Автоматизированная копия Дело № 44у-284
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРЕЗИДИУМА АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА
г. Барнаул 09 ноября 2010 года
Президиум Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Городова В.Н.
и членов президиума Вейсгейм Л.А., Вергаскиной Г.И., Гончаровой О.П., Параскун Т.И.
рассмотрел уголовное дело по надзорной жалобе осужденного Никитина Н.А.
о пересмотре приговора Рубцовского городского суда Алтайского края от 12 сентября 2003 года, которым Никитин Н.А., ранее судимый,
осужден по ст. 69 ч.5 УК РФ путем частичного сложения с наказанием по приговору от 08 декабря 1999года окончательно назначено 15 лет лишения свободы в исправительной колонии особого режима.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Алтайского краевого суда от 30 октября 2003года приговор оставлен без изменения.
Постановлением Рубцовского городского суда от 27 июля 2004года постановлено считать осужденным по ст. 69 ч.5 УК РФ к 13 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В надзорной жалобе осужденный Никитин просит разобраться в деле, не соглашаясь с квалификацией его действий по ст. 105 ч.1 УК РФ, учесть действия потерпевших, снизить наказание.
По постановлению судьи Алтайского краевого суда от 02 сентября 2010года возбуждено надзорное производство, и жалоба передана на рассмотрение президиума Алтайского краевого суда.
Заслушав доклад судьи Алтайского краевого суда Парфененко С.Б., изложившей обстоятельства дела, содержание приговора, мотивы обжалования и возбуждения надзорного производства, заместителя прокурора Алтайского края Гнетову Г.Ш., полагавшую признать смягчающим наказание обстоятельством противоправное поведение потерпевших и снизить назначенное наказание, президиум
УСТАНОВИЛ:
Никитин признан виновным в том, что 24 июня 1999года около 24-х часов, находясь в состоянии алкогольного опьянения, вернулся к себе домой и увидел, что в доме горит свет и входная дверь не заперта. Войдя на веранду, Никитин увидел И., который нанес ему удар в лицо, от которого Никитин упал. Находясь на полу, он услышал щелчок выкидного ножа, после чего, обороняясь от общественно-опасного посягательства И., но явно превышая пределы необходимой обороны, решил совершить убийство И., осознавая при этом, что может отразить нападение И., находившегося в состоянии опьянения и явно уступающего ему по силе, другим, менее опасным способом. Реализуя свой умысел, Никитин взял топор, который стоял у входной двери, и нанес И. один удар в область головы и не менее 3-х ударов в области шеи, причинив тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Смерть И. наступила от резаных ран шеи с повреждением гортани, магистральных сосудов шеи, межпозвоночного диска шейных позвонков.
Затем Никитин с топором в руках вошел в дом и увидел перед собой З., после чего на почве неприязненных отношений у него возник умысел на убийство последнего. Реализуя этот умысел, предвидя наступление смерти З. и желая этого, Никитин нанес топором два удара в область головы и шеи З., причинив тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Смерть З. наступила от резаной раны шеи с повреждением гортани, яремной вены и сонной артерии с развитием обильной кровопотери.
После этого Никитин спрятал трупы в колодце во дворе дома и с места преступления скрылся.
Вина Никитина в содеянном установлена на основании его признательных показаний, в том числе и в явке с повинной, объективно подтвержденных совокупностью иных доказательств по делу: протоколом осмотра места происшествия, заключениями судебных экспертиз, показаниями свидетелей П., Ю., Щ., Ф.
Так, из явки с повинной Никитина следует, что после убийства И. он зашел в комнату и увидел З., который попытался убежать от него через окно, однако он догнал его и ударил топором в затылок. Эти показания суд признал достоверными, поскольку они подтверждены заключением судебно-медицинской экспертизы о локализации телесных повреждений в области головы З. и протоколом осмотра места происшествия, в котором зафиксированы следы крови в виде брызг на стене в комнате, и подверг критике последующие показания Никитина о том, что З. также напал на него с табуретом в кухне, после чего он нанес ему удар топором.
Квалификация действий Никитина по ст. ст. 105 ч.1 УК РФ как умышленное причинение смерти другому человеку является правильной.
Вместе с тем приговор и последующие судебные решения подлежат изменению в части назначения наказания в связи с неправильным применением уголовного закона.
Как пояснял Никитин и как установлено судом, потерпевшие И. и З. в ночное время незаконно проникли в дом Никитина, где и были им застигнуты; при этом И. совершил нападение на Никитина.
Факт незаконного проникновения объективно подтвержден протоколом осмотра места происшествия ( дверь имеет повреждения, ригель замка сломан), показаниями свидетеля П. об этих же обстоятельствах и отсутствии части имущества в их с Никитиным доме, показаниями свидетеля Ф., слышавшей в ночь перед обнаружением трупов И. и З. разговор двух мужчин о том, что «не надо туда лазить, там все старое».
В соответствии со ст. 61 ч.1 п. «з» УК РФ противоправность поведения потерпевшего, явившегося поводом для совершения преступления, является обстоятельством, смягчающим наказание, и должно учитываться при назначении наказания ( ст. 60 ч.3 УК РФ).
Вопреки этим требованиям закона суд не признал противоправное поведение потерпевшего З., явившееся поводом для совершения преступления, обстоятельством, смягчающим наказание, и не учел при назначении наказания Никитину.
Учет дополнительного смягчающего обстоятельства позволяет снизить наказание, назначенное Никитину по ст. 105 ч.1 УК РФ, а также окончательное наказание.
В силу ст. 108 УК РФ, поскольку предусмотрено в качестве признака преступления, совершенного в отношении И.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 407, 408 ч.1 п. 6 УПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Надзорную жалобу осужденного Никитина Н.А. удовлетворить частично.
Приговор Рубцовского городского суда Алтайского края от 12 сентября 2003года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Алтайского краевого суда от 30 октября 2003года, постановление Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 июля 2004года в отношении Никитина Н.А. изменить.
Признать противоправное поведение потерпевшего З. смягчающим наказание обстоятельством.
Снизить назначенное ему по ст. 105 ч.1 УК РФ наказание до 9 лет 6 месяцев лишения свободы.
На основании ст. 69 ч.3 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 108 ч.1, 105 ч.1 УК РФ, путем частичного сложения назначить 10 лет 6 месяцев лишения свободы.
В соответствии со ст. 69 ч.5 УК РФ путем частичного сложения с наказанием по приговору Исилькульского районного суда Омской области от 08 декабря 1999года окончательно к отбытию назначить 13 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В остальном названные судебные решения оставить без изменения.
Председательствующий В.Н. Городов.