Дело № 44у - 127/2011
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
президиума Алтайского краевого суда
г. Барнаул 16 августа 2011 года
Президиум Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Городова В.Н.
членов президиума Вейсгейм Л.А., Гончаровой О.П., Камнева С.П.,
Лобовой О. А.
при секретаре Гарине М.В.
рассмотрел материалы уголовного дела по надзорному представлению заместителя прокурора Алтайского края и жалобам осужденного Сорокина Ю.И. о пересмотре приговора Солонешенского районного суда Алтайского края от 26 апреля 2005 года, которым Сорокин Ю. И., ранее судимый,
- осужден по ст. 70 УК РФ путем частичного присоединения не отбытой части наказания по приговорам от 01 июля 2003 года и 19 августа 2003 года окончательно определено 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Алтайского краевого суда от 23 июня 2005 года приговор изменен, исключено указание на наличие отягчающих обстоятельств - непризнание вины, просьбу потерпевшего о строгом наказании.
Надзорное производство возбуждено постановлением судьи Алтайского краевого суда от 20 июня 2011 года по представлению заместителя прокурора Алтайского края, в котором поставлен вопрос о назначении Сорокину по правилам ст. 70 УК РФ более мягкого наказания в связи с изменением предыдущих приговоров, вошедших в совокупность.
После возбуждения надзорного производства в президиум поступили надзорная жалоба осужденного, а также дополнения к ней, в которых Сорокин просит состоявшиеся судебные решения отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение, поскольку приговор постановлен на неполно исследованных и недопустимых доказательствах; свидетели защиты допрошены не были, чем нарушено его право на защиту; версия о возможном получении потерпевшей телесных повреждений при иных обстоятельствах судом не исследовалась, необоснованно были оглашены показания свидетелей В. и М., протоколы допросов которых приобщены к материалам дела после окончания предварительного следствия и составления обвинительного заключения.
Заслушав доклад судьи Алтайского краевого суда Гончаровой О.П., изложившей обстоятельства дела, содержание судебных решений, мотивы представления и жалобы, основания вынесения постановления о возбуждении надзорного производства, мнение заместителя прокурора Алтайского края Гнетовой Г.Ш., поддержавшей доводы представления, просившей оставить без удовлетворения жалобы осужденного, президиум
УСТАНОВИЛ:
согласно приговору, Сорокин признан виновным в том, что 25 декабря 2004 года в вечернее время, находясь в своем доме, на почве личных неприязненных отношений нанес своей матери С. не менее 25 ударов кулаками и ногами по голове, туловищу, рукам и ногам, причинив телесные повреждения в виде закрытой черепно-мозговой травмы, тотального кровоизлияния под мягкую оболочку головного мозга; закрытой травмы грудной клетки и живота, которые повлекли тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и по неосторожности смерть потерпевшей.
В судебном заседании Сорокин виновным себя не признал и показал, что в день происшествия распивал спиртное с матерью, которая, опьянев, неоднократно падала на пол, флягу, он довел ее до спальни и сам лег спать; около 21 часа обнаружил мать лежащей на полу, она была холодной, он положил ее на кровать и пошел звать соседей, ее брата; предполагает, что телесные повреждения мать могла получить при падении, либо ее кто-то избил в его отсутствие.
Однако его вина установлена исследованными в судебном заседании и приведенными в приговоре доказательствами.
Согласно показаниям потерпевшего Б. - брата погибшей, он, со слов сестры, знал о том, что Сорокин избивал её якобы из-за квартиры, которую она завещала другому сыну. В то время, когда Сорокин находился в местах лишения свободы, сестра не имела синяков на теле, а когда он освобождался, то они появлялись.
Как следует из показаний С-вой, потерпевшая С. жаловалась ей на то, что её сын Ю. в нетрезвом состоянии устраивает драки, разбивает дома мебель, видела у погибшей кровоподтёки на лице.
Свидетель П. - соседка погибшей, пояснила, что во время нахождения Сорокина в местах лишения свободы С. не имела телесных повреждений на лице, а когда он возвращался, то оба вместе распивали спиртное, а лицо С. было избитым; утром 25 декабря 2004 года погибшая заходила к ней, следов побоев на ней не было; Сорокин в нетрезвом состоянии агрессивен, считает, что избить С. мог только он, так как врагов у неё не было.
Из показаний свидетеля М-ой. следует, что после возвращения Сорокина из мест лишения свободы на лице С. часто появлялись синяки; вечером 25 декабря 2004 года Сорокин проник к ней в дом, сообщил, что его мать умерла и чтобы она шла её обмывать; она отказалась.
Свидетель Т. пояснил, что о смерти С. узнал от своей племянницы.
Показаниями свидетеля Ч. установлено, что он видел часто С. в синяках после того, как Сорокин освободился из мест лишения свободы.
По заключению судебно-медицинской экспертизы у Сорокина обнаружены повреждения в виде ссадины: 2, 3 пальцев правой кисти, 1 пальца левой кисти, которые не причинили вреда здоровью, образовались от действия твёрдых тупых предметов, возможно в ходе нанесения ударов кулаками Сорокиным другому лицу, могли образоваться 25 декабря 2004 года.
Согласно показаниям судебно-медицинского эксперта Х., ссадины на правой кисти руки тыльной поверхности Сорокина могли образоваться от соприкасания о твердые тупые предметы и характерны при сжатии руки в кулак в момент удара.
Заключением судебно-медицинской экспертизы трупа С. установлены локализация, характер и степень тяжести телесных повреждений, образовавшихся от множественных (не менее 25) ударов ногами и руками и явившихся причиной ее смерти.
В ходе осмотра места происшествия в половине дома на кровати обнаружен труп С. с признаками насильственной смерти.
Доводы Сорокина о своей невиновности, а также о проникновении в дом посторонних лиц и причинении ими телесных повреждений С. проверялись судом первой и кассационной инстанций и своего подтверждения не нашли.
Нельзя согласиться с доводами жалобы об односторонности предварительного и судебного следствия. Как видно из материалов дела, все
версии о возможной причастности к совершению преступления иных лиц проверялись, все заявленные Сорокиным в судебном заседании ходатайства разрешались судом в соответствии со ст. 271 УПК РФ, в том числе и о допросе дополнительных свидетелей защиты, адреса которых осужденный не называл, суд принимал решение о их допросе в случае доставления свидетелей стороной защиты в судебное заседание, однако в судебное заседание они не явились.
Согласно справке, находящейся на л.д. 41 в т.1, и на которую делает ссылку в своей жалобе осужденный, оперуполномоченным проверялись жители села О., Т-ов, М., В., Т., причастность которых к совершению преступления не подтвердилась.
Показания свидетелей М. и В. о взаимоотношениях Сорокина с матерью, данные в ходе предварительного следствия, оглашены с согласия сторон.
Протоколы их допроса в качестве свидетелей по ходатайству государственного обвинителя и с согласия сторон приобщены к материалам дела в ходе предварительного слушания.
Показания свидетелей П., С-ой, М-ой., данные в ходе предварительного следствия и в судебном заседании, последовательны, согласуются друг с другом и другими доказательствами по делу.
Доводы осужденного о возможном получении телесных повреждений Сорокиной в результате падения также проверялись в суде первой и кассационной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку опровергаются показаниями эксперта Х. и заключением судебно-медицинской экспертизы.
Суд правильно установил фактические обстоятельства дела, на момент постановления приговора дал верную юридическую оценку действиям осужденного по ч. 4 ст. 111 УК РФ, по которой назначил справедливое наказание, что не оспаривается и в представлении.
Суд обоснованно принял решение об отмене условного осуждения по приговору от 01 июля 2003 года и условно-досрочного освобождения по приговору от 19 августа 2003 года, поскольку Сорокиным по настоящему делу совершено преступление, относящееся к категории особо тяжких, и назначил наказание по правилам ст. 70 УК РФ.
Между тем в представлении правильно поставлен вопрос об изменении судебных решений, поскольку Федеральным законом от 07 марта 2011 года № 26-ФЗ в ст. 60 УК РФ и является справедливым.
Кроме того, суд при назначении Сорокину наказания по правилам п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ (в редакции закона от 08 декабря 2003 года) к 3 годам лишения свободы и освобожден по постановлению от 21 июля 2004 года условно-досрочно на 1 год 10 месяцев 13 дней.
Вместе с тем постановлениями президиума Алтайского краевого суда от 10 мая 2011 года названные судебные решения были изменены.
По приговору от 01 июля 2003 года в качестве смягчающего наказание обстоятельства признана явка с повинной, действия Сорокина переквалифицированы на ст.73 УК РФ условно с испытательным сроком 2 года 6 месяцев.
По приговору от 19 августа 2003 года также в качестве смягчающего наказание обстоятельства признана явка с повинной, действия Сорокина переквалифицированы на п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 года № 26-ФЗ), по которой назначено 2 года 10 месяцев лишения свободы.
При таких обстоятельствах, руководствуясь принципом справедливости, закрепленном в ст. 6 УК РФ, президиум считает необходимым назначить Сорокину по совокупности приговоров более мягкое наказание.
Руководствуясь ст. 407, п. 6 ч. 1 ст. 408 УПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
надзорное представление заместителя прокурора Алтайского края удовлетворить полностью, жалобы осужденного Сорокина Ю.И. - частично.
Приговор Солонешенского районного суда Алтайского края от 26 апреля 2005 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Алтайского краевого суда от 23 июня 2005 года в отношении Сорокина Ю.И. изменить.
Переквалифицировать его действия с ч. 4 ст. 111 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 года № 26-ФЗ), по которой назначить 7 (семь) лет лишения свободы.
На основании ст. 70 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного присоединения неотбытой части наказании по приговорам Солонешенского районного суда Алтайского края от 01 июля 2003 года (с учетом постановления президиума Алтайского краевого суда от 10 мая 2011 года) и от 19 августа 2003 года (с учетом постановления президиума Алтайского краевого суда от 10 мая 2011 года) назначить Сорокину Ю.И. 7 (семь) лет 10 (десять) месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
В остальной части приговор суда и определение судебной коллегии оставить без изменения.
Председательствующий В.Н. Городов В.Н.