Судья Секачев А.А. Дело № 22-6909-10
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Барнаул 16 декабря 2010 года
Судебная коллегия по уголовным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего -Дедовой И.К.,
судей - Ершова Н.А., Кабуловой Э.И.,
при секретаре Сидоровой Е.В.,
с участием прокурора Блохина А.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу осуждённого Боизита В.Е. на приговор Шелаболихинского районного супроживающего тамжеда Алтайского края от 30 сентября 2010 года в отношении
Боизита В.Е. <…>,
- осужденного по ч. 3 ст. 162 УК РФ к 8 ( восьми ) годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения в виде содержания под стражей оставлена без изменения.
Срок наказания постановлено исчислять с 30 сентября 2010 года с зачетом в этот срок время содержания Боизита В.Е. под стражей в период с 9 июля по 29 сентября 2010 года
По делу разрешена дальнейшая судьба вещественного доказательства им гражданский иск по которому с Боизита В.Е. в пользу потерпевшей П. взыскано в возмещения материального ущерба- 217 рублей и в счет компенсации морального вреда - 10000 ( десять ) тысяч рублей.
Заслушав доклад судьи Ершова Н.А., выслушав прокурора Блохина А.В. просившего оставить приговор без изменения, как законный и обоснованный, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приговором суда Боизит В.Е. признан виновным и осужден за хищение имущества у потерпевшей П. путем разбойного нападения, с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением предмета, используемого в качестве оружия, с незаконным проникновением в жилище, совершенное в с. <…> при изложенных в приговоре обстоятельствах.
При этом он непосредственно признан виновным в том, что 07 июля 2010 года около 23 часов в вышеуказанном населенном пункте, находясь в алкогольном опьянении, имея при себе нож, из корыстных побуждений, реализуя умысел на разбойное нападение с целью хищения чужого имущества и непосредственно денежных средств, зашел в ограду дома по ул. <…> к П., где подавляя волю последней к сопротивлению, придавил её рукой к забору, закрыл ей рукой рот, чтобы она не позвала на помощь, приставил к шее нож, высказывая угрозы применения насилия, опасного для жизни и здоровья. При этом, когда П. реально опасаясь за свою жизнь и здоровье начала оказывать осужденному сопротивление, тот нанес ей рукой удар в область лица, причинив физическую боль, после чего удерживая за одежду и требуя у неё денег, завёл её на веранду дома, ударив правым бедром о стоящий возле крыльца предмет, причинив физическую боль. В помещении веранды Боизит продолжая наносить потерпевшей удары рукой в различные части тела, также приставив ей к шее нож потребовал ключи от входной двери дома, чтобы проникнуть туда с целью хищения денег. После заявления потерпевшей, что ключи она потеряла Боизит передал нож установленному следствием лицу ( женщине ), приказав ей находиться рядом с П., а сам, повредив окно, проник в дом. Не обнаружив там денег осужденный вышел в сени и через запертые двери потребовал у П. назвать ему место, где у неё хранятся деньги. Опасаясь за свою жизнь и здоровье По. сказала, что сумка с деньгами лежит в шифоньере, которыми осужденный завладел в сумме -217 рублей, после чего вылез из дома и забрав у потерпевшей из сотового телефона сим-карту, чтобы та не позвонила в милицию, с похищенными деньгами с места преступления скрылся.
При этом в ходе указанного нападения осужденным были причинены потерпевшей указанные в приговоре не причинившие вреда здоровью телесные повреждения: ушиб мягких тканей в теменной области (1) в виде их отека и болезненности, подкожная гематома (1) со ссадиной (1) на её фоне в области нижней челюсти слева, подкожная гематома на правом бедре (1).
В судебном заседании осужденный Боизит В.Е. вину в совершении указанного преступления признал.
В кассационной жалобе он ( Боизит В.Е.) просит изменить приговор и смягчить ему назначенное наказание, применив ст. 64 УК РФ. При этом ссылается на такие смягчающие обстоятельства, как признание вины и раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию преступления, состояние в браке и наличие на иждивении двоих несовершеннолетних детей, наличие у него инвалидности 2 группы, отсутствие отягчающих обстоятельств.
В возражениях государственный обвинитель по делу прокурор Шелаболихинского района Гордеева В.С. находит доводы кассационной жалобы несостоятельными и просит оставить приговор без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит приговор не подлежащим изменению по следующим основаниям.
Вина осужденного Боизита В.Е. в судебном заседании с достоверностью установлена, которая помимо её признания им самим подтверждается показаниями потерпевшей П. о том, что ночью 7 июля 2010 года Боизит напал на неё с ножом, около её дома, который приставив ей к шее нож требовал у неё деньги, угрожая в противном случае « пырнуть » её ножом. Потом избивая насильно затащил её в веранду дома, где продолжая требовать денег сказал, чтобы она открыла дом, пригрозив иначе зарезать её. Затем передав нож находившейся с ним девушке ( К.) выбив окно проник в её дом и узнав у неё, что сумка с деньгами находится в шифоньере забрал там у неё 217 рублей, после чего вместе с К. скрылся, пригрозив при этом зарезать её (П.), если она сообщит о случившемся участковому. Также забрал у неё из сотового телефона сим-карту.
Данные обстоятельства усматриваются из показаний свидетелей К., П1. анализ которых приведен в приговоре.
Также вина подтверждается заявлением потерпевшей П. в милицию о привлечении Боизита к уголовной ответственности за совершение указанного разбойного нападения с применением ножа, причинением побоев и хищении у неё из дома в с. <…> её имущества;
протоколами осмотра места происшествия в ходе которых в с. <…> был установлен способ проникновения осужденного в дом потерпевшей через повреждённое окно, следы проникновения, место хранения в доме в шифоньере денег, также на усадьбе Боизита В.Е. по ул. <…> изъяты сим-карта и кухонный нож;
протоколом осмотра и постановлением о приобщении к делу в качестве вещественных доказательств 5 кг сахара, сим-карты, кухонного ножа, изъятых с мест происшествия;
заключением судебно-медицинской экспертизы, установившей у П. наличие ушиба мягких тканей в теменной области (1) в виде отека и других указанных в приговоре телесных повреждений не причинивших вреда здоровью, образование которых в вышеуказанный срок - вечером 7 июля 2010 года от ударов твёрдыми тупыми предметами - не исключается, что согласуется с показаниями потерпевшей о причинении ей этих повреждений осужденным путем нанесения ударов рукой в лицо и насильственном затаскивании её в веранду дома при разбойном нападении;
заключением криминалистической экспертизы, установившей, что нож, изъятый в доме Боизита, изготовлен заводским способом, относится к категории ножей хозяйственно-бытового назначения и не относится к гражданскому холодному оружию (л.д. 118).
При обозрении ножа в судебном заседании, как потерпевшая, так и осужденный, подтвердили, что именно этот нож Боизит использовал в качестве оружия при нападении на потерпевшую и завладении у неё имуществом.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства суд правильно квалифицировал действия осужденного по ч.3 ст. 162 УК РФ как разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенный с угрозой применения насилия опасного для жизни и здоровья, с применением предмета, используемого в качестве оружия, с незаконным проникновением в жилище, что никем не оспаривается.
Наказание Боизиту В.Е. назначено в соответствии с законом, ст.ст. 6, 60 УК РФ, ст. 6 УПК РФ: с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, относящегося к категории особо тяжких, его личности, влияния назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи, смягчающих обстоятельств, в том числе на которые указывается в доводах кассационной жалобы. При этом в качестве таковых суд признал и в полной мере учел его признание вины, наличие на иждивении двоих несовершеннолетних детей, его состояние здоровья и наличие инвалидности.
Суд обоснованно пришел к выводу о назначении Боизиту наказания в виде реального лишения свободы, без применения дополнительного наказания, которое ему определено не в максимальных пределах, предусмотренных санкцией ст. 162 УК РФ, коллегия, как и суд первой инстанции, не находит.
Что касается довода кассационной жалобы об активном способствовании раскрытию преступления, то он несостоятелен, поскольку, как следует из материалов дела, в ходе предварительного и судебного следствия, Боизит, соглашаясь с предъявленным обвинением и признавая вину, отказывался от дачи показаний, ссылаясь на ст. 51 Конституции РФ, что не свидетельствует о его активном способствовании раскрытию преступления, как это предусмотрено пунктом « и » ч. 1 ст. 61 УК РФ.
Оснований для признание по делу в качестве смягчающих иных обстоятельств, в том числе наличие брачных отношений, коллегия также, как суд первой инстанции, не имеет, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 61 УК РФ это является правом, а не обязанностью суда.
Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, не имеется.
Заявленный по делу гражданский иск разрешен в соответствии с законом.
Руководствуясь ст. ст. 377, 378 ч.1 п.1, 388 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Приговор Шелаболихинского районного суда Алтайского края от 30 сентября 2010 года в отношении Боизита В.Е. оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: И.К. Дедова
Судьи: Н.А. Ершов
Э.И. Кабулова