Дело № 44у-47
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРЕЗИДИУМА АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА
г. Барнаул 15 марта 2011 года
Президиум Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Ширнина В.П.
и членов президиума Вейсгейм Л.А., Гончаровой О.П., Городова В.Н., Лобовой О.А.
рассмотрел уголовное дело по надзорной жалобе осужденного Захарова В.Н.
о пересмотре приговора Рубцовского районного суда Алтайского края от 23 сентября 2002 года, которым Захаров В.Н., ранее не судимый,
осужден по ст. 69 ч.3 УК РФ путем частичного сложения к 13 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Алтайского краевого суда от 14 ноября 2002года приговор оставлен без изменения.
В надзорной жалобе осужденный указывает, что не отрезал фалангу пальца у потерпевшего, заключение СМЭ носит предположительный характер, свидетель И. давал показания под давлением сотрудников милиции, оспаривает размер ущерба, причиненного уничтожением автомобиля, просит квалифицировать его действия по ст. 167 ч.1 УК РФ, учесть в качестве смягчающих обстоятельств наличие на иждивении детей, активное способствование раскрытию преступления, противоправное поведение потерпевшего, выразившееся в том, что ранее Л. не заступился за него в конфликте с жителями города, и снизить наказание.
По постановлению судьи Алтайского краевого суда от 01 марта 2011года возбуждено надзорное производство, и жалоба передана на рассмотрение президиума Алтайского краевого суда.
Заслушав доклад судьи Алтайского краевого суда Парфененко С.Б., изложившей обстоятельства дела, содержание приговора, мотивы обжалования и возбуждения надзорного производства, заместителя прокурора Алтайского края Гнетову Г.Ш., полагавшую приговор подлежащим изменению в части квалификации действий по ч . 2 ст. 167 УК РФ, а прочие доводы жалобы отклонить, президиум
УСТАНОВИЛ:
Захаров признан виновным в том, что 27 июня 2002года около 23-х часов, следуя в автомобиле под управлением Л. по автотрассе в ходе ссоры с Л. с целью лишения его жизни взял металлическую монтировку и нанес ею не менее 5 ударов в область головы и лица потерпевшего, в результате чего последний потерял сознание. Затем Захаров перетащил Л. на заднее сиденье автомобиля и имеющимся у него ножом, продолжая реализовывать умысел на лишение жизни, нанес ранение шеи и лица потерпевшего, потом отрезал фалангу 4-ого пальца правой кисти. Смерть потерпевшего наступила от ранения шеи с повреждениями ветвей левой яремной вены и надгортанника, повлекшего развитие обильной кровопотери.
После этого Захаров, спрятав труп в траве, отъехал на автомобиле на 200м и с целью скрыть следы преступления остановился на левой обочине, с умыслом на умышленное уничтожение чужого имущества при помощи зажигалки поджег накидки на передних сиденьях автомобиля, и дождавшись, когда он воспламенится, с места преступления скрылся. В результате автомобиль был полностью уничтожен огнем, а его владельцу Л-х. причинен значительный материальный ущерб на сумму 120 000руб.
Вина осужденного в совершении указанных выше действий никем не оспаривается.
Квалификация действий Захарова по факту лишения жизни Л. по ст. 105 ч.1 УК РФ как умышленного убийства является правильной, и за это ему назначено справедливое наказание.
Согласно заключению судебно- медицинской экспертизы все обнаруженные у потерпевшего телесные повреждения, в том числе и травматическая ампутация ногтевой фаланги 4-ого пальца правой кисти, причинены в короткий промежуток времени. Данное заключение согласуется с показаниями свидетеля И., бывшего очевидцем происшедшего, показания которого судом надлежаще проверены и признаны достоверными.
Стоимость уничтоженного автомобиля определена потерпевшей Л-х. с учетом времени его приобретения, первоначальной цены, состояния, и не противоречит справке специалиста о среднерыночной стоимости автомобиля данной модели на 01 июля 2002года.
Вместе с тем приговор и кассационное определение подлежат изменению в части квалификации действий осужденного по факту умышленного уничтожения чужого имущества в связи с неправильным применением уголовного закона.
Из протокола осмотра места происшествия следует, что кузов автомобиля со следами термического воздействия обнаружен на левой обочине трассы.
Обвиняемый Захаров и свидетель И. в ходе следствия при проверке их показаний на месте указывали, где именно на обочине был сожжен автомобиль.
Из приложенной к протоколу осмотра места происшествия схемы видно, что вблизи обнаруженного остова автомобиля отсутствуют какие-либо объекты, на которые мог бы распространиться огонь.
По смыслу закона умышленное уничтожение или повреждение имущества с применением огня в условиях, исключающих его распространение и возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также чужому имуществу, надлежит квалифицировать по ч.1 ст. 167 УК РФ, если потерпевшему причинен значительный ущерб.
Осужденный уничтожил автомобиль на обочине дороги, что исключало возможность причинения вреда чужому имуществу и распространение огня на другие объекты, поэтому его действия подлежат переквалификации со ст. 167 ч.1 УК РФ как умышленное повреждение чужого имущества, повлекшее причинение значительного ущерба.
Наказание Захарову следует назначить с учетом смягчающих обстоятельств, указанных в приговоре: первой судимости, признания вины.
При этом, вопреки доводам жалобы осужденного, в материалах дела отсутствуют сведения о наличии на его иждивении детей, а также об активном способствовании раскрытию преступления. Данное уголовное дело возбуждено по факту обнаружения трупа Л., а раскрыто на основании явки с повинной И., бывшего очевидцем преступления и добровольно заявившего об этом сотрудникам милиции.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 407, 408 ч.1 п. 6 УПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Надзорную жалобу осужденного Захарова В.Н. удовлетворить частично.
Приговор Рубцовского районного суда Алтайского края от 23 сентября 2002года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Алтайского краевого суда от 14 ноября 2002года в отношении Захарова В.Н. изменить.
Переквалифицировать его действия со ст. 167 ч.1 УК РФ, по которой назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 1год 6 месяцев.
На основании ст. 69 ч.3 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 105 ч.1, 167 ч.1 УК РФ, путем частичного сложения окончательно назначить 12 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В остальном приговор и кассационное определение оставить без изменения.
Председательствующий В.П. Ширнин.