Итоговый документ суда



                                                                                               Дело № И22-5038/10

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Барнаул                                                            02 сентября 2010  года

Судебная коллегия по уголовным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего: Шевелевой Р.В.,

судей: Владимировой Э.В., Чупиной Ж.А.,

при секретаре:  Шалабода Е.Г.,

с участием: прокурора Блохина А.В., адвоката Елисеевой О.А.,

рассмотрела в судебном заседании  02 сентября 2010 года кассационную жалобу адвоката Сивидова Ф.М., кассационные представления заместителя прокурора г. Рубцовска Милькевич Я.Н. на приговор Рубцовского городского суда Алтайского края  от 28 июня 2010 года в отношении

Дидюлина В.Л., не судимого,

- осужденного по ст.70 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору от 21 апреля 2008 года, окончательно определено к отбытию 1 год 5 месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в колонии-поселении.

Заслушав доклад судьи Шевелевой Р.В., выслушав объяснения адвоката Елисеевой О.А., поддержавшей доводы жалобы, мнение прокурора Блохина А.В., поддержавшего частично доводы дополнительных представлений об изменении приговора, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Приговором суда  Дидюлин В.Л. признан виновным в  незаконном хранении и перевозке взрывчатых веществ, при следующих обстоятельствах:

Летом 1996 года, находясь на чердаке дома он взял найденные две  коробки-упаковки с охотничьим дымным порохом, являющимся взрывчатым веществом себе, осуществив, таким образом, незаконное хранение взрывчатого вещества, найденный порох Дидюлин В.Л. положил в кладовку, где стал осуществлять его незаконное хранение до 2006 года, в 2006 году перевез картонные коробки-упаковки с охотничьим дымным порохом, осуществив, таким образом, незаконную перевозку взрывчатого вещества и спрятал на чердаке дома, где хранил его до сентября 2009 года, в сентябре 2009 года, точная дата и время дознанием не установлены, Дидюлин В.Л. привез их в квартиру по другому адресу, где в то время проживал у  своего знакомого Х. и спрятал под креслом-кроватью, которые 09 ноября 2009 года Х. обнаружил и 13 ноября 2009 года добровольно выдал сотрудникам милиции.

В судебном заседании Дидюлин В.Л. вину в совершении инкриминируемого преступления признал полностью, от дачи показаний отказался, подтвердив свои  показания, данные им на предварительном следствии.

В кассационной жалобе адвокат Сивидов Ф.М. в интересах осужденного Дидюлина В.Л. просит приговор отменить, дело в отношении него - прекратить,  полагая, что совершенное Дидюлиным В.Л. действие, хотя формально и содержит признаки преступления, предусмотренного ч.1 ст.222 УК РФ, но в силу малозначительности преступлением не является, поскольку за 14 лет Дидюлин В.Л. даже не израсходовал хранящийся у него порох, что свидетельствует об отсутствии у него каких-либо преступных намерений. Полагает, что действия Дидюлина В.Л. не являются длящимися, поскольку фактически были окончены им в 1996 году и Дидюлин В.Л. должен быть освобожден от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности.

В кассационном представлении заместитель прокурора г. Рубцовска Милькевич Я.Н. просит приговор отменить,  указывая на то, что поскольку при ознакомлении с материалами дела Дидюлин заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в особом порядке, но дело было рассмотрено в общем порядке не по его инициативе, процессуальные издержки не  подлежат взысканию с осужденного и при назначении наказания суд не учел требования ст.316 УПК РФ.

В дополнительных кассационных представлениях помимо вышеизложенного, указано, что в приговоре неверно указана фамилия осужденного, вместо Дидюлин - Дилюлин. Кроме того, для подтверждения вины Дидюлина в совершении перевозки взрывчатых веществ в приговоре отсутствует достаточная совокупность доказательств.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и представлений судебная коллегия  принимает следующее решение.

Вина Дидюлина В.Л. в незаконном хранении  взрывчатых веществ подтверждается, вопреки доводам жалобы, исследованными в судебном заседании  доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в приговоре в соответствии с требованиями ст.73, 88, 297, 307 УПК РФ, а именно, показаниями: свидетеля Х., пояснившего о том, что Дидюлин попросился у него жить с середины сентября 2009 года, 09 ноября Дидюлин ушел из квартиры, а он, делая уборку, обнаружил под креслом, на котором спал осужденный, две картонные коробки с надписью - «порох дымный, охотничий». В этот день Дидюлин домой не вернулся, а он решил выдать это вещество сотрудникам милиции; свидетелей Т., Б., понятых, присутствовавших при выдаче взрывчатого вещества Х.; свидетеля П., оперативного сотрудника, принявшего у Х. взрывчатое вещество, выданное последним; актом добровольной выдачи; заключением эксперта.

Доводы адвоката о том, что совершенное Дидюлиным деяние не является преступлением в силу малозначительности, учитывая, что он на протяжении длительного времени не воспользовался этим веществом, судебная коллегия находит несостоятельными, т.к. правовых оснований на хранение взрывчатого вещества он не имел, хранил 930 грамм этого вещества в квартире у чужого лица при открытом доступе к этому веществу, одна из коробок с взрывчатым веществом изъята в открытом виде, часть взрывчатого вещества в ней отсутствует, в связи с чем, судебная коллегия, как и суд, полагает, что данное деяние представляет общественную опасность и не является малозначительным.

Вопреки доводам жалобы адвоката, выводы суда о том, что совершенное Дидюлиным преступление является длящимся, обоснованны, т.к. длящееся преступление начинается с момента совершения преступного действия (бездействия) и кончается вследствие действия самого виновного, направленного к прекращению преступления или наступления событий, препятствующих совершению преступления (например, вмешательство органов власти). По настоящему уголовному делу, незаконное хранение Дидюлиным взрывчатых веществ было пресечено, когда свидетель Х. выдал это вещество сотрудникам милиции, в связи с чем, сроки давности привлечения Дидюлина к уголовной ответственности за совершенное им  деяние, вопреки доводам жалобы, не истекли, и оснований для прекращения уголовного дела в отношении Дидюлина по этому основанию не имеется.

Кроме осуждения за хранение взрывчатых веществ, Дидюлин осужден судом за перевозку взрывчатых веществ. Вместе с тем, в нарушение требований ст.307 УПК РФ каких-либо доказательств совершения данного действия осужденным в приговоре не приведено, даже показаний Дидюлина об этом, данных им в ходе следствия. Учитывая же, что в материалах дела, кроме признательных показаний Дидюлина, иных доказательств перевозки им взрывчатых веществ не имеется, судебная коллегия полагает необходимым изменить приговор и исключить из него осуждение Дидюлина за перевозку наркотических средств.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает обоснованной и доказанной квалификацию действий Дидюлина по ч.1 ст.222 УК РФ как незаконное хранение взрывчатых веществ.

С учетом внесенных в приговор изменений, судебная коллегия полагает необходимым смягчить назначенное Дидюлину по ст.73 УК РФ, судебная коллегия не находит, полагая, что для его исправления и перевоспитания, необходимо назначение наказания в виде реального лишения свободы.

Кроме того, учитывая, что в соответствии с изложенными в приговоре суда доказательствами, признано доказанным лишь хранение осужденным взрывчатых веществ с сентября по ноябрь 2009 года, судебная коллегия полагает необходимым исключить из приговора назначение наказания Дидюлину по ч.1 ст.222 УК РФ судимость Дидюлина по приговору от 21 апреля 2008 года была погашена.

В связи с чем, также подлежит исключению из вводной части приговора указание на судимость Дидюлина по приговору от 21.04.2008 года.

Кроме того, во вводной и резолютивной частях приговора допущена техническая ошибка в написании фамилии осужденного, вместо фамилии Дидюлин указана фамилия Дилюлин, в связи с чем, вводная и резолютивная часть приговора подлежат уточнению.

Доводы кассационного представления о том, что процессуальные издержки не подлежат взысканию с осужденного и суд не  учел требования ст.316 УПК РФ  могут быть применены при постановлении приговора, рассмотренного в порядке особого судопроизводства. Однако, уголовное дело в отношении Дидюлина рассматривалось и приговор постановлен в общем порядке, в связи с чем, вышеуказанные положения закона не могут быть применены.  

  Руководствуясь ст. ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

   Приговор  Рубцовского городского суда Алтайского края от 28 июня 2010 года в отношении Дидюлина В.Л. изменить:

   Уточнить вводную и резолютивную части приговора, указав фамилию осужденного - Дидюлин В.Л.

    Исключить из приговора осуждение Дидюлина В.Л. за перевозку взрывчатых веществ, смягчив назначенное ему по ст.222 ч.1 УК РФ наказание до 10 месяцев лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении.

    Исключить из вводной части приговора указание на судимость Дидюлина В.Л. по приговору Рубцовского городского суда от 21 апреля 2008 года.

   Исключить из резолютивной части приговора назначение Дидюлину В.Л. наказания по правилам ст. 70 УК РФ.

  В остальной части приговор оставить без изменения, кассационную жалобу адвоката Сивидова Ф.М. оставить без удовлетворения, дополнительные кассационные представления заместителя прокурора г. Рубцовска удовлетворить частично.

Председательствующий:                                                             Р.В.Шевелева

Судьи:                                                                                           Э.В.Владимирова

                                                                                            Ж.А. Чупина