Итоговый документ суда



   Судья    Логачев К.М.                             Дело № 22-4580/2010

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Барнаул                          26 августа  2010 г.

Судебная коллегия по уголовным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Цыбиной О.И.

судей Комаровой Н.В. и Кабуловой Э.И.

с участием прокурора  Середы А.М., осужденного  Комиссарова В.Н., адвоката Познякова Е.А.

при секретаре Бавиной О.С.

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу осужденного Комиссарова В.Н. на приговор Романовского районного суда Алтайского края от  02 июня   2010 г.,  которым

 Комиссаров В.Н. - осужден по ч.1 ст.105  УК РФ к наказанию в виде   лишения свободы сроком на 9 ( девять ) лет   с отбыванием  в колонии строгого режима ( так указано в приговоре).

  

Заслушав доклад судьи Кабуловой Э.И.,  выслушав  объяснения осужденного Комиссарова В.Н.  посредством видеоконференц-связи, адвоката Познякова Е.А. , поддержавших  кассационную жалобу,   прокурора Середу А.М.,  просившего приговор  оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Комиссаров  признан виновным в убийстве, то есть умышленном причинении смерти другому человеку.

Преступление совершено Комиссаровым   при следующих обстоятельствах, установленных судом, подробно изложенных в описательно-мотивировочной части приговора.

        09 марта 2010 года около 01 часа Комиссаров, находясь в спальне дома, расположенного в с. С. Р-ого района Алтайского края  по  ул. Н., д.95, на почве ревности, имея  умысел, направленный на убийство Б., нанес  ей не менее двух порезов в область шеи.

Своими умышленными действиями Комиссаров причинил Б.  резаное ранение передней и боковых поверхностей шеи в верхней её трети с частичным пересечением в стенках  правой общей сонной артерии, полным пересечением подкожных вен шеи, гортани, трахеи, пищевода с дополнительным разрезом по нижнему краю кожной раны у левого её конца и поверхностной насечкой на теле 3 -го шейного позвонка, причинив  тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека.

Смерть Б. наступила на месте преступления от резаного ранения шеи с повреждением правой общей сонной артерии, приведшего к развитию обильной кровопотери.

В судебном заседании Комиссаров вину признал полностью.

    В кассационной жалобе осужденный Комиссаров выражает несогласие с приговором суда ввиду чрезмерной суровости  назначенного ему наказания. В обоснование этого указывает, что преступление было совершено им  в состоянии аффекта на почве ревности,  он осознал содеянное, принес явку с повинной, оказал помощь следствию в раскрытии и расследовании  преступления. Суд не принял во внимание состояние его  (Комиссарова) здоровья, а именно  - наличие ряда  хронических заболеваний.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит  приговор суда подлежащим  изменению.

 Вина  Комиссарова в совершении преступления подтверждается:

- показаниями самого Комиссарова  на предварительном следствии, в том числе при проверке  на месте с его участием,  который  не отрицал, что 08 марта 2010 г. в вечернее время находился дома в спальне  с сожительницей Б.. Она сказала ему,  что у нее есть другой мужчина. Слова Б. его  разозлили. Тогда он пошёл в кухню, где взял из выдвижного ящика буфета нож с длинным лезвием, ручка которого обмотана изолентой синего цвета,  вернулся в спальню. Б.  лежала на кровати, на спине. Он лёг на неё сверху, левой рукой взял за волосы, запрокинув  голову вверх, а нож, который держал в правой руке, приставил лезвием ей к горлу. Б.  сказала, что он её убить не сможет,  она всё равно уйдёт к другому. В этот момент  понял, что хочет убить её, не сдержался, так как был злой. Одним движением правой руки, в которой держал нож, слева направо от себя перерезал ей горло. Точно помнит, что нанёс  ножом один порез. Наносил ли  ещё порезы, не помнит, поскольку  в тот момент был очень злой, но не исключает этого.    Нож, которым  перерезал Б.  горло, положил в кухне, на буфет. Затем выпил ещё водки,  позвонил матери, рассказал, что убил Б.;

 - показаниями потерпевшей К., из которых следует, что  несколько лет  тому назад в ходе ссоры Комиссаров угрожал ее дочери ( Б. ) убийством . Та писала заявление в милицию, но в суде они примирились. 09 марта 2010 г. со слов дочери Марины  (В. ) узнала, что Комиссаров дома  зарезал дочь  Б.

 -показаниями свидетеля Д. - матери Комиссарова,  которой он позвонил  09 марта 2010 г. в ночное время, сказал, что   зарезал Б.  Когда она с М. и С. приехали к ним (Комиссарову и Б.)  домой,  обнаружили Б. мертвой.   На вопрос С., ее сын (Комиссаров)  ответил, что вместе с Б. распивал спиртное, а затем из ревности перерезал ей горло.  Заглянув в спальню, она  (Д.)    увидела, что Б. лежала  без одежды, на шее  у неё имелась большая рана, а одеяло вокруг  было в крови;

-аналогичными показаниями свидетелей  С. и В., которые в ночь на 09 марта 2010 г., узнав о случившемся, пришли в дом Комиссарова, где обнаружили труп Б.;

-показаниями свидетеля О. - участкового уполномоченного ОВД по Романовскому району, из которых следует, что 09 марта 2010 г. в ночное время он   застал Комиссарова  спящим в кухне его дома.    В спальне на диване лежал обнажённый труп Б. с резаной раной на шее. Проснувшись, Комиссаров  рассказал, что они с Б. распивали спиртное. Затем, когда они лежали в спальне на диване, Б. сказала ему, что у неё есть другой мужчина. Он разозлился на неё, взял в кухне нож и перерезал ей горло;  

        -протоколом осмотра места происшествия от 09.03.2010 года - дома, расположенного в с.С., в ходе которого в спальне на диване обнаружен  труп Б. с  резаной раной на шее. Одеяло, на котором лежит труп, обильно пропитано веществом бурого цвета, похожим на кровь. В кухне дома на столешнице буфета обнаружен нож, имеющий двустороннюю заточку лезвия клинка. Рукоять ножа состоит из двух пластин, изготовленных из полимерного материала, соединённых между собой заклёпкой и изолентой синего цвета. На клинке и на основании рукояти ножа видны следы вещества бурого цвета, похожего на кровь.

 В ходе осмотра изъяты и  упакованы:  нож, фрагмент одеяла из-под трупа Б.,  одежда (свитер и трико Комиссарова). На них  при производстве судебно-медицинских экспертиз  обнаружена кровь человека, которая могла произойти от Б. и не могла произойти от Комиссарова;

        -протоколом  выемки  у Комиссарова  срезов ногтевых пластин с пальцев рук и смывов с кистей рук, на которых при производстве судебно-медицинской экспертизы найдены клетки эпидермиса и кровь человека, смешанная с потом, их  происхождение от Б. не исключается;

         -заключением  эксперта № 44 от 18.03.2010 г. о характере, локализации,  степени тяжести, механизме    и давности образования телесных повреждений, обнаруженных у Б., причине и давности наступления ее смерти, выводы которого  соответствуют  описательной части приговора, и другими.

 

Приведенные  доказательства судом проверены с соблюдением требований ст. 87 УПК РФ, исследованы   полно, всесторонне и объективно, их оценка соответствует правилам ст. 88 УПК РФ, они обоснованно признаны достоверными и положены в основу  обвинительного приговора в отношении  Комиссарова.

С учетом добытых доказательств действия  Комиссарова   правильно квалифицированы судом по ч.1 ст. 105  УК РФ как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.

Нанося потерпевшей  не менее двух  ударов  ножом - орудием, обладающим выраженными поражающими свойствами, в область шеи, где расположены  жизненно-важные кровеносные артерии и органы, Комиссаров бесспорно преследовал цель лишить потерпевшую Б. жизни, которую фактически и реализовал.

Как видно из показаний самого Комиссарова, свидетелей С., Д., В., О.,   мотивом убийства потерпевшей явилась ревность.    

При этом Комиссаров, вопреки  доводам, содержащимся в его кассационной жалобе,  не находился  в состоянии аффекта, что  суд верно констатировал в приговоре.

Необходимыми признаками убийства, совершенного в состоянии сильного душевного волнения, являются внезапность возникновения волнения и его обусловленность неправомерными действиями  или аморальным поведением потерпевшего.  Наличие внезапно возникшего физиологического аффекта исключает приготовительные действия на всех этапах совершения убийства. При убийстве в состоянии сильного душевного волнения аффект характеризуется бурным внешним выражением, кратковременностью сужения или концентрацией сознания, снижением самоконтроля над собственным поведением.

Как установлено судом   на основании собранных по делу доказательств, разозлившись на Б. за слова о другом мужчине, Комиссаров  намеренно покинул спальню, где они находились и прошел в кухню   для того, чтобы вооружиться ножом, то есть приготовить орудие убийства.

Он сохранял полный  контроль над своими действиями  во время  реализации преступного умысла на убийство   и после этого.

В частности, Комиссаров   отчетливо  запомнил, откуда  именно и какой взял нож, назвав впоследствии при  допросе его отличительные признаки.

Кроме того, он   в деталях описал, как Б. располагалась на кровати в момент  убийства, механизм причинения ей смертельных ранений, указал, что затем  положил нож обратно   на буфет в кухне, откуда он и был в действительности изъят при осмотре места происшествия.

Лишив потерпевшую жизни, Комиссаров выпил спиртное, позвонил матери, которой сообщил об убийстве. По приходу свидетелей всем рассказал, что  «перерезал Б. горло из ревности».      

 При таких обстоятельствах  суд правильно счел убедительными  выводы психолого-психиатрической экспертизы о том, что Комиссаров в момент совершения инкриминируемого деяния не пребывал  в состоянии физиологического аффекта, и обоснованно  не нашел оснований для переквалификации его действий на ст. 107 УК РФ.

Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, судебная коллегия не усматривает.

При определении  вида и размера наказания Комиссарову    судом, как того требуют ст.ст.6, 43, 60 УК РФ, 6 УПК РФ, в полной  мере  учтены  конкретные  обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного  им преступления,  отнесенного  ст. 15 УК РФ  к категории  особо  тяжких, характеризующие его личность сведения,  установленные  смягчающие обстоятельства - явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления,  на чем акцентирует внимание автор жалобы, отсутствие   отягчающих наказание обстоятельств.

Вопреки аргументу автора кассационной жалобы, при назначении наказания Комиссарову судом в достаточной степени принято во внимание и состояние его здоровья.   

Правила назначения наказания, закрепленные в ст.  62 ч.1 УК РФ, судом также соблюдены.

Оснований для признания в качестве смягчающего наказания Комиссарова  обстоятельства, предусмотренного п. «з» ч.1 ст. 61 УК РФ - противоправность  или аморальность  поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления, судебная коллегия, как и суд первой инстанции, не находит.  

 Выводы суда о назначении Комиссарову наказания в виде реального лишения свободы, отсутствии  оснований для применения к нему положений ст.ст. 64, 73 УК РФ  надлежаще мотивированы, поэтому оснований не соглашаться с ними у судебной коллегии не имеется.

Назначенное Комиссарову  наказание соразмерно им содеянному, его личности,  в силу чего оснований к его  смягчению  судебная коллегия не усматривает.

Вместе с тем  судебная коллегия полагает приговор суда подлежащим   уточнению в части вида исправительного учреждения, назначенного Комиссарову .

 В соответствии с п. «в» ч.1 ст. 58 УК РФ мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, отбывание наказания назначается в исправительных колониях строгого режима.

Указав в приговоре, что Комиссарову надлежит отбывать наказание в колонии строгого режима, суд, вопреки требованиям  вышеназванного уголовного закона, допустил неточную юридическую формулировку в определении вида исправительного учреждения.    

Оснований к отмене или изменению приговора, кроме вышеуказанного, нет.

 

На основании  изложенного и руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ , судебная коллегия

   ОПРЕДЕЛИЛА :

 Приговор Романовского районного суда Алтайского края от 02 июня 2010 г.  в отношении КОМИССАРОВА  В.Н.    изменить.

Уточнить, что отбывание наказания Комиссарову В.Н. назначено в исправительной колонии строгого режима.

В остальном приговор оставить без изменения,   кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий                                      О.И. Цыбина

Судьи                                                                    Э.И. Кабулова

       Н.В. Комарова