Итоговый документ суда



Дело № 44у- 162  

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРЕЗИДИУМА АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА

г. Барнаул                                                     16 августа 2011 года

Президиум Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Городова В.Н.

и членов президиума Вейсгейм Л.А., Гончаровой О.П., Камнева С.П., Лобовой О.А.

при секретаре Дьякове Р.М.    

рассмотрел уголовное дело по надзорной жалобе осужденного Мордовца Е.Ю.

о пересмотре приговора Тальменского районного суда Алтайского края от 16 мая 2008 года, которым Мордовец Е.Ю., ранее судимый,

осужден по ст.222 ч.1 УК РФ к 2 годам лишения свободы, в  соответствии  с  ч.3  ст.69  УК  РФ  путем  частичного  сложения  наказаний  к 11 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Алтайского краевого суда от 26 июня 2008 года приговор изменен, исключен из осуждения по ст.222 ч.1 УК РФ квалифицирующий признак незаконного приобретения огнестрельного оружия и боеприпасов к нему.

 В надзорной жалобе осужденный указывает, что суд неверно квалифицировал его действия по ст.109 УК РФ.

По постановлению судьи Алтайского краевого суда от  27 июля  2011года возбуждено надзорное производство, и жалоба передана на рассмотрение президиума Алтайского краевого суда.

Заслушав доклад судьи Алтайского краевого суда Парфененко С.Б., изложившей обстоятельства дела, содержание судебных решений, мотивы обжалования и возбуждения надзорного производства, адвоката Бердыченко Д.С., поддержавшую доводы жалобы и просившую об отмене приговора с направлением дела на новое судебное рассмотрение, заместителя прокурора Алтайского края Гнетову Г.Ш., полагавшую доводы жалобы необоснованными, но приговор подлежащим изменению в части осуждения по ст. 222 ч.1 УК РФ за незаконное хранение и перевозку оружия и боеприпасов без снижения наказания, потерпевшую Б., просившую оставить приговор без изменения, президиум

УСТАНОВИЛ:

по приговору суда (с учетом кассационного определения) Мордовец признан виновным в убийстве, то есть умышленном причинении смерти другому человеку; в хищении огнестрельного оружия и боеприпасов; в незаконном хранении, перевозке и ношении огнестрельного оружия и боеприпасов.

В период времени между 7 и 13 часами 01 сентября 2007 года  Мордовец, зная, что на чердаке дома И. хранится огнестрельное оружие и боеприпасы, взял пустой мешок, поднялся на чердак данного дома, откуда тайно похитил  карабин ТОЗ-7801 с двумя комплектующими деталями к нему - коробчатыми магазинами и боеприпасами - не менее 67 патронов калибра 5,6 мм.

С похищенным оружием и боеприпасами  Мордовец скрылся с места преступления. Незаконно приобретенное (путем хищения) оружие, боеприпасы Мордовец решил хранить, переносить и перевозить с собой.

01 сентября 2007 года Мордовец находился на улице и имел при себе в мешке незаконно хранящийся карабин ТОЗ 78-01.  В дневное время указанного числа около здания автовокзала он попросил П., который был на автомобиле Москвич-2140, довести его до районного центра. П. согласился, и они вдвоем поехали в районный центр. В пути следования на обочине трассы П. остановил автомобиль и сказал Мордовцу, что дальше не поедет, так как находится в состоянии алкогольного опьянения, а далее расположен КПМ ОВД. На этой почве между ними возникла ссора, в ходе которой в период времени с 12  до 20 часов Мордовец достал из мешка карабин ТОЗ 78-01, прицелился в жизненно важные органы:  шею и голову потерпевшего и произвел из указанного оружия два выстрела. Заряд одного из выстрелов попал в правую височную область П., причинив последнему телесные повреждения, повлекшие тяжкий вред здоровью. Смерть П. наступила от огнестрельного пулевого слепого проникающего ранения головы с разрушением вещества головного мозга.

Сразу после убийства Мордовец вытащил труп П. из автомобиля, спрятал  его в траву возле обочины трассы, забрал карабин.

После этого Мордовец положил карабин и патроны в мешок, вышел из автомобиля Москвич 2140, остановил проезжающий мимо по трассе автомобиль «Урал» и попросил водителя довести его до КПМ ОВД. С разрешения водителя Мордовец с мешком, в котором находилось оружие и боеприпасы, сел в указанный автомобиль и вновь стал перевозить указанные предметы. Автомобиль «Урал» для проверки документов  был остановлен сотрудниками милиции на контрольно- пропускном посту. Мордовец, опасаясь, что его могут задержать с незаконно хранящимся оружием и боеприпасами, оставил мешок, в котором находились карабин и боеприпасы, в кабине данного автомобиля и скрылся.

Вина осужденного в совершении преступлений полностью установлена и подтверждается совокупностью исследованных доказательств, получивших надлежащую оценку в приговоре.

Сам осужденный Мордовец пояснил о факте хищения ружья с чердака дома И., которое он положил в мешок и пошел к автовокзалу, чтобы уехать к брату. Пояснил, что в пути следования, проехав село, на обочине трассы П. остановил автомобиль и сказал ему, что дальше не поедет, так как находится в состоянии алкогольного опьянения, а по пути следования расположен КПМ ОВД. На этой почве между ними возникла ссора, в ходе которой он достал из мешка карабин, подвел ствол к правому виску головы потерпевшего и выстрелил. Затем он положил ружье в мешок, остановил попутный автомобиль, на котором доехал до КПМ, оставил в кабине автомобиля мешок с  ружьем и скрылся.

Об аналогичных обстоятельствах осужденный пояснял при даче явки с повинной и при проверке показаний на месте.

Свидетель К. показал, что 01.09.2007 г. около 13 -14 часов он видел П., который шел совместно с каким-то мужчиной со стороны продуктового магазина. Мужчина и П. сели в автомобиль П. и поехали на выезд из села. При проведении опознания он опознал в этом мужчине Мордовца.

Свидетель Л. показал, что на трассе продавал картофель, увидел автомобиль желтого цвета. Данный автомобиль вильнул по трассе несколько раз, то есть двигался не прямо, как обычно автомобили ездят. Затем  автомобиль остановился на обочине, примерно в 100-150 метрах до его места нахождения. Из автомобиля вышел мужчина с мешком, подошел к нему, и он увидел, что в мешке находится ружье, понял это по силуэту. Затем мужчина сел в попутный автомобиль и уехал.

Свидетель У. показал, что проезжал по трассе и по пути следования согласился довезти мужчину. На повороте в  районный пункт остановил автомобиль и сказал мужчине, что ему нужно сделать отметку в КПМ и поэтому вышел из автомобиля с документами. Находился в КПМ не более 5 минут, после чего вышел и сел в кабину, но попутчика уже не было. Мужчина оставил мешок, в котором находилось ружье и патроны.

Свидетель И. показала, что у нее умер муж И.В. Муж занимался охотой. У него имелось оружие, но какое, она сказать не может, и где хранилось, она не знает. При проверке показаний на месте Мордовец пояснил, что ружье взял на чердаке, наверное, его туда положил ее муж. Мордовец в качестве рабочего проживал у нее с зимы 2007 до сентября 2007 г.;  много раз бывал на чердаке дома, сушил там лук и чеснок, у него был доступ ко всем помещениям дома.

Свидетель И.Н. пояснила, что, зная об убийстве П., спросила у Мордовца, зачем он убил мужика. На что он ответил: «Да я случайно, а откуда ты знаешь?».

Свидетель Т. показал, что работает в должности инспектора разрешительной службы, является специалистом в области  стрелкового оружия. Хорошо знает конструкцию  карабина ТОЗ-7801 и утверждает, что автоматическая перезарядка этого оружия невозможна   исходя из конструкции карабина, т.е. после каждого выстрела из карабина необходимо вручную с помощью затвора перезарядить карабин, при этом стреляная гильза автоматически выбрасывается из ствола.

Кроме того, вина осужденного также подтверждается: заключением судебно-медицинской экспертизы о локализации, характере, степени тяжести, механизме и давности образования телесных повреждений, обнаруженных на потерпевшем и причине его смерти; протоколом осмотра места происшествия.

Согласно заключению баллистической экспертизы две гильзы, изъятые при ОМП, являются частями спортивно-охотничьих патронов; данные гильзы выстрелены из одного экземпляра оружия заводского изготовления. Представленный на исследование карабин, изъятый в ходе выемки у У., изготовлен заводским способом, является среднествольным, нарезным, огнестрельным оружием - карабином модели «ТОЗ 78-01» калибра 5,6 мм № 9606329, предназначенным для стрельбы патронами калибра 5,6 мм кольцевого воспламенения. Данный карабин исправен, для стрельбы пригоден. Выстрелы из представленного на исследование карабина без нажатия на спусковой крючок невозможны. Скорость полета пули и энергия, развиваемая ею при стрельбе из представленного карабина, представляет реальную опасность для человека на расстоянии до 1500 м. Две гильзы, изъятые при осмотре места происшествия, стреляны в карабине модели «ТОЗ-78-01» калибра 5,6 мм, № 9606329, изъятом в ходе выемки у У. Представленный на исследование предмет, извлеченный из трупа П., является пулей калибра 5,6 мм - частью спортивно-охотничьего патрона кольцевого воспламенения калибра 5,6 мм. Представленная на исследование пуля, извлеченная из трупа П., выстрелена из карабина ТОЗ-78-01 № 9606329, изъятого у У. Представленные на исследование патроны в количестве 50 штук, изъятые в ходе выемки у У., изготовлены заводским способом, спортивно охотничьи, кольцевого воспламенения, калибра 5,6 мм, являются боеприпасами к спортивно-охотничьему нарезному огнестрельному оружию калибра 5,6 мм. Данные патроны для производства выстрелов пригодны.

Согласно заключению биологической экспертизы на малокалиберной винтовке, представленной на экспертизу, обнаружен пот, который мог произойти от Мордовца.

Согласно заключению одорологической экспертизы с представленной на исследование мелкокалиберной винтовки, двух магазинов с патронами и упаковки патронов собраны и законсервированы запаховые пробы. В запаховых пробах, полученных с малокалиберной винтовки, двух магазинов с патронами и упаковки патронов, изъятых при производстве выемки у У., выявлены запаховые следы проверяемого Мордовца.

Утверждение Мордовца о неосторожном убийстве П. опровергается данными осмотра места происшествия, при котором обнаружено пулевое отверстие в ветровом стекле автомобиля «Москвич» с направлением из салона автомобиля наружу; обнаружение и изъятие двух стреляных гильз из карабина свидетельствует о том, что Мордовцом было произведено два выстрела из карабина, и с учетом технических характеристик карабина производство каждого выстрела возможно лишь при перезарядке оружия вручную умышленно стрелком, автоматическая перезарядка оружия исключена. Также исключен случайный выстрел без нажатия на спусковой крючок.

Квалификация действий  виновного по ст. 105 ч.1 УК РФ является верной.

То, что хозяйка дома не знала о месте нахождения оружия и у осужденного был доступ во все помещения дома, не свидетельствует об отсутствии хищения огнестрельного оружия и боеприпасов, поскольку ружье и боеприпасы Мордовец взял без разрешения предполагаемых собственников и распорядился похищенным по своему усмотрению, поэтому его действия правильно квалифицированны по ст.226 ч.1 УК РФ.

По данным составам преступлений осужденному назначено справедливое наказание с учетом смягчающих обстоятельств: явки с повинной, активного способствования раскрытию преступления, состояния здоровья.

Вместе с тем приговор и кассационное определение подлежат изменению в части квалификации действий виновного по ст. 222 ч.1 УК РФ в связи с неправильным применением уголовного закона.

По смыслу закона под незаконным ношением огнестрельного оружия и боеприпасов следует понимать нахождение их в одежде или непосредственно на теле обвиняемого, а равно переноску в сумке, портфеле и т.п. предметах; под незаконным хранением понимается сокрытие указанных предметов в помещениях, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность; под незаконной перевозкой этих же предметов понимается их перемещение на любом виде транспорта, но не непосредственно при обвиняемом.

Суд, с учетом решения кассационной инстанции, признал Мордовца виновным в незаконном ношении, хранении и перевозке огнестрельного оружия и боеприпасов без учета данных положений.

Как следует из показаний Мордовца, а также свидетелей К., Л. и У., осужденный похитил огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, сложил их в мешок и отправился на автовокзал, затем следовал на автомобиле под управлением П., имея мешок с оружием при себе; после убийства водителя пересел в автомобиль под управлением У., также имея мешок при себе.

Таким образом, эти действия Мордовца охватываются признаком незаконного ношения огнестрельного оружия и боеприпасов и по признакам незаконного хранения и перевозки квалифицированы излишне. Осуждение по этим признакам подлежит исключению, в связи с чем возможно понизить наказание, назначенное Мордовцу по ст. 222 ч.1 УК РФ за незаконное ношение огнестрельного оружия и боеприпасов, а также и по совокупности преступлений.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 407, 408 ч.1 п. 6 УПК РФ, президиум

ПОСТАНОВИЛ:

надзорную жалобу осужденного Мордовца Е.Ю. удовлетворить частично.

Приговор Тальменского районного суда Алтайского края от 16 мая 2008года  и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Алтайского краевого суда от 26 июня 2008года в отношении Мордовца Е.Ю. изменить.

Исключить осуждение по ст. 222 ч.1 УК РФ за незаконное хранение и перевозку огнестрельного оружия и боеприпасов.

Наказание по ст. 222 ч.1 УК РФ снизить до 1 года 9 месяцев лишения свободы.

На основании ст. 69 ч.3 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 105 ч.1, 222 ч.1, 226 ч.1 УК РФ, путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначить 10 лет 11 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

В остальной части приговор и кассационное определение оставить без изменения.

Председательствующий                                                      В.Н. Городов.