Судья Ведищева Л.А. Дело № 22-5881/10
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Барнаул 14 октября 2010 года.
Судебная коллегия по уголовным делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего - Синещекова В.Е.,
судей - Ершова Н.А., Бусаргиной Г.Л.,
при секретаре Ермошиной В.В.,
с участием прокурора Киреенко С.А., адвоката Суховерхова И.В. в защиту интересов осужденного Головских К.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании основную и дополнительную кассационную жалобу осужденного Головских К.В. на приговор Алтайского районного суда Алтайского края от 20 августа 2010 года, которым
Головских К.В., ранее судимый, - осужден:
- по ч.1 ст.105 УК РФ к 8 (восьми) годам 6 ( шести ) месяцам лишения свободы;
- по ч.1 ст.158 УК РФ к 1 ( одному ) году лишения свободы.
В порядке ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначено - 9 ( девять ) лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения оставлена прежней в виде заключения под стражу.
Срок наказания исчислен с 20 августа 2010 года с зачетом в этот срок время заключения Головских К.В. под стражей в период с 17 июля 2009 года по 19 августа 2010 года включительно.
По делу разрешена дальнейшая судьба вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи Ершова Н.А., адвоката Суховерхова И.В. не заявившего ходатайств и поддержавшего доводы основной и дополнительной кассационной жалобы осужденного о несогласии с приговором, выслушав прокурора Киреенко С.А. просившего оставить приговор без изменения, как законный и обоснованный, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
При изложенных в приговоре обстоятельствах Головских К.В. признан виновным и осужден за умышленное убийство К., совершенное в период с 16 часов 14 июня 2009 года до 10 часов 15 июня 2009 года (более точное время в ходе предварительного следствия не установлено ) в доме потерпевшего по ул. С, х с. А. А-кого района Алтайского края, путем нанесения ему на почве личных неприязненных отношений не менее 6 ударов в область головы и лица, взятым в доме неустановленным твердым тупым предметом с ограниченной поверхностью, в том числе в виде выраженного ребра, от чего последний скончался на месте происшествия.
Также он (Головских К.В.) признан виновным и осужден за кражу DVD-плеера BBK стоимостью 1 500 рублей, сотового телефона NOKIA 1200 стоимостью 500 рублей и денег в сумме 600 рублей принадлежащие К., совершенной из корыстных побуждений из вышеуказанного дома после убийства последнего, с которыми скрылся распорядившись впоследствии по собственному усмотрению, причинив признанной по делу потерпевшей Н. ущерб на общую сумму 2600 рублей.
В судебном заседании Головских К.В. вину в инкриминируемых преступлениях по ст. 158 ч.1 УК РФ признал полностью.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней осужденный Головских выражает несогласие с приговором, считая его незаконным, необоснованным и несправедливым. Ссылаясь на показания свидетеля О. указывает, что он оборонялся от потерпевшего, а на предварительном следствии оговорил себя и дал явку с повинной, так как был « с похмелья », плохо себя чувствовал и хотел, чтобы его поскорее отвели в камеру, где он смог бы отлежаться. Показания давал без адвоката Московских, который пришел потом от которого он отказался, так как тот является другом отца потерпевшего и заинтересован в исходе дела. Поэтому эти показания считает недопустимыми. Указывает, что о свидетеле О. он первоначально умалчивал, так как не хотел чтобы о том, что она была вместе с ним и о их отношениях узнали, так как у той должна была состояться « помолвка ». Полагает, что по делу не полно исследована личность потерпевшего, который был «нервным », часто употреблял спиртное и « дебоширил », по делу следовало допросить в качестве свидетелей судмедэксперта, а также адвоката Московских и отца потерпевшего о их дружеских отношениях. Считает, что судебное следствие проведено предвзято и с нарушениями уголовно-процессуального закона. Прокурор плохо изучил материалы уголовного дела. В итоге в основной жалобе просит приговор отменить, в дополнениях изменить, переквалифицировав его действия на ч.1 ст. 108 УК РФ по которой назначить наказание.
В возражениях потерпевшая Н., а также государственный обвинитель по делу помощник прокурора Алтайского района Крашенинин С.А. выражают несогласие с доводами кассационной жалобы осужденного и просят оставить приговор без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и поступивших возражений, судебная коллегия оснований для удовлетворения кассационной жалобы осужденного не находит и оставляет приговор без изменения по следующим основаниям.
Выводы суда о виновности Головских К.В в инкриминируемых преступлениях соответствуют фактическим обстоятельствам дела, которые основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, получивших в приговоре надлежащую судебную оценку, соответствующую требованиям ст.ст. 87, 88 УПК РФ. Приговор содержит анализ представленных сторонами доказательств и мотивированные выводы суда о том, почему одни из доказательств приняты судом во внимание и положены в основу приговора, а другие отвергнуты, как это предусмотрено законом ст.ст. 297, 307 УПК РФ.
Вина Головских в совершении кражи, а также вопреки доводов его основной и дополнительной кассационной жалобы и в совершении умышленного убийства К. в судебном заседании с достоверностью установлена: показаниями его самого на предварительном следствии в качестве подозреваемого исследовавшимися в порядке ст. 281 УПК РФ; протоколом явки с повинной; протоколами осмотра места происшествия, выемок, заключениями проведенных по делу судебно-медицинской, судебно-биологической, физико-технической экспертиз и других доказательств на основании их надлежащей оценки, подробный анализ которых приведен в приговоре.
Доводы кассационной жалобы осужденного и его версия о причинении смерти потерпевшему при необходимой обороне, а также при превышении её пределов подлежат отклонению, как несостоятельные, поскольку они были судом по делу надлежащим образом проверены и не нашли своего подтверждения, поэтому обоснованно отвергнуты.
Так, непосредственно сам Головских на предварительном следствии при допросе в качестве подозреваемого не оспаривал, что вечером 14 июня 2009 года он приехал в село А. к матери своего знакомого по местам лишения свободы П. Л., где встретил ранее незнакомого К., который пригласил его к себе домой, где они вместе стали распивать спиртное. В ходе этого К. первым стал выражаться в его адрес нецензурной бранью и толкнул в грудь рукой, а затем ушел в комнату и сел на кровать. Разозлившись за это на потерпевшего он ( Головских ) взял находившийся в доме у входной двери на веранде колун с которым зашел в комнату к К. и нанес ему колуном удары в область лица, ниже носа от которых К. упал на кровать и больше не двигался. Затем он накрыл лицо потерпевшего подушкой и положил колун у входной двери. После этого он решил и забрал висевший на шнурке на шее К. сотовый телефон NOKIA в корпусе серо-синего цвета, а также DVD плеер серебристого цвета и из буфета в кухне 600 рублей денег купюрами по 100 рублей, с которыми вышел из дома, предварительно заперев дверь веранды на навесной замок и на попутном автомобиле уехал в г. Г.-А.. Ключ от дома К. выкинул по дороге в р. К.. Подтверждал, что во время ссоры К. ему каких-либо ударов не наносил, кроме толчка в грудь рукой.
Что 20-х числах июня 2009 года он отдал похищенные сотовый телефон NOKIA и DVD плеер своему знакомому Д., а деньги потратил на собственные нужды (т.1 л.д.117-121).
О своей причастности к совершению умышленного убийства потерпевшего К. осужденный Головских сообщал в принятой у него в соответствии с законом явке с повинной о том, что в ночь с 14 на 15 июня 2009 года в ходе ссоры из-за личных неприязненных отношений в доме К. он несколько раз ударил последнего топором в область лица, от чего тот скончался (т. 1 л.д. 90).
Указанные выше показания добыты в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, с участием адвоката, разъяснением Головских всех его прав, в том числе предусмотренных ст.51 Конституции РФ и его праве не свидетельствовать против себя самого, чем он сам не воспользовался. Поэтому они обоснованно признаны судом допустимыми доказательствами, а доводы кассационной жалобы осужденного по этому поводу со ссылками на дачу этих показаний без адвоката, самооговоре себя ввиду похмельного синдрома и плохого самочувствия, а также заинтересованности адвоката ( Московских ) в исходе деле по причине нахождения в дружеских отношениях с отцом потерпевшего подлежат отклонению, как несостоятельные и противоречащие фактическим обстоятельствам дела.
По аналогичным причинам подлежат отклонению и доводы о незаконности даче им явки с повинной.
При этом выдвигаемые в судебном заседании осужденным и его защитой вышеуказанные доводы и версии судом первой инстанции по делу проверены и обоснованно отклонены, как не нашедшие своего подтверждения.
Из показаний допрошенного по этому поводу в качестве свидетеля работника милиции Б., который принимал у Головских явку с повинной, однозначно следует, что последний собственноручно и добровольно изложил обстоятельства убийства К., без подсказок с его стороны. Факт нахождения Головских в момент дачи явки с повинной в болезненном состоянии, лишающем его возможности правильно оценивать содеянное, исследованными в судебном заседании доказательствами не подтвержден.
Из показаний потерпевшей видно, что общение между семьёй К. и адвокатом Московских не носит дружеского характера, а было связано с его профессиональной деятельностью, что обоснованно позволило суду сделать правильный вывод об отсутствии оснований, исключающих его участие в производстве данного уголовного дела в качестве защитника.
Согласно протокола осмотра места происшествия и трупа потерпевшего следует, что он был обнаружен в доме по месту жительства К. в с. А., ул. С., х, в комнате на кровати в положении лежа на спине с подушкой на лице, с признаками насильственной смерти. При этом в доме обнаружено отсутствие принадлежащих К. DVD-плеера и сотового телефона NOKIA-1200, что согласуется с вышеуказанными признательными показаниями осужденного и получило по делу надлежащую оценку (т. 1 л.д. 30-65).
Из заключения судебно-медицинской экспертизы усматривается, что у потерпевшего К. установлены указанные в приговоре телесные повреждения и непосредственно в виде множественных оскольчато-фрагментарных переломов верхней и нижней челюстей, которые возникли в результате 4-х ударов твердым тупым предметом с ограниченной поверхностью и 2-х ударов твердым тупым предметом с ограниченной поверхностью в виде выраженного ребра. В случае прижизненного образования данных переломов они сопровождаются тяжелой черепно-мозговой травмой в виде кровоизлияний под оболочки и в вещество головного мозга, которая причиняет тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и наступление от неё смерти К. в вышеуказанный срок ( с 16 часов 14.06. 2009 года до 10 часов 15.06.2009 года ) - не исключается.
Данное обстоятельство следует из показаний эксперта Ю., оглашенных в судебном заседании с согласия сторон в связи с его неявкой.
Заключением медико-криминалистической судебной экспертизы установлено, что на лицевой поверхности черепа К. выявлено 6 (шесть) зон воздействия травмирующим объектом (объектами). При этом образование непосредственно зон воздействия № 1 - № 4 обухом и лезвием колуна не исключается и, чему суд дал соответствующую оценку
С учетом изложенного, несмотря на то, что причина смерти К. заключением СМЭ из-за резко выраженного универсального гниения и скелетирования трупа не установлена, суд обоснованно пришел к выводу, что непосредственной причиной смерти последнего явились совершенные в его отношении вышеуказанные умышленные преступные действия осужденного и его убийство, путем нанесения ему неоднократных ударов тупым твердым предметом в жизненно-важный орган, в область головы (лица ).
Суд обоснованно критически относится к показаниям Головских о том, что он нанес потерпевшему только два удара в область головы, а не шесть, поскольку это противоречит заключениям вышеуказанных судебно-медицинской, медико-криминалистической экспертиз о том, что на лицевой поверхности черепа К. выявлено 6 ( шесть) зон воздействия травмирующим объектом (объектами), а также показаниям судебно-медицинского эксперта Ю., что воздействий было не менее 6-ти, механизм причинения которых мог соответствовать механизму, указанному Головских К.В. При этом после причинения указанных повреждений К. не мог совершать активных действий, сопротивляться, переходить с места на место, который мог упасть, после чего последовала его смерть, наступление которой 14 июня 2009 года - не исключается, что согласуется с вышеуказанными показаниями Головских.
Кроме того, согласно показаний Головских в доме потерпевшего в момент ссоры и нанесения ударов они находились вдвоем, после совершения преступления он положил подушку на лицо потерпевшего, который не подавал признаков жизни, после ухода закрыл дверь дома на замок, ключ от которого выбросил в р. К. по дороге в г. Г.-А., что получило по делу правильную судебную оценку.
Данные показания подтверждаются показаниями потерпевшей Н. о том, что они обнаружили труп сына лежащим на диване, у которого на лице была подушка, входная дверь была закрыта на замок. Эти же обстоятельства подтверждаются и вышеуказанными результатами протокола осмотра места происшествия.
Каких-либо оснований сомневаться в допустимости приведенных в приговоре доказательств вины осужденного не имеется.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства суд правильно квалифицировал действия Головских К.В. по ч.1 ст. 105 УК РФ, как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, мотивировав это в приговоре.
Коллегия, как и суд первой инстанции, не усматривает в действиях осужденного необходимой обороны, а также превышении её пределов и оснований для переквалификации его действий на иной более мягкий состав преступления, в том числе предусмотренный ч.1 ст.108 УК РФ не находит, а доводы его кассационной жалобы по этому поводу, со ссылкой на показания свидетеля Осиповой, подлежат отклонению, как несостоятельные.
При этом, как указано выше, эти доводы осужденного судом по делу проверены и обоснованно отклонены, как не нашедшие своего подтверждения. Что касается показаний Осиповой, то суд дал им надлежащую оценку.
Последующие действия Головских К.В., связанные с хищением из дома потерпевшего имущества, правильно квалифицированы судом по ч.1 ст. 158 УК РФ.
Наказание Головских К.В. назначено в соответствии с законом ст.ст. 6, 60 УК РФ, ст. 6 УПК РФ: с учетом характера и степени общественной опасности совершенных им преступлений, его личности, влияния назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи, смягчающих обстоятельств.
В качестве таковых суд признал и в полной мере учел его частичное признание в убийстве потерпевшего, полное признание вины в совершении кражи его имущества, чистосердечное раскаяние в содеянном, поведение потерпевшего, послужившее причиной совершения преступления, явку с повинной, активное способствование раскрытию преступления, состояние здоровья.
В качестве отягчающего обстоятельства учтен рецидив преступлений.
Назначенное осужденному наказание, как по виду, так и размеру является справедливым и смягчению не подлежит.
Психическое состояние Головских судом по делу надлежащим образом проверено и оценено.
Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, не имеется, а доводы кассационной жалобы, по этому поводу, включая ссылки на «плохое» изучение прокурором материалов уголовного дела, ненадлежащее исследование личности потерпевшего, неполноту и предвзятость судебного следствия, являются несостоятельными.
Руководствуясь ст.ст. 377,378 ч.1 п.1, 388 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Приговор Алтайского районного суда Алтайского края от 20 августа 2010 года в отношении Головских К.В. оставить без изменения, а его кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий В.Е. Синещеков
Судьи Н.А. Ершов
Г.Л. Бусаргина