончаровой О.П., Немзоровой В.И.,
Параскун Т.И.
рассмотрел материалы дела по надзорной жалобе осужденного Шкуркина С.В. о пересмотре приговора Кулундинского районного суда Алтайского края от 10 июня 2010 года, которым Шкуркин С.В., ранее судимый, осужден по ч.3 ст.30, ч.1 ст.228-1 УК РФ к 7 годам лишения свободы; по ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228-1 УК РФ к 8 годам лишения свободы; на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний назначено 9 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии особого режима;
по п. «а» ч. 3 ст. 228-1 УК РФ Шкуркин оправдан за непричастностью к совершению преступления;
определения судебной коллегии по уголовным делам Алтайского краевого суда от 12 августа 2010 года, которым приговор оставлен без изменения.
Этим же приговором осуждены М. и З., надзорное производство в отношении которых не возбуждалось.
Надзорное производство возбуждено постановлением судьи Алтайского краевого суда от 19 октября 2010 года по жалобе Шкуркина С.В., в которой осужденный высказывает свое несогласие с приговором суда и определением судебной коллегии; при этом указывает, что не все доказательства были исследованы в судебном заседании; его ходатайство о допросе сына осужденной М., который видел, как сотрудники полиции подбрасывали деньги и наркотики, а также о повторном допросе «засекреченных» свидетелей, необоснованно отклонено; его замечания на протокол судебного заседания также необоснованно удовлетворены лишь в части; все экспертные исследования проведены с нарушением закона; наказание назначено с нарушением требований ст.ст.6, 60 УК РФ.
Заслушав доклад судьи Алтайского краевого суда Гончаровой О.П., изложившей обстоятельства дела, содержание судебных решений, мотивы жалобы и основания вынесения постановления о возбуждении надзорного производства; объяснения осужденного Шкуркина С.В. с использованием видео-конференц-связи, адвоката Ткачева С.С., поддержавших доводы жалобы и просивших об отмене состоявшихся судебных решений; мнение заместителя прокурора Алтайского края Гнетовой Г.Ш., полагавшей необходимым судебные решения изменить, назначенное по ч. 3 ст. 30, ч.1 ст. 228-1 УК РФ и по совокупности преступлений наказание смягчить, президиум
УСТАНОВИЛ:
по приговору суда Шкуркин признан виновным в покушении на незаконный сбыт наркотических средств и приготовлении к незаконному сбыту наркотических средств в особо крупном размере, совершенных при следующих обстоятельствах.
07 июня 2009 года, около 13 часов Шкуркин незаконно сбыл А., действовавшему в рамках оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка», за 800 рублей наркотическое средство - смесь, содержащую диацетилморфин (героин), 6-моноацетилморфин и ацетилкодеин массой 0,19 грамма, которое А. впоследствии добровольно выдал сотрудникам полиции, в связи с чем указанное наркотическое средство было изъято из незаконного оборота и Шкуркин свой преступный умысел, направленный на незаконный сбыт наркотических средств, не довел до конца по не зависящим от него обстоятельствам.
13 июня 2009 года, около 12 часов 10 минут Шкуркин незаконно сбыл В., действовавшему в рамках оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка», за 800 рублей наркотическое средство - смесь, содержащую наркотические средства диацетилморфин (героин), 6-моноацетилморфин, ацетилкодеин, массой 0,35 грамма. Приобретенное наркотическое средство В. впоследствии добровольно выдал сотрудникам полиции, оно было изъято из незаконного оборота, в связи с чем Шкуркин свой преступный умысел, направленный на незаконный сбыт наркотических средств, довести до конца не смог по не зависящим от него обстоятельствам.
20 июня 2009 года в период с 21 часа до 21 часа 50 минут, в ходе проведения обыска в квартире, где проживал Шкуркин, было обнаружено и изъято приготовленное к сбыту наркотическое средство - смесь, содержащая диацетилморфин (героин), 6-моноацетилморфин и ацетилкодеин массой 3,17 грамма, что является особо крупным размером, которое Шкуркин расфасовал во фрагменты металлизированной бумаги от сигаретных пачек и хранил по месту жительства, то есть провел все подготовительные действия, непосредственно направленные на незаконный сбыт наркотического средства в особо крупном размере и поступления его в незаконный оборот.
Непосредственно после проведения обыска Шкуркин был задержан, в связи с чем не смог довести до конца свой преступный умысел, направленный на незаконный сбыт наркотического средства в особо крупном размере.
В судебном заседании Шкуркин вину признал частично.
Вина Шкуркина установлена исследованными в судебном заседании и приведенными в приговоре доказательствами, а именно:
показаниями свидетелей А., В., из которых следует, что каждый принимал участие в проведении ОРМ и на деньги, врученные сотрудниками наркоконтроля, купили 7 июня 2009 года - А. у Шкуркина, а 13 июня 2009 года В. - у Шкуркина, героин, который впоследствии выдали в присутствии понятых;
свидетелей С., П., А. о неоднократном приобретении наркотиков у Шкуркина по месту его жительства;
свидетелей З.В. и З.А., данными в ходе предварительного следствия, из которых следует, что Шкуркин и М. сбывали наркотики;
свидетелей Т., Б., М., З., К., Б-на, Б-р об обстоятельствах проведения контрольных закупок наркотика с участием А. и В., а также об обстоятельствах проведения обыска в доме, где проживали Шкуркин и М.; при этом экспертами сделан вывод о том, что, вещество, выданное В. 13 июня 2009 года и вещество, обнаруженное при обыске дома Шкуркина, могли составлять единую массу смеси;
свидетелей П., М., И., Ц. об обстоятельствах задержания автомобиля, в котором находились З. и Шкуркин, а также обстоятельствах обнаружения у З. и в салоне автомобиля фрагментов полиэтилена с порошкообразным веществом светлого цвета, которое, согласно заключению химической экспертизы, является наркотическим средством - смесью, содержащей героин, массой 8, 94 грамма и 14, 02 грамма и которое имеет общий источник происхождения по сырью и технологии изготовления.
Доводы жалобы о том, что деньги и наркотики, обнаруженные при обыске в квартире, подброшены сотрудниками полиции, были проверены в судебном заседании и своего подтверждения не нашли.
Свидетель Б-р, принимавшая участие в качестве понятой в ходе обыска дома, где проживали Шкуркин и М., последовательно показывала о порядке проведения указанного следственного действия, в ходе которого были обнаружены денежные купюры и спичечный коробок с фрагментами металлизированной бумаги, указав обстоятельства их обнаружения; при этом однозначно заявила, что указанные предметы не могли быть подброшены, поскольку в том месте, где они были обнаружены, постоянно сидел сын осужденной М., к которому никто из сотрудников полиции не подходил.
Как следует из протокола судебного заседания, возражений против окончания судебного следствия в отсутствие второго понятого участники процесса не высказывали.
Ходатайство осужденных о допросе в судебном заседании в качестве свидетелей Н. и М. судом разрешено в соответствии с требованиями ст. 271 УПК РФ. Исходя из интересов несовершеннолетнего свидетеля М., суд принял решение о допросе лишь свидетеля Н., которая не подтвердила доводы осужденных о том, что деньги и наркотики были подброшены. При этом Н. показала, что знает о производстве обыска со слов М., который не видел, чтобы коробок подложили в диван.
Замечания Шкуркина на протокол судебного заседания рассмотрены председательствующим судьей в соответствии с требованиями ст. 260 УПК РФ, частично отклонены с приведением мотивов принятого решения.
Экспертные исследования проведены с соблюдением требований ст.ст. 195-199, 204 УПК РФ, Шкуркин был ознакомлен как с постановлениями о назначении экспертиз, так и с заключениями эксперта, при этом каких-либо замечаний или заявлений не высказывал.
Все ходатайства осужденного также разрешены в соответствии с требованиями закона.
Между тем, при назначении Шкуркину наказания по ч. 3 ст. 30, ч.1 ст. 228-1 УК РФ судом не соблюдены требования ч. 3 ст. 66 УК РФ, согласно которым срок или размер наказания за покушение на преступление не может превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ за оконченное преступление.
Санкция ч.1 ст.228-1 УК РФ предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет, в связи с чем за покушение на незаконный сбыт наркотических средств Шкуркину не могло быть назначено наказание свыше 6 лет лишения свободы.
Судебные решения в этой части подлежат изменению.
Наказание по ч.1 ст.30, п.«г» ч.3 ст.228-1 УК РФ назначено Шкуркину в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 66 УК РФ, является справедливым и смягчению не подлежит.
Руководствуясь ст. 407, п. 6 ч. 1 ст. 408 УПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Надзорную жалобу осужденного Шкуркина С.В. удовлетворить частично.
Приговор Кулундинского районного суда Алтайского края от 10 июня 2010 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Алтайского краевого суда от 12 августа 2010 года в отношении Шкуркина С.В. изменить.
Наказание, назначенное Шкуркину С.В. по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 228-1 УК РФ, смягчить до 5 (пяти) лет 11 (одиннадцати) месяцев лишения свободы.
На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний назначить Шкуркину С.В. 8 (восемь) лет 6 (шесть) месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии особого режима.
В остальной части приговор суда и определение судебной коллегии в отношении Шкуркина С.В.оставить без изменения.
Председательствующий В.Н.Городов